Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 21:30, реферат
Цель моей работы:
1.Дать точное понятие – государства и разобрать его сущность;
2.Рассмотреть государство, как политический институт
Введение 2стр.
ГЛАВА I
Понятие, происхождение и сущность государства 4стр.
ГЛАВА II
Формы государственного правления 10стр.
ГЛАВА III
Формы государственного устройства 19стр.
ГЛАВА IV
Правовое социальное государство 24стр.
Заключение 27стр.
Список литературы и сайтов в Интернете 29стр.
На протяжении истории человечества, отмеченные признаки государства не оставались неизменными. Они трансформировались в структуре институтов государственной власти, их специализации и дифференциации (См. рис №1 в Приложении на 30стр.)
Цель государства – то желаемое, возможное и необходимое состояние общества, его жизнедеятельности, которое должно быть достигнуто; это тот идеал, та логически обоснованная конструкция, образ, который требуется создать, воплотить в жизни. Цель государства закрепляется в основном законе (конституции) и определяет функции государства.
Функции государства (это внутренняя и внешняя политика) – главные направления деятельности, виды управляющего воздействия на общество со стороны органов государственной власти и должностных лиц.
Основными
функциями государства
В
соответствии с функциями государства
создаётся структура его
Государственная власть независима от других властей как внутри страны, так и вне ее. Ее суверенитет выражается в верховенстве, то есть:
Государство
обладает правом взимания налогов и
других обязательных платежей, обеспечивающих
его экономическую
В процессе общественного развития менялись соотношение институтов государственной власти, объем выполняемых ими функций. В доиндустриальную эпоху государство контролировало все проявления политической жизни, регламентировало все стороны жизни общества. В условиях зрелого гражданского общества за государством остаются наиболее важные из них, обеспечивающие основы общественной жизнедеятельности.
В обществе государство выполняет ряд функций. Важнейшие из них:
Экономическая функция - регулирование экономических процессов путем налоговой, кредитной политики, с помощью санкций или создания экономических стимулов;
Социальная функция - регулирование отношений между разными группами (социальными слоями, классами, этносами и т.д.), поддержка социально незащищенных слоев населения, содействие развитию систем образования, здравоохранения;
Правовая функция - установление правовых норм, обеспечение их выполнения;
Культурно-воспитательная функция - создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения
Внешние функции государства включают:
1) оборону страны;
2) экономическое,
технологическое, культурное и
иное сотрудничество с другими
странами, участие в работе
Исторические рубежи в развитии государства
Существуя на протяжении многих тысячелетий, государство изменяется вместе с развитием всего общества, частью которого оно является. В развитии государства можно выделить два глобальных этапа: традиционный и конституционный.
Традиционные государства возникли и существовали преимущественно стихийно, на основе обычаев и норм, уходящих корнями в глубокую древность. Они имели институционально неограниченную власть над подданными, отрицали равноправие всех людей. Не признавали личность как источник государственной власти.
Конституционное государство является объектом сознательного человеческого формирования, управления и регулирования. Оно не стремится охватить своим регулятивным воздействием все проявления жизнедеятельности человека – его экономическую, культурную, религиозную и политическую активность и ограничивается лишь выполнение функций, делегированных гражданами и не нарушающих свободу личности.
В
целом, конституционный этап в развитии
государства, связан с его подчиненностью
обществу и гражданам, с юридической
очерченностью полномочий и сферы
государственного вмешательства, с
правовой регламентацией деятельности
государства и созданием
Конституция
Сам
термин «конституция» в науке
употребляется в двух значениях.
Первое из них, часто обозначается термином
«реальная конституция»- это государственный
строй, устойчивая модель государственной
деятельности, определяемая тем или
иным ценностно-нормативным
Во
втором, наиболее распространенном значении
термин «конституция» - это свод законов,
юридический или нормативный
акт. Она представляет собой систему
зафиксированных в специальном
документе (или нескольких документах)
относительно стабильных правил (законов),
которые определяют основания, цели
и устройство государства, принципы
его организации и
Конституция выступает как бы текстом «общественного договора», заключаемого между гражданами и государством и регламентирующего его деятельность. Она придает государству современного, конституционного типа необходимую легитимность.
Конституции,
как правило, состоят из двух важнейших
частей. В первой определяются нормы
взаимоотношений граждан и
Первые конституции были приняты в 1789 г. в США (в 1791г. Билль о правах) и во Франции (в 1789г. «Декларация прав человека и гражданина» и в 1791г. конституция), хотя ряд правовых документов, фактически носящих характер конституционных актов, появились еще раньше – в 1215, 1628, 1679, 1689 г.г. в Англии. В современном мире лишь несколько государств (Великобритания, Израиль, Саудовская Аравия, Бутан и Оман) не имеют конституционных сводов законов.
Наличие
демократической конституции –
показатель подлинной конституционности
государства лишь в том случае,
если она реально воплощена в
государственной организации и
неукоснительно исполняется органами
власти, учреждениями и гражданами.
Завершенность процесса формирования
конституционного государства, закрепления
принципа ограничения его компетенций,
с помощью специальных
Глава II
Формы государственного
правления
С
момента возникновения
Под формой правления подразумевают организацию верховной государственной власти (в особенности высших и центральных ее органов), структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства трактуемая в широком смысле.
Основные формы государственного правления - монархия и республика.
Монархия
Монархическая форма правления возникла еще при рабовладельческом строе и продолжала развиваться со временем. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического управления. Тем не менее, монархии существуют и поныне, существенно отличаясь от начальной формы, они все же сохраняют (часто «только на бумаге») свои основные черты.
Свои
истоки монархическая форма правления
имела в той достаточно простой
социально не слишком расчлененной
организации общества, которая появилась
на рубеже IV-III тыс. до н.э. в итоге
«неолитической революции». В этой
форме правления «высшая
Монархией можно назвать такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу, пользующемуся ею по собственному усмотрению по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью, тогда как в республике она делегируется одному или нескольким лицам всегда на определенный срок, всем народом или частью его, которому и принадлежит суверенитет.
Основными признаками классической монархической формы правления являются:
Так в монархии существует несколько систем престолонаследия. Престолонаследие - это переход власти монарха от одного представителя царствующего дома (династии) к другому, в установленном законом порядке.
В настоящее время существуют три основные системы престолонаследия: