Суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Российская Федерация является демократическим государством, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Содержание

Введение

Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки

Глава II. Национальный суверенитет

Глава III. Государственный суверенитет

Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного
суверенитета в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)

 

Содержание:

 

Введение

 

Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки

 

Глава II. Национальный суверенитет

 

Глава III. Государственный суверенитет

 

Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного   

суверенитета  в Российской Федерации

 

Заключение 

 

Список  использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной  организации общества». Государственный  суверенитет может совмещаться  с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Российская Федерация является демократическим государством, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Проблема суверенитета в современном мире, как нельзя актуальна. Примером тому может служить ситуация с провозглашением независимости сербской провинции Косово, чрезвычайно напряженной обстановкой в зоне Грузино – Абхазского конфликта. Интересна реакция мирового сообщества на два, довольно схожих меж собой противостояния. В одном случае признается право народа на самоопределение и независимость, и ни кому нет дела до суверенитета Сербии. В другом случае независимость народа не возможна как раз в силу того, что эта территория является частью суверенного государства.                                                                        

Суверенитет – это верховная власть, один из существенных признаков государства, его возможность полноправно осуществлять внутри- и внешнеполитические дела страны и не допускать вмешательства в свою деятельность иностранных государств и других внутригосударственных сил (организаций). В качестве неотъемлемых юридических свойств суверенитета выделяются единство, верховенство, независимость государственной власти.

Верховенство  государственной власти России как  признак суверенитета Российской Федерации  закреплено в ст.4 Конституции РФ, которая гласит: “Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации”.

Любое демократическое  государство, в частности и Россия, внутри страны зависимо от мнения граждан, социальных групп и их негосударственных  образований. Определяющим в деятельности органов государственной власти Российской Федерации являются права  и свободы человека и гражданина.

 Суверенитет  государства, т.е. государственный  суверенитет, производен от народного  суверенитета. Конституция РФ носителем  суверенитета и единственным  источником власти в Российской  Федерации признает ее многонациональный  народ. 

Народный и государственный суверенитет “настолько взаимосвязаны, что не возможна полная реализация народом суверенитета без наличия государства, (еще Гегель писал о том, что народы, не образовавшие государства, не принадлежат истории) и наоборот, процветание развитого демократического государства, не признающего, так или иначе, суверенитета своего народа. Сегодня государственный и народные суверенитеты нераздельно сосуществуют в государственной и общественной жизни”.

Сочетание народного и государственного суверенитетов – это “свойство и способность государства самостоятельно определять свою внутреннюю и внешнюю политику при условии соблюдения прав человека и гражданина, защиту прав национальных меньшинств и соблюдения норм международного права”.

 Понятие государственного суверенитета  тесно связано с понятием национального  суверенитета. Национальный суверенитет  означает право наций на самоопределение.  В России как многонациональном  государстве данное право закреплено  в ст.5 Конституции РФ.

 Так, в целях сохранения  государственного единства России, как многонационального государства,  недопустимости нарушения прав  человека, интересов каждой нации,  народы России свое право на  самоопределение, могут реализовывать  либо только в рамках Российской  Федерации либо в любой другой  форме, но только с согласия  Российской Федерации. Со своей  стороны Россия как суверенное  государство гарантирует гражданам  России, относящих себя к определенным  этническим обществам равные  права, самостоятельное решение  ими вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры, а также гарантирует неприкосновенность границ государства в целом.

Государственный суверенитет включает такие основополагающие принципы, как единство и неделимость  территории, неприкосновенность территориальных  единиц и невмешательство во внутренние дела.

Выступая  признаком государства, суверенитет  характеризует его как особого  субъекта политических отношений, как  главного компонента политической системы  общества.

 Суверенитет  является полным и исключительным, одним из неотъемлемых свойств  государства. Более того, именно  он и есть тот критерий, который  позволяет отличить страну от  других публично-правовых союзов.

 

 

 

Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки.

 

Конституция РФ закрепляет тезис о том, что  Россия является демократическим государством. Демократическое государство характеризуется  рядом принципов. Важнейший их них - принцип народовластия, означает, что носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ.

Народный  суверенитет как основополагающий принцип конституционализма в большинстве  демократических государств рассматривается  как принадлежность всей власти народу, а также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами. Однако в некоторых исследованиях  встречается широкий взгляд на народный суверенитет как звучную категорию. В частности, А.А. Югов рассматривает  данное понятие в трех аспектах: как доминирующую идею современного прогрессивного политического и  правового мировоззрения об организации  публичной власти; в качестве конституционного принципа демократического общественного и политического развития; как ключевой политико-правовой институт конституционного права.

Рассмотрим  категорию народный суверенитет  с позиции народовластия, поскольку  эти понятия могут характеризоваться  как тождественные. Каждая из двух категорий "народ" и "власть", составляющих понятие "народовластие", представляет собой сложное явление и требует  специального рассмотрения.

Представляется  важным определить понятие "народ" с точки зрения конституционного права. В государственно-правовой литературе этот вопрос рассматривается с точки  зрения того, из кого же состоит народ: из совокупности всех людей, проживающих  в государстве; из совокупности граждан  государства; из совокупности лиц, обладающих публично-правовой дееспособностью, т.е. реально осуществляющих свои политические права.

В отношении  данного вопроса существуют два  основных подхода. Согласно первому  из них народ - публично-правовой субъект, состоящий из совокупности граждан. Правосубъектность народа в этой связи предполагает в качестве своего исходного начала юридическую правосубъектность  гражданина и состоит из совокупности воль всех граждан государства.

Согласно  второму подходу народ - особый публично-правовой субъект, во многом идеальный, но, тем  не менее, реально существующий. Он не может быть подменен правосубъектностью отдельных граждан, поскольку суверенитет относится к народу как к единому целому. А поскольку суверенитет, как и власть, принадлежит народу в целом, никакая часть народа не может быть носителем суверенитета и осуществлять государственную власть.

"Власть" представляет собой возможность  распоряжаться или управлять  кем-либо и чем-либо, подчинять  своей воле других. Власть - категория  социальная. Она возникает вместе  с возникновением человеческого  общества и существует во всяком  человеческом обществе, поскольку  всякое человеческое общество  требует управления, которое обеспечивается  различными средствами, включая  и принуждение. 

В условиях народовластия осуществление власти конституируется, легитимируется и  контролируется народом, т.е. гражданами государства, ибо она выступает  в формах самоопределения и самоуправления народа, участвовать в которых  могут на равных правах все граждане. Народовластие, как форма государства  и способ правления, превращается таким  образом в организационный принцип  обладания властью и её осуществления, определяющий, что решение любых  государственных задач или реализация властных полномочий нуждаются в  легитимации (узаконении), исходящей  от народа или восходящей к нему. Представление о народе как исходном и конечном пункте демократической  легитимации является базовым в  понимании демократии.

Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих  собственных интересах. В демократическом  государстве единственным источником власти и её носителем выступает  народ. Признание народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного суверенитета. Народный суверенитет неделим, имеет  и может иметь только одного субъекта - народ. Конституция РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его полновластие. Это означает, что российский народ  ни с кем не делит власть, и  никто, кроме него самого, не может  претендовать на власть в РФ.

Следовательно, народовластие есть принадлежность всей власти народу, а также свободное  осуществление народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными интересами. В этом состоит правовая сущность и значение народного суверенитета как принципа конституционализма.

Суверенитет народа как правовая категория обладает рядом важнейших свойств: верховенством, неотчуждаемостью, единством, полнотой и неограниченностью. Рассмотрим данные свойства.

1) Верховенство  народного суверенитета означает, что нет никакой иной власти  выше народной. Решения, принятые  на всенародном голосовании - референдуме - могут быть отменены  только референдумом. Народ и  только народ наделен правом  выбирать главу государства и  высший орган законодательной  и представительной власти. Конституция,  принятая народом, обладает верховенством  и высшей юридической силой  на территории Российской Федерации.  Все другие властные регуляторы  общественных отношений в конечном  итоге являются производными  от власти народа, подотчетными  и подконтрольными ей. От практической  реальности этого положения зависят  стабильность, законность и правопорядок  в государстве и обществе.

2) Неотчуждаемость  суверенитета - наиважнейший элемент  его содержания. Российский народ  ни с кем не делит власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть  в РФ. Суверенитет существует  реально или потенциально до  тех пор, пока есть народ,  нация, государство. Однако неотчуждаемость  суверенитета не следует смешивать  с полномочиями, которые могут  передаваться для реализации  соответствующим политическим институтам, а полномочия не являются ограничением  суверенитета.

3) Единство  суверенитета означает, что народ  является единственным источником  власти в Российской Федерации.  И в этом отношении народ  выступает единой общностью людей,  принимающей властные решения  на основе волеизъявления большинства  граждан при безусловном уважении  мнения меньшинства. Помимо этого,  суверенитет неделим. По мнению  некоторых политиков, в федеративных  государствах суверенитет распространяется  между субъектами федерации и  центральной властью, причем для  каждого уровня существует своя  исключительная от постороннего  вмешательства сфера распространения  суверенитета.

4) Полнота  и неограниченность суверенитета  народа подразумевает, что гражданам  России принадлежит весь объем  власти, который может быть реализован  в предусмотренных Конституцией  и законами формах во всех  сферах общественной жизни: в  праве на землю и недра, на  свободное экономическое развитие, на пользование достижениями  науки, культуры, на участие в  управлении государственными и  общественными делами и т.д. 

Таким образом, выражением народного суверенитета является признание народа Российской Федерации верховным носителем всей власти.

 

 

Глава II. Национальный суверенитет

 

Национальный  суверенитет - это полновластие нации, её политическая свобода, обладание  реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая, прежде всего способность политически  самоопределяться вплоть до отделения  образования самостоятельного государства.

Полновластие  нации проявляется в реальной возможности самостоятельно и суверенно  решать вопросы, относящиеся к её национальной свободе, государственно-правовой организации, взаимоотношениями с  другими нациями и народностями. Каждая нация вправе определять свою судьбу, решать вопрос национально-государственной  организации, она вправе войти в  состав того или иного государства  и объединиться с другими нациями  в тех или иных формах государственного союза, выйти из данного государства  и образовать свое самостоятельное  национальное государство. Каждая нация  вправе сохранять и свободно развивать  свой язык, обычаи, традиции, соответствующие  национальные учреждения.

Информация о работе Суверенитет