Суверенитет Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа

Описание

В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.

Содержание

Введение…..………………………………………………………………..…3
1. Понятие суверенитета. Становление и развитие суверенитета Республики Беларусь……………………………………… 5
2. Виды суверенитета……………………………………………………….11
2.1 Государственный суверенитет……………………………………….11
2.2 Суверенитет народа………………………………………………….15
2.3 Национальный суверенитет……….…………………………………18
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь………………………….21
Заключение………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы…………………………....…………28

Работа состоит из  1 файл

Готовая Курсовая.docx

— 52.63 Кб (Скачать документ)

 

 

2.3 НАЦИОНАЛЬНЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ

 

Понятие национального суверенитета возникло в XX в. и отождествлялось с полновластием нации или правом нации на самоопределение вплоть до создания своего государства. Но это возможно только теоретически, поскольку на практике в многонациональном государстве каждая нация не может создать свое суверенное государство. Государство тоже не может позволить одной нации доминировать над остальными, так как это приведет к межнациональной розни. В демократическом правовом государстве, а Республика Беларусь провозгласила себя таковым, исключается дискриминация по национальному признаку, гражданам всех национальностей обеспечено и закреплено в Конституции право распоряжаться своей судьбой, самоопределяться в государственной, экономической, социальной и духовной сферах жизни [8, с.206].

Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни; одно из важнейших  международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических  отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах [4, с.141].

Полновластие нации проявляется  в реальной возможности самостоятельно и суверенно решать вопросы, относящиеся  к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениям с другими  нациями и народностями. Каждая нация  вправе сохранять и свободно развивать  свои язык, обычаи и традиции.

Суверенитет нации, национальный суверенитет  уже со времен Французской революции  прочно входит в число основополагающих демократических принципов и  прав. Бурное развитие производства и  его интернационализация, связанные  с перекройкой государственных  границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций  другими, с непрекращающейся миграцией  населения и перемешиванием наций  и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и  утверждения суверенитета нации  на одно из первых мест [4, с.143].

Нация—часть народа, проживающего в государстве. В Советской Конституции было право на самоопределение нации  вплоть до определения и образования  самостоятельности государства [9, с.47].

Существует  опасность того, что в самостоятельном  государстве каждая нация станет заявлять желание отделиться от этого  государства и определить свое государство. В итоге идея суверенной нации  станет оружием к средству распада  государства. В современных конституциях есть положение о том, что территория данного государства едина и  неделима. Данное положение содержит и Конституция Республики Беларусь (ч2 ст.9), что должно противодействовать распаду государства.

В целом все три формы суверенитета взаимосвязаны и в тоже время  самостоятельны. Что касается народного  суверенитета как осуществления  всей полноты власти народом, то его  можно считать предпосылкой суверенитета государственного и суверенитета национального. В то же время реализация народного суверенитета в виде государственной власти возможна лишь с созданием государства или государственного образования, так как лишь в этом случае воле народа придается государственно обязательная сила. В свою очередь, реализация национального суверенитета должна сочетаться с учетом интересов и настроений граждан других национальностей, проживающих на той же территории. Если национальной суверенитет приводит к провозглашению государства лишь данной нации, это может негативно затрагивать интересы граждан иных национальностей и породить противостояние между ними [8, с.94].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ГАРАНТИИ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

 

Cуверенитет не существует сам по себе как изолированное явление, это существенный признак государства, его верховной власти. Исчезает государство — вместе с ним исчезает и суверенитет. Для поддержания реальности и эффективности государственного суверенитета необходимы многообразные постоянные гарантии [7]. Наиболее значимыми из них являются: поддержка народом государственной политики; обладание государством учредительной властью, т. е. возможностью самостоятельной разработки и принятия своей конституции; способность государства вести миролюбивую политику; обеспечение экономической и политической независимости; обладание мощной финансово-экономической базой, высокой платёжеспособностью валюты; преодоление сырьевой направленности экономики; обеспечение конкурентоспособности производимой продукции; наиболее полное удовлетворение материальных и духовных потребностей граждан; обеспечение правопорядка; высокий уровень развития демократических процессов в обществе и государстве; гибкость дипломатической деятельности, повышающей авторитет государства; наличие вооружённых сил, способных защитить целостность и территориальное верховенство государства; реальная возможность государства вступать в добровольные, равноправные союзы с другими государствами и выходить из них; наличие государственных наград и символики, отражающей сущность суверенитета государства.

Итак, под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные  и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование  независимого государства [9, с.47].

  • Материальные гарантии. Для осуществления подлинного суверенитета должны быть созданы экономические предпосылки – наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделить необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.

Удачно созданное административно-территориальное  устройство и эффективное функционирование в нём местных органов управления и самоуправления укрепляют государство, его экономику, социально-культурные устои, а следовательно, и суверенитет.

В ст.9 Конституции Республики Беларусь дается определение территории Республики Беларусь как естественного условия  существования и пространственного  предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета страны. Статья 9 Конституции определяет территорию республики как единую и  неделимую.

В Декларации о государственном  суверенитете Республики Беларусь закреплено положение о том, что земля, ее недра, другие природные ресурсы  на территории страны являются собственностью народа Беларуси, которому принадлежит  исключительное право на владение, пользование и распоряжение ими. Республика самостоятельно устанавливает  порядок организации на территории Беларуси режима охраны природы, использования  природных ресурсов и обеспечивает народу экономическую безопасность. Все эти основополагающие положения  закреплены также в ст.13 Конституции  Республики Беларусь.

Законодательство Республики Беларусь определяет изменение границ областей, районов, городов и иных административно-территориальных  единиц государства (ч.3 ст.9 Конституции  Республики Беларусь). Часть 2 ст.1 Конституции  закрепляет высшую власть государства  в отношении своей территории. Исходя из этого суверенитет предполагает такие свойства государственной  власти, в силу которых ее территориальное  господство, верховенство, являются высшим и независимым.

В сфере экономического и социльно-культурного развития Республика Беларусь осуществляет самостоятельную экономическую политику на принципах регулируемых рыночных отношений, устанавливает правове основы единого рынка, управляет государственной собственностью. К исключительному ведению республики отнесены также финансовое, валютное, таможенное регулирование; денежная эмиссия, основы ценовой политики, организация экономической службы, включая Национальный банк и иные банки Республики Беларусь. Суверенное государство должно быть платёжеспособным, иметь золотой запас и иные драгоценные металлы, валютную денежную массу и наличные денежные средства. Как бы продолжением этой экономической деятельности государства, направленной на обеспечение суверенитета, является ведение им политики демонополизации, т. е. сдерживания монополистов в производстве товаров или действий в отношении других субъектов предпринимательства и самого государства. Это важный рычаг государства в обеспечении своего суверенитета в обществе, основанном на частнопредпринимательской деятельности.

Статьи 132-136 Конституции определяют наличие собственной денежной и  финансово-кредитной системы. Указывается  на то, что на всей территории республики проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика.

Республика Беларусь самостоятельна в решении вопросов развития науки, культуры и других сфер жизнедеятельности  общества (ст.9 Декларации).

Республика Беларусь имеет собственную  символику: флаг, герб и гимн (ст.19 Конституции).Более  подробно символика Республики Беларусь как суверенного государства  регламентируется Законом Республики Беларусь « О государственных  символах Республики Беларусь».

  • Организационные гарантии выражаются в том, что в суверенном государстве создана и эффективно функционирует система органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности (функционирование каждой из названных служб в республике закреплено в соответствующих нормативно-правовых актах). Военная доктрина, структура и организация Вооруженных Сил Республики Беларусь, иные составляющие оборонной политики определяются исключительно законодательством страны. Беларусь может заключать оборонительные союзы с другими государствами, создавать объединенные вооруженные силы или силы быстрого реагирования для поддержания мира. Согласно ст.10 «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» республика имеет собственные Вооруженные Силы. Вооруженные формирования других стран не могут быть размещены на территории республики без ее согласия.
  • Юридические гарантии – это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права [8, с.95].

Право законодательной инициативы принадлежит Президенту, депутатам  Палаты представителей, Совету Республики, Правительству и гражданам, обладающим избирательным правом, количество которых  должно быть не менее 50 тысяч человек, и реализуется в Палате представителей (ст. 99, абз. 1 Конституции). В этом положении  заложен глубокий смысл о субъектах, проявляющих инициативу в реализации суверенитета народа и государства.

Республика Беларусь обладает правовыми  гарантиями суверенитета. Они осуществляются, прежде всего, Президентом (ст.79 Конституции), который гарантирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, принимает меры по охране суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности и территориальной целостности, обеспечивает политическую и экономическую стабильность, преемственность, взаимодействие органов государственной власти. Парламент, Совет Министров, местные органы управления и самоуправления также являются правовыми гарантиями суверенитета. Наличие в республике судов, в том числе Конституционного, способствует сохранению суверенитета Республики Беларусь.

 Наличие и закрепление в  законодательстве всех вышеперечисленных  признаков суверенитета дает  право утверждать, что Республика  Беларусь является суверенным  государством. Это дает возможность  государству выражать волю своих  граждан, в полной мере обеспечивать  их права и свободы, независимо  проводить внутреннюю и внешнюю  политику, повышает авторитет и  значимость государства в глазах  мирового сообщества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итоги изучения выбранной темы, можно сделать некоторые выводы. Государство, являясь официальным и законным представителем своего народа, выражает волю своих граждан, обеспечивает их права и свободы. Это происходит наиболее эффективно и полно, когда государство является суверенным. Суверенитет - это независимое полновластие субъекта в границах предоставленных ему полномочий. Первоначально это понятие означало неограниченную власть монарха осуществлять свою волю внутри страны и представлять государство за его пределами (или, выражаясь современным языком, определять его внутреннюю и внешнюю политику) и отражало стремление правителей преодолеть местническую раздробленность и освободиться от подавляющего государство господства церковной иерархии. В современной системе межгосударственных отношений понятие государственного суверенитета имеет два основных аспекта внутренний и внешний. Речь идет, с одной стороны, о свободе государства избирать свой путь экономического развития, политического режима, гражданского и уголовного законодательства и т.п., а, с другой, о невмешательстве государств во внутренние дела друг друга, об их равенстве и независимости.

Республика Беларусь обрела суверенитет  совсем недавно, но за этот короткий период мы видим позитивные перемены: рывок  в социально-экономическом развитии, надежное обеспечение мира и поддержание  стабильности. С принятием 27 июля 1990г. «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь» и Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996г.) белорусская государственность сделала огромный шаг вперед. Насколько бережно, рационально и разумно белорусский народ и органы власти отнесутся к суверенитету, будет зависеть настоящее и будущее Республики Беларусь, каждого ее гражданина.

Заканчивая курсовую работу, хочется  вспомнить слова Главы государства  А.Г. Лукашенко: «Реальность такова, что именно Беларусь сегодня демонстрирует всему миру, как следует отстаивать суверенитет, стабильность и безопасность, однако нужно быть постоянно начеку и держать порох сухим. Впереди у нас решение очень сложных и ответственных задач. В том числе реализация новой Концепции национальной безопасности, дальнейшая модернизация Вооруженных сил, поддержание их высокой боевой готовности и морального духа. Для этого мы имеем не только необходимые ресурсы, но и главное — примерную поддержку государства и народа, осознание каждым гражданином своей сопричастности к защите Отечества, ответственности за поддержание мира и стабильности в нашем общем белорусском доме».

Информация о работе Суверенитет Республики Беларусь