Республика
(лат. respublica – общенародное дело) – это
«форма правления, в которой высшая государственная
власть принадлежит выборным органам,
избираемым на определенный срок и несущими
ответственность перед избирателями»2.
Для
республики характерны:
- выборность высших
органов власти населением на определенный
срок. Источником власти является народ;
- разделение власти
на законодательную, исполнительную и
судебную с присущими каждой из них институтами
ее осуществления;
- юридическая ответственность
главы государства в случаях, предусмотренных
конституцией.
Можно выделить
следующие основные признаки республики:
- существование
единоличного или коллегиального главы
государства;
- выборность на
определенный срок главы государства
и других верховных органов государственной
власти;
- осуществление
государственной власти не по собственному
праву, а по поручению народа;
- юридическая ответственность
главы государства в случаях, предусмотренных
законом;
- обязательность
решений верховной государственной власти
для всех других государственных органов;
- преимущественная
защита интересов граждан государства,
взаимная ответственность личности и
государства;
- имеет место разделение
властей на законодательную, исполнительную
и судебную.
В зависимости от
объема властных полномочий, принципов
отношений между ветвями власти,
республики бывают:
- Президентскими
(США, Бразилия, Аргентина и др.), - одна
из разновидностей современной формы
государственного правления, которая
наряду с парламентаризмом соединяет
в руках президента полномочия главы государства
и главы правительства.
- внепарламентский
метод избрания президента и формирования
правительства;
- ответственность
правительства перед президентом, а не
перед парламентом;
- более широкие,
чем в парламентарной республике, полномочия
главы государства.
Классической
президентской республикой являются
Соединенные Штаты Америки. В
конституции США, а именно в ст.
IV утверждается следующее: «Соединенные
Штаты гарантируют каждому штату
в настоящем Союзе республиканскую
форму правления». Республиканская
форма правления в США реализовалась
в виде президентской республики:
президент республики - глава государства
и правительства; правительство
не несет ответственности перед
Конгрессом; президент не обладает
правом роспуска палат Конгресса. За
основу построения системы государственной
власти был взят принцип разделения
властей, который в американских
условиях трансформировался в так
называемую систему сдержек и
противовесов. В конституции было
проведено организационное разделение
между тремя ветвями власти - конгрессом,
президентом и верховным судом,
каждому из которых была предоставлена
возможность действовать самостоятельно
в конституционных рамках. Установленные
отношения между названными органами
имеют целью предотвратить усиление
одного из них за счет другого и
воспрепятствовать одной из частей
этой системы действовать в направлении,
противном направлениям других органов.
Фактические отношения между
тремя основными органами власти
- конгрессом, президентом (он именуется
не президентом республики, а президентом
США) и верховным судом постоянно
изменяются, но сам принцип разделения
властей остается незыблемым.
- Парламентскими
(ФРГ, Италия, Испания) - разновидность
современной формы государственного правления,
при которой верховная роль в организации
государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике правительство формируется
парламентским путем из числа депутатов,
принадлежащих к тем партиям, которые
располагают большинством голосов в парламенте.
Правительство несет коллективную ответственность
перед парламентом о своей деятельности.
Оно остается до тех пор у власти, пока
в парламенте они обладают большинством.
В случае утраты доверия большинство членов
парламента правительство либо уходит
в отставку, либо через главу государства
добивается роспуска парламента и назначения
досрочных парламентских выборов;
- Смешанные республиканские
формы правления имеют две модели. Ярким
примером первого типа является Франция.
Франция является неделимой, светской,
демократической и социальной Республикой.
Так установила Конституция Франции 1958
г. Основной закон установил республиканскую
форму правления, имеющую смешанный характер,
поскольку в ней наблюдаются черты президентской
республики (глава государства избирается
без участия парламента, правительство
назначается им же) и парламентарной республики
(правительство несет ответственность
перед нижней палатой парламента).
- президентско-парламентскими
(Франция, Австрия, Украина, Россия),
- парламентско-президентскими
(Швейцария).
На
ряду с монархической формой правления,
республиканская также зародилась
в рабовладельческих государствах.
Одна из первых республик сформировалась
в Афинском государстве в VIII в.
до н.э. и в V-IV вв. до н.э. была признана демократической
республикой. В эпоху феодализма республиканская
форма правления применялась нечасто.
В современности республика переживает
расцвет, и становится своеобразным ориентиром
для развивающихся стран.
Глава III
Формы государственного
устройства
Государство
расположено на определенной территории,
состоящей из административно-территориальных
единиц. Способы их объединения, формы
отношения между верховной государственной
властью и властью на уровне провинций,
областей, кантонов и т.д. описываются
в политологии через понятие "форма
государственного устройства".
Форма
государственного устройства
представляет собой способ организации
территориально-административного единства
государства, механизм взаимосвязи между
его составными частями. Форма государственного
устройства отражает степень централизации
(децентрализации) между верховной властью
и местными органами власти.
С
точки зрения государственного устройства,
государство можно подразделить
на:
- унитарные (единые
государственные образования);
- федерации (союзы
относительно самостоятельных в правовом
отношении государственных образований:
союзных республик, автономных республик,
штатов, земель и т.п.);
- конфедерации
(государственно-правовые объединения,
союзы суверенных государств).
Унитарное
государство:
Термин
«унитарное государство» происходит от
латинского слова “unus”, что переводиться
как один, единственный. «Унитарное
государство - целостное централизованное
государство, административно-территориальные
единицы которого не имеют статуса государственных
образований, не обладают суверенитетом»3.
Лишь
некоторые очень мелкие государства,
преимущественно острова в Океании,
Карибском бассейне, не делятся на
административно-территориальные единицы
(Науру в Океании, Бахрейн в
Азии, Мальта в Средиземном море,
Аруба в Карибском бассейне, Монако
в Европе и др.). Унитарное государство,
как правило, более централизованная форма
государственного устройства по сравнению
с федерацией, где государственной властью
обладают и ее субъекты.
Унитарные
государства в свою очередь подразделяются
на простые и сложные.
Простое унитарное государство состоит
только из административно-территориальных
единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия,
Вануату и др.);
Сложное
унитарное государство
имеет в своем составе одно или несколько
автономных образований (Дания, Китай,
Украина, Никарагуа и др.). Сложные унитарные
государства принято считать переходной
формой к федерации.
Унитарная
форма государственного устройства
имеет место в большинстве
современных государств. Она характеризуется
единой структурой государственного аппарата
на всей территории страны. Парламент,
глава государства, правительство
распространяют свою юрисдикцию на территорию
всей страны. Их компетенция (функциональная,
предметная, территориальная) ни юридически,
ни фактически не ограничивается полномочиями
каких-либо местных органов. Все
административно-территориальные единицы
имеют одинаковый юридический статус
и равное положение по отношению
к центральным органам. Они могут
иметь в своей основе юридические
акты, определяющие и закрепляющие
их правовое положение (например, уставы).
Административно-территориальные единицы
не могут обладать какой-либо политической
самостоятельностью.
Население
унитарного государства имеет единую
государственную принадлежность. Никакие
административно-территориальные образования
собственного гражданства не имеют.
Для унитарного государства характерной
является единая система права. Ее базу
образует единая конституция - основной
закон, нормы которого применяются
на всей территории страны без каких-либо
изъятий и ограничений. Также, действует
единая судебная система, которая осуществляет
правосудие на территории всей страны,
руководствуясь общими для всех государственных
образований нормами материального
и процессуального права. Судебные
органы, как впрочем, и все другие
правоохранительные органы, представляют
собой звенья единой централизованной
системы.
Достоинство
унитарного государства заключается
в том, что оно простое, располагает
всей полнотой верховной власти.
В
унитарном государстве используется
одноканальная система налогов.
Как правило, налоги поступают в
центр, а оттуда уже распределяются
в разные регионы. Таким образом,
в унитарном государстве осуществляется
централизация всего государственного
аппарата и вводится прямой либо косвенный
контроль над местными органами власти.
Федеративное
государство:
Федерация
(лат. foederatio – объединение, союз) есть «сложное
союзное государство, части которого являются
государствами или государственными образованиями,
обладающими суверенитетом»4. В
строго научном смысле федерацией называют
союз государств, основанный на договоре
или конституции. «При этом федеральные
конституции устанавливают, в чем именно
политически срастающиеся малые государства
сохраняют свою «самостоятельность» а
в чем они ее утратят»5. Сейчас в
мире 25 федераций, существенный рост государств
с федеративной формой устройства наблюдался
после окончания Второй мировой войны.
Обычно это крупные государства, существующие
на всех континентах планеты: Германия
и Россия - в Европе, Индия и Пакистан -
в Азии, Нигерия и Эфиопия - в Африке, США
и Бразилия - в Америке, Австралия в Океании
и др. Среди них есть небольшие высокоразвитые
государства (Австрия, Бельгия), страны
среднего уровня развития (Мексика), отсталые
государства (Исламская Федеративная
Республика Коморских Островов), есть
и совсем малые государства (Федерация
Сент-Кристофер и Невис в Карибском бассейне
с населением 50 тыс. человек).
Любая
федерация - это сложное государство,
состоящее из государств-членов или
государственных образований. Это отличает
федерацию от унитарного государства
с одной или несколькими автономиями,
занимающими обычно незначительную часть
страны (исключение - КНР). Территориальные
образования в федерации носят название
субъекты и имеют равноправные функции.
Они называются по-разному: штаты, эмираты,
провинции, кантоны и т.д. В России же Конституцией
предусмотрено 6 различных наименований
субъектов.
Существует
ряд признаков, по которым можно
отличить федерацию от других форм
государственного устройства:
- Существует два
уровня государственного аппарата: федеральный,
союзный и республиканский (уровень штата,
кантона, земли). На высшем уровне федеративный
характер государства выражается в создании
двухпалатного союзного парламента, одна
из палат которого отражает интересы субъектов
федерации (верхняя). При ее формировании
используется принцип равного представительства
вне зависимости от численности населения.
Другая палата формируется для выражения
интересов всего населения государства,
всех его регионов. В федерации может также
существовать государственный аппарат
и на местном уровне;
- Наличие двойного
гражданства. Каждый гражданин считается
гражданином федерации и гражданином
соответствующего государственного образования,
и это закрепляется конституциями государств;
- Функционирует
правовая система, построенная на принципе
централизации, единстве. Но субъекты
федерации могут создавать и свою правовую
систему. Чаще всего, хотя и не всегда,
им предоставляется право принятия собственной
конституции, но при этом устанавливается
принцип субординации (иерархии законов),
где федеральная конституция и федеральные
законы стоят на верхней позиции;
- высшая законодательная,
исполнительная и судебная власть принадлежит
общефедеральным органам – федеральному
президенту, правительству, парламенту,
судам;
- субъект федерации
обладает правом иметь собственную
судебную систему. Конституция определяет
порядок организации, процедуры
и предмет деятельности судебных
и других правоохранительных органов,
устанавливая модуль для построения
судебной системы в субъектах
федерации;
- используется
двухканальная система налогов:
федеральные и налоги субъекта федерации.
Как правило, собранные налоги поступают
в общую казну, а потом распределяются
по субъектам;
- наличие единых
вооруженных сил, полиции, служб
безопасности, таможни, подчиняющихся
центральному аппарату.
Главным
вопросом любой федерации является
разграничение компетенции между
союзом и субъектами федерации. Практика
федеративных государств показывает,
что вопрос полномочий федерации
и местных органов решается на
основе трех принципов: