Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.
Введение…..………………………………………………………………..…3
1. Понятие суверенитета. Становление и развитие суверенитета Республики Беларусь……………………………………… 5
2. Виды суверенитета……………………………………………………….11
2.1 Государственный суверенитет……………………………………….11
2.2 Суверенитет народа………………………………………………….15
2.3 Национальный суверенитет……….…………………………………18
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь………………………….21
Заключение………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы…………………………....…………28
АКАДЕМИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ
КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Курсовая работа
по дисциплине «Конституционное право»
на тему: «СУВЕРЕНИТЕТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ»
Выполнила:
Научный руководитель
к.т.н., доцент
Минск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…..………………………………………………… |
3 |
1. Понятие суверенитета. Становление и
развитие суверенитета Республики Беларусь………………………………………………………. |
5 |
2.
Виды суверенитета………………………………… 2.1 Государственный суверенитет………………………………………. 2.2 Суверенитет народа…………………………………………………. 2.3 Национальный суверенитет……….………………………………… |
11 11 15 18 |
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь…………………………. |
21 |
Заключение…………………………………………………… |
26 |
Список использованной литературы…………………………....………… |
28 |
ВВЕДЕНИЕ
Со времен возникновения первых государств вопрос о суверенитете всегда занимал важное место в политической и идеологической борьбе между народами и государствами. Как феномен, отражающий определённое состояние государства, народа, нации, суверенитет складывался в ходе исторического развития в соответствии с изменяющейся социально-экономической и политической структурой обществ, на разных этапах приобретал свои особенности как в отношении содержания, так и форм проявления.
Исторический опыт показывает, что государства всегда стремились отмежеваться друг от друга, быть независимыми, развиваться в том направлении, в котором они считают нужным. Одни государства развивались самостоятельно, другие находились в зависимости или даже под гнетом завоевателей. Эти факторы, безусловно, в той или иной мере повлияли на развитие суверенитета государств. Поэтому формы проявления суверенитета и связь между ними в различных государствах разные. До сих пор в мире по этому поводу идут споры и дискуссии. Что касается конкретно Республики Беларусь, то здесь особых разногласий по этому вопросу не наблюдается. Но для того, чтобы понять суть суверенитета, формы его проявления и влияние на развитие республики в целом, необходимо более глубоко рассмотреть в данной курсовой работе все стороны вопроса, связанные с этим понятием.
Целью исследования в данной курсовой работе является рассмотрение понятия и сущности суверенитета Республики Беларусь, исторических предпосылок его возникновения и развития, форм проявления суверенитета, а также правовых гарантий его существования.
В юридических науках уделено немалое внимание изучению актуальной сегодня темы суверенитета. Основными источниками для изучения выбранной темы являются учебная литература по юридическим дисциплинам под редакцией таких авторов как, Василевич Г.А., Курак А.И., Демичев Д.М., Кивель В.Н и других, которые послужили ориентиром для более полного рассмотрения данного вопроса.
Однако поскольку написание курсовой работы невозможно без привлечения нормативных правовых актов, были изучены законодательные акты в исследуемой области, в частности, Конституция Республики Беларусь, Декларация Верховного Совета Республики Беларусь «О государственном суверенитете Республики Беларусь» и др.
Для реализации поставленной цели необходимо применение различных методов. В данной работе были использованы такие общенаучные принципы, как метод анализа, метод синтеза, системный метод. Также наряду с общенаучными методами были использованы и частнонаучные методы такие как: сравнительно-исторический метод, формально-юридический метод.
В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.
По своему смысловому значению слово “суверенитет” происходит от старолатинского “supevanus”, “supevani”, перешедшего в старофранцузское “sovreins”, и означает “самодержавный”, “наивысший”, “абсолютный”, “неограниченный”. Суверен, т. е. властелин. Super (лат.) — над, т. е. верховенство, независимое от каких-либо сил, обстоятельств и лиц [13, с.432]. Понятие было разработано в Средние века, исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями.
В литературе отмечается, что
классическое определение
Суверенитет - всеобщая абсолютная и постоянная власть над гражданином и подданным в политическом сообществе (Ж. Баден) [9, с.45].
Таким образом, разработанная в Средние века теория суверенитета абсолютизировала власть абсолютных монархов. Но в 17-18 вв. подход к сущности суверенитета стал изменяться и этому способствовала буржуазная революция. Суверенитет связывался не с абсолютизмом, а с народом и государством (Руссо).
Идея суверенитета, обоснованная и сформулированная политическими мыслителями, юристами и философами на исходе средних веков, когда прогрессивный для того времени класс буржуазии шёл к власти, ломая замкнутость феодальных вотчин, жёсткие абсолютистские режимы, сдерживая неограниченную власть церкви, затем обогащалась в течение длительного времени. Каждый этап развития общества и государства порождал новые правовые аспекты в развитии и совершенствовании теории суверенитета и реализации его на практике при самостоятельном проведении государствами внутренней и внешней политики.
Конституционное право Беларуси берет свое начало с древних времен. Наиболее древними писанными конституционными актами были договорные грамоты, которые регулировали правоотношения князя и граждан княжества. В дальнейшем огромное значение для развития суверенитета современной Беларуси оказали международные договоры белорусских княжеств с соседнбезусловно, Статуты Великого княжества Литовского 1529, 1566 и 1588гг.
Статут 1529г. закрепил основы общественно-политического строя государства, порядок образования, состав и полномочия некоторых государственных и судебных органов, правовой статус различных категорий населения. Важнейшими Конституционными нормами были те, которые ограничивали власть Великого князя. В обязанности князя входило сохранение территориальной целостности государства, охрана правопорядка в государстве. Князь должен был действовать согласно законам и обычаям. В ст.12 гл.I законодательно закреплен принцип единого права для всех граждан государства, что способствовало формированию суверенитета нации, религиозному согласию, образованию единой нации. Государство обеспечивало свой суверенитет путем расширения юрисдикции на всю территорию. Нормы Статута еще не закрепляют принципа разделения властей, но сама идея получила право на существование. Глава II Статута посвящена вопросам охраны государства и воинской службы. Нормы этой главы отражают развитие государственно-правовой идеи о суверенитете государства [6, с.38].
В Статуте 1566г. закреплены нормы конституционного права предшествующего Статута 1529г. Впервые регламентируются принципы выборности судей и отделения судебной власти от исполнительной.
Третий Статут 1588г. стал основным источником конституционного права Беларуси XVI-XVII вв. Статут пронизывает идея создания правового суверенного государства. В Статуте 1588г. получает дальнейшее развитие принцип разделения властей: законодательная власть принадлежит сойму, исполнительная - Великому князю и раде, судебная - судебным органам [6, с.43]. В ст.1 гл. III. закреплены положения о территориальной целостности государства и ее неприкосновенности. Великий князь под присягой обещает, несмотря на Люблинскую унию, сохранять суверенитет великого княжества Литовского, заботится о развитии и возвышении государства. Нормы Статута 1588г. запрещают Великому князю раздавать земли и должности иностранцам, что отражает стремление к независимости.
В 1569г. создается конфедерация, получившая название Речь Посполитая, в которой каждое государство сохраняло свой суверенитет. В частности между Польшей и Великим княжеством Литовским существовали границы и таможни. В каждом из государств были свои войска, финансы, суды и законодательство. На основе положений Статута 1588г. в мае 1791г. была составлена Конституция Речи Посполитой. После третьего раздела Речи Посполитой в 1795г. белорусские земли присоединены к России [11, с.20].
После революции 1917г. Временное правительство создало комиссию для создания проекта конституции. В 1918г. утверждена Временная конституция Белорусской Народной Республики, а 2-3 февраля 1919г. на Всебелорусском съезде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов принимается первая Конституция Беларуси. В 1922г. БССР входит в состав СССР. Это стало основной причиной замены Конституции 1919г. Конституцией 1927г. В ней был отражен факт вхождения Беларуси в состав СССР. Конституция не содержала прямого указания на суверенитет БССР, не закрепляла права выхода БССР из состава СССР. Конституция утвердила герб, флаг и столицу БССР. В отличие от конституций других советских республик и Конституции СССР, был закреплен принцип разделения законодательной (Центральный исполнительный Комитет) и исполнительной (Совет народных комиссаров) власти.
Новая Конституция БССР 1937г. была создана в соответствии с Конституцией СССР 1936г. В ней говорилось об обязательности законов СССР на территории республики. Впервые закреплено право выхода БССР из состава СССР. Конституция закрепила руководящую роль коммунистической партии, что привело к превращению партии в государственную структуру [11, с.18].
26 июня 1945г. БССР подписывает состав ООН. Но даже в это время республика не имеет своей таможни, национальной валюты, международных связей на уровне посольств. Исполнительная власть не обладает полнотой государственной власти. Отсутствие этих атрибутов суверенитета говорит об его ограниченности в БССР.
В конституции БССР 1978г. впервые закреплялась норма о суверенитете. Также указывается на равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, образования, языка и т.д. Устанавливалось, что конституцию принимает народ, впервые введено положение, дающее право гражданам решать наиболее важные вопросы государственной жизни на референдуме. По-прежнему конституция носила классовый характер, хотя идея диктатуры пролетариата трансформирована в идею о «ведущей роли рабочего класса». Находясь в составе СССР Беларусь, фактически утратила свой суверенитет и не выступала как субъект международного права.
Современный этап развития суверенитета Беларуси связан с распадом СССР.
Огромное внимание уделяли учёные-юристы
конституционного (государственного)
и международного права СССР и
союзных республик обоснованию
одновременного функционирования союзного
суверенитета и суверенитета каждой
союзной республики, сочетанию этих
двух государственных суверенитетов
в масштабе федеративного государства.
С распадом СССР Республика Беларусь
обрела полную самостоятельность и
государственную независимость, она
признана полноправным участником мирового
сообщества государств. В связи с
этим возникли новые актуальные проблемы
научного обоснования сложного процесса
углубления теоретических основ
учения о государственном
Начало этапу восстановления суверенитета Беларуси было положено принятием 27 июля 1990г. «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь». Поскольку к этому времени Конституция БССР 1978 г. претерпела множество изменений и фактически не действовала, Верховный Совет придал Декларации “О государственном суверенитете Республики Беларусь” силу конституционного закона. Все издаваемые в то время законы и иные нормативные акты должны были соответствовать содержанию и духу этой Декларации. Республика Беларусь как государство никогда не имела подобного правового документа, в котором бы так ясно и подобно закреплялись сущность государственного суверенитета, формы его реализации и гарантии.
19 сентября 1991 г. в нее были
внесены изменения в связи
с переименованием БССР в