Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 17:51, курсовая работа
Суд - орган государства, охраняющий от всяких посягательств на интересы
господствующего класса, путем осуществления правосудия, применения мер
государственного принуждения, с лицом, нарушающим установленный
правопорядок. Суд возникает вместе с государством, но выделяется в
самостоятельный орган по мере развития государственного механизма и
образования специального государственного аппарата.
I. Обзор исторического развития судопроизводства в России до 1864 года.
II . Причины реформы и ее подготовка.
1. Причины реформы.
2. Подготовка судебной реформы 1864 года.
а) Дореформенный суд в Российской империи.
б) Участие дворянских комитетов в подготовке судебной
реформы.
III. Судебные органы после реформы 1864 года.
1. Принцип несменяемости судей.
2. Изменение судебных органов.
а) Мировые суды.
б) Волостные суды.
в) Окружные суды.
г) Суд сословных представителей.
д) Суд присяжных.
е) Судебные палаты.
ж) Верховный суд.
з) Военные суды.
IV. Реорганизация прокуратуры.
1. Возникновение института прокуратуры в Российской империи.
2. Прокуратура после судебной реформы 1864 года.
V. Адвокатура
VI. Судоустройство.
1. «Учреждение судебных установлений».
2. «Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями».
3. «Устав уголовного судопроизводства».
4. «Устав гражданского судопроизводства».
VII. Заключение.
Сноски.
Список литературы.
отведенной ему компетенции, однако дела некоторых лиц, например
духовенства, подлежали ведомству других судов; из компетенции мирового
судьи исключались дела таких ли, привлечение которых к ответственности
изменяло состав преступного деяния или влекло усиление наказания.
Основными стадиями в уголовном процессе, согласно Уставу, были:
предварительное расследование, предание суду, приготовительные распоряжения
к суду, рассмотрение дела, исполнение приговора. Различались приговоры
окончательные - которые подлежали пересмотру только в кассационном порядке,
т.е. не по существу, а лишь по вопросу об их законности или незаконности, и
неокончательные - допускавшие возможность пересмотра дела по существу, т.е.
в порядке апелляции.
4. «Устав гражданского судопроизводства».
«Устав гражданского судопроизводства» - гражданский процессуальный кодекс,
различал судопроизводство гражданских дел в мировых и судебно-
административных установлениях - в суде земских начальников и уездных
съездов, и судопроизводство в общих судебных местах. В Уставе, отразившем
основные принципы буржуазного права, наиболее последовательно осуществлены
начала состязательности, доказательства в нем должны были обеспечивать
стороны. Низшей инстанцией являлся окружной суд, апелляционной - судебная
палата. Слушание дела происходило в открытом судебном заседании.
Судебные уставы ввели суд присяжных и институт судебных следователей, была
реорганизована прокуратура, учреждена адвокатура и провозглашены такие
принципы судопроизводства, как гласность, устность, состязательность.
Некоторые судебные органы, как мировая юстиция, стали выборными, была
создана более четкая система судебных инстанций.
VII. Заключение.
Реформы второй половины XIX века в Российской империи привлекают умением
правительства Александра II, с относительно малыми потерями на рубеже 50-60-
х годов, выйти из кризисной ситуации, определить оптимальное направление
преобразований - «революция сверху», обеспечивая при этом быстрое
продвижение государства вперед на пути развития. В этот период прошлого
века российское общество переживало осознание колоссального отставания от
других стран и народов, необходимости перемен, - состояние, которое можно
назвать общественным прозрением.
Не меняя основ государственного устройства, так как были сохранены форма
правления в виде абсолютной монархии, система органов управления, как в
центре, так и на местах, Александра II определил приоритетные направления
реформ, обеспечивающих экономическое и социальное развитие страны. Была
проведена судебная реформа 1864 года, обеспечившая защиту отношений
собственности и прав личности. Были образованы органы земского и городского
самоуправления, взявшие на себя решение вопросов в хозяйственной и
социальной сферах на уровне губерний и уездов.
В XX веке, в ходе преобразований 80-90-х годов, реформировались
одновременно институт президента, парламентаризма, государственно-
территориальное устройство, местное самоуправление без определения
первоочередных задач, приоритетных реформ, их взаимной связи.
Конечно, проще восстановить ход подготовки преобразований 60-70-х годов XIX
века, нежели сегодняшних. Так, на подготовку судебных уставов 1864 года
ушло, по меньшей мере, семь лет.
К сожалению, в проводимых в наши дни преобразованиях судебной реформе не
отводиться первоочередная роль, как в прошлом столетии. Недооценка суда,
места и роли его в обществе и государстве уходит корнями в советское
прошлое, когда суд не являлся ветвью государственной власти,
самостоятельной и независимой от двух других властей - законодательной и
исполнительной. Как следствие - и в официальных документах того времени в
общем перечне правоохранительных органов суд занимал место после милиции и
прокуратуры.
Между тем успех других реформ в значительной степени обусловлен состоянием
дел в сфере судоустройства и судопроизводства. Надлежащего судебно-
правового обеспечения требует экономическая реформа. Суд призван выступать
в качестве арбитра в спорах между законодательной и исполнительной
властями. Решение проблем государственно устройства - прерогатива судебной
власти.
Проводя параллели меду судебной реформой 1864 года в Российской империи и
нынешней на Украине, нельзя не отметить, что во второй половине XIX века
реформировались одновременно вся система судоустройства и судопроизводства.
В отличие от этого 80-90-х годах XX века совсем не имелось в виду сломать
существующую судебную систему, а затем учредить новый суд. Предполагалось
постепенно трансформировать ее, дополнить новыми типами юстиции, формами
судопроизводства, демократическими принципами и институтами судоустройства
и судопроизводства с учетом потребностей общества и государства, принимая
во внимание зарубежный и собственный дореволюционный опыт.
Путь радикального реформирования, коренной ломки старой и создания новой
судебной системы, предпринятый «отцами» судебной реформы 1864 года, требует
большей подготовки, больших усилий. Путь постепенного «врастания» суда в
новые общественно-экономические, государственные отношения, принятия
отдельных законов о судоустройстве и судопроизводстве, по которому идет
нынешняя судебная реформа в Украине, требует меньших материальных и
организационных затрат. Однако здесь реформатора предостерегает опасность.
Механизм судоустройства и судопроизводства представляет собой единое целое,
все звенья которого взаимосвязаны. Несогласованность, сбой, даже опережение
в одном звене могут вывести из строя весь механизм.
Опыт проведения государственно-правовых реформ в Российской империи
показывает, что наибольший эффект в обновлении форм и сущности институтов
достигался в том случае, когда реформы проводились в комплексе,
взаимозависимости, когда изменениям скоодинированно подвергались различные
сферы государственной и общественной жизни: социальной, духовной,
экономической, культурной, политической.
Вполне привычны проблемы становления новых форм суда: отсутствие
достаточных финансовых средств, достаточного числа высококвалифицированных
юридических кадров. В этой связи перед законодателем вновь стоит сложная
задача определения степени единства судебной организации. Это трудность не
была преодолена и в ходе судебной реформы XIX века. Созданная тогда
судебная система не стала единой.
Программа обновления организации украинского правосудия соответствует
основной цели - приближения ее к цивилизованной демократической модели,
соответствующей требованиям международных конвенций о правах человека.
Однако, учитывая менталитет украинского народа, опыт реформ прошлого, по-
видимому, не следует попытаться в одночасье разрушить старую систему и на
«чистом» месте создать новую. Этот сложный процесс требует взаимоучета
сложившихся реалий в правовой и иных сферах общественной жизни.
Исторический опыт свидетельствует также о том, что достаточно традиционным
оставались и цели судебных реформ, провозглашавшие принципы создания
равного, справедливого, гуманного суда. Они и по сей день остаются идеалом,
соответствующим человеческим чаяниям. Определенный оптимизм внушает то, что
почти на каждом этапе отечественной истории реформы достигали определенного
положительного результата, являлись очередным шагом в освоении общезначимых
политико-правовых ценностей.