Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:22, курсовая работа
В древности понятие «суверенитет» не было связано с политическими и правовыми принципами. Борьба за власть велась не на правовой основе, а в зависимости от соотношения сил. В средние века произошло отделение государственной власти от церковной, назрела необходимость обоснования понятия «государственный суверенитет».
Суверенитет является неотъемлемой частью любого государства и можно сказать, относится к праву данного государства на существование.
Введение…..………………………………………………………………..…3
1. Понятие суверенитета. Становление и развитие суверенитета Республики Беларусь……………………………………… 5
2. Виды суверенитета……………………………………………………….11
2.1 Государственный суверенитет……………………………………….11
2.2 Суверенитет народа………………………………………………….15
2.3 Национальный суверенитет……….…………………………………18
3. Гарантии суверенитета Республики Беларусь………………………….21
Заключение………………………………………………………...………..26
Список использованной литературы…………………………....…………28
В Конституции ставится задача сформировать
в Беларуси демократическое социальное
правовое государство, в котором
бы господствовал принцип
В современной юридической науке, в том числе и в Республике Беларусь, проблеме суверенитета уделено значительное внимание. Однако существуют различные точки зрения на формы суверенитета и их взаимосвязь. Так, одни ученые придерживаются мысли, что, понятие суверенитета связано исключительно с существованием государства. Это объясняется тем, что народ реализует свою суверенную волю только через государственный механизм (за исключением революционного пути изменения власти) и иного способа нет [5, с.110]. Другие выделяют суверенитет народа и говорят что он неделим и проявляется в форме национального и государственного суверенитета. В современной науке конституционного права принято считать, что между различными видами суверенитета существует взаимосвязь, и они постоянно находятся в единстве. Здесь термин «суверенитет» употребляется в трех значениях: суверенитет государства, суверенитет народа и суверенитет нации. [9. с.45].
2.1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ
Суверенитет
– это свойство государства самостоятельно,
независимо от власти других государств
осуществлять свои полномочия (функции)
на его территории и за пределами,
а также в международных
Нельзя согласиться с классификацией государственного суверенитета, встречающейся в печати, подразделяющей его на экономический, политический, идеологический, финансовый, международный, законодательный и др. В данном случае можно говорить о спектре сфер проявления суверенитета или о его гарантиях (экономических, политических и др.), но не о самостоятельных видах подобного рода государственных суверенитетов. Суверенитет государства един, а проявляется он в разнообразных сферах государственной и общественной жизни. В реальности все эти аспекты государственного суверенитета взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Государственный суверенитет может быть мнимым: он провозглашается, даже закрепляется законом, а фактически становится суверенитетом кланов, отдельных лиц — олигархов или не может быть обеспечен реальными гарантиями.
Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
Государственный суверенитет – основное условие международной правосубъектности.
В современной системе
Суверенитет государства предполагает наличие стабильной организационно-правовой его управляемости на всей территории. На территорию суверенного государства не должна распространяться власть других государств мира, что закреплено в принципе — “Par in parem non habet imperium” — “Равный над равным власти не имеет”. Большинство государств мира, формально имея суверенитет, не обладают им реально, так как на них распространяется экономическая и политическая экспансия более сильных государств [7].
Обладая государственным суверенитетом государства, получают возможность независимо проводить внутреннюю и внешнюю политику. Но и здесь не все безгранично. Международное сообщество выработало принципы цивилизованных отношений между государствами. Государства обязаны придерживаться этих принципов. Состояние дел с соблюдением прав и свобод в отдельно взятом государстве может быть предметом международной защиты.
Суверенитет РБ впервые был закреплен
в Декларации Верховного Совета 27 июля
1990г. Статья 1 Декларации провозглашала
Республику Беларусь суверенным государством,
утвердившимся на основе осуществления
белорусской нацией ее неотъемлемого
права на самоопределение, верховенстве
народа в определении судьбы, а
также государственности
В ст. 3 Декларации заявлено, что государственный суверенитет утверждается во имя высшей цели – свободного развития и благополучия, достойной жизни каждого гражданина республики на основе обеспечения права личности в соответствии с Конституцией Республики Беларусь и её международными обязательствами.
Важнейшей
конституционно-правовой формой появления,
закрепления и реализации государственного
суверенитета является гражданство. Его
содержание и форма выражения
обусловлены самим
Таким образом в «Декларации о государственном суверенитете Республики Беларусь'' нашли отражение и юридическое оформление практически все основные вопросы становления государственного суверенитета Республики Беларусь: это и независимость государства в проведении внутренней политики (ст. 5), территориальные вопросы (ст.6), принцип разделения властей (ч.3 ст.7) и др.
Можно выделить следующие сферы проявления государственного суверенитета Республики Беларусь :
25 августа
1991г. был издан закон «О
2.2 СУВЕРЕНИТЕТ НАРОДА
Наиболее широким понятием является суверенитет народа, суть которого определена Конституцией Республики Беларусь (ст. 3): “Единым источником государственной власти в Республике Беларусь является народ”. Это значит, что народ должен самостоятельно определять путь своего развития, установливать соответствующий строй, формы и методы реализации власт. Настоящее положение отражено и в ст. 1-4 Декларации Верховного Совета Республики Беларусь “О государственном суверенитете Республики Беларусь” от 27 июля 1990 г.
Под суверенитетом народа понимается
верховенство народа при осуществлении
внутренней политики и независимость
народа при проведении политики на
международной арене. Эта категория
относится к числу обязательных
исходных принципов любой
Фактическим
источником последовательного обеспечения
суверенитета Республики Беларусь являются
власть и суверенитет народа, покоящиеся
на гуманном демократическом общественном
и государственном строе. В демократическом
обществе никто не вправе навязывать
народу свою волю. Основы общественного
и государственного строя составляют
фундамент внутренней прочности
и внешней независимости
Нужно отметить, что народный суверенитет
по отношению к государственному
является первичным, однако первый может
быть реализован лишь при условии
существования государственного суверенитета.
В то же время народ выступает
гарантом государственного суверенитета,
так как любое ущемление
Народный суверенитет означает
народовластие, полновластие, т.е. обладание
народом социально-
Представляют также интерес положение о прямом проявлении суверенитета народа, закреплённое в статье 77 Конституции: “Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путём референдума, если иное не будет определено референдумом”. Если путём референдума будет принят закон, его юридическая сила будет выше закона, принятого Парламентом, и декрета Президента, имеющего силу закона. Закон, принятый путём референдума, может быть изменён или отменён только референдумом, в чём также проявляется и фактически закрепляется правовым путём верховенство власти народа, т. е. его суверенитет.
Таким образом, можно отметить что дух Основного Закона Республики Беларусь - Конституции Республики Беларусь – пронизан идеей народного суверенитета. Именно народ, его воля являются первообразующим фактором во всех сферах жизнедеятельности Республики, что подтверждается словами Главы государства Александра Григорьевича Лукашенко: «Источником нашего суверенитета являются не бумажные декларации, не заявления так называемых национальных лидеров, а воля народа, его уважение к своей героической истории».