Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.
Введение…..………………………………………………………………..…3
1. Понятие суверенитета. Становление и развитие суверенитета Республики Беларусь……………………………………… 5
2. Виды суверенитета……………………………………………………….11
2.1 Государственный суверенитет……………………………………….11
2.2 Суверенитет народа………………………………………………….15
2.3 Национальный суверенитет……….…………………………………18
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь………………………….21
Заключение………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы…………………………....…………28
2.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Понятие национального суверенитета возникло в XX в. и отождествлялось с полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания своего государства. Но это возможно только теоретически, поскольку на практике в многонациональном государстве каждая нация не может создать свое суверенное государство. Государство тоже не может позволить одной нации доминировать над остальными, так как это приведет к межнациональной розни. В демократическом правовом государстве, а Республика Беларусь провозгласила себя таковым, исключается дискриминация по национальному признаку, гражданам всех национальностей обеспечено и закреплено в Конституции право распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах жизни [8, с.206].
Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни; одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах [4, с.141].
Полновластие нации
Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест [4, с.143].
Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации вплоть до определения и образования самостоятельности государства [9, с.47].
Существует опасность того, что в самостоятельном государстве каждая нация станет заявлять желание отделиться от этого государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации станет оружием к средству распада государства. В современных конституциях есть положение о том, что территория данного государства едина и неделима. Данное положение содержит и Конституция Республики Беларусь (ч2 ст.9), что должно противодействовать распаду государства.
В целом все три формы
3. ГАРАНТИИ СУВЕРЕНИТЕТА
Cуверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство — вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии [7]. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т. е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства.
Итак, под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства [9, с.47].
Удачно созданное
В ст.9 Конституции Республики Беларусь
дается определение территории Республики
Беларусь как естественного условия
существования и
В Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь закреплено положение о том, что земля, ее недра, другие природные ресурсы на территории страны являются собственностью народа Беларуси, которому принадлежит исключительное право на владение, пользование и распоряжение ими. Республика самостоятельно устанавливает порядок организации на территории Беларуси режима охраны природы, использования природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. Все эти основополагающие положения закреплены также в ст.13 Конституции Республики Беларусь.
Законодательство Республики Беларусь
определяет изменение границ областей,
районов, городов и иных административно-
В сфере экономического и социльно-культурного развития Республика Беларусь осуществляет самостоятельную экономическую политику на принципах регулируемых рыночных отношений, устанавливает правове основы единого рынка, управляет государственной собственностью. К исключительному ведению республики отнесены также финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, организация экономической службы, включая Национальный банк и иные банки Республики Беларусь. Суверенное государство должно быть платёжеспособным, иметь золотой запас и иные драгоценные металлы, валютную денежную массу и наличные денежные средства. Как бы продолжением этой экономической деятельности государства, направленной на обеспечение суверенитета, является ведение им политики демонополизации, т. е. сдерживания монополистов в производстве товаров или действий в отношении других субъектов предпринимательства и самого государства. Это важный рычаг государства в обеспечении своего суверенитета в обществе, основанном на частнопредпринимательской деятельности.
Статьи 132-136 Конституции определяют наличие собственной денежной и финансово-кредитной системы. Указывается на то, что на всей территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.
Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности общества (ст.9 Декларации).
Республика Беларусь имеет собственную символику: флаг, герб и гимн (ст.19 Конституции).Более подробно символика Республики Беларусь как суверенного государства регламентируется Законом Республики Беларусь « О государственных символах Республики Беларусь».
Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, количество которых должно быть не менее 50 тысяч человек, и реализуется в Палате представителей (ст. 99, абз. 1 Конституции). В этом положении заложен глубокий смысл о субъектах, проявляющих инициативу в реализации суверенитета народа и государства.
Республика Беларусь обладает правовыми гарантиями суверенитета. Они осуществляются, прежде всего, Президентом (ст.79 Конституции), который гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов государственной власти. Парламент, Совет Министров, местные органы управления и самоуправления также являются правовыми гарантиями суверенитета. Наличие в республике судов, в том числе Конституционного, способствует сохранению суверенитета Республики Беларусь.
Наличие и закрепление в
законодательстве всех
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги изучения выбранной темы, можно сделать некоторые выводы. Государство, являясь официальным и законным представителем своего народа, выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и свободы. Это происходит наиболее эффективно и полно, когда государство является суверенным. Суверенитет - это независимое полновластие субъекта в границах предоставленных ему полномочий. Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами (или, выражаясь современным языком, определять его внутреннюю и внешнюю политику) и отражало стремление правителей преодолеть местническую раздробленность и освободиться от подавляющего государство господства церковной иерархии. В современной системе межгосударственных отношений понятие государственного суверенитета имеет два основных аспекта внутренний и внешний. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т.п., а, с другой, о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга, об их равенстве и независимости.
Республика Беларусь обрела суверенитет
совсем недавно, но за этот короткий период
мы видим позитивные перемены: рывок
в социально-экономическом
Заканчивая курсовую работу, хочется
вспомнить слова Главы