Суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Российская Федерация является демократическим государством, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Содержание

Введение

Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки

Глава II. Национальный суверенитет

Глава III. Государственный суверенитет

Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного
суверенитета в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)

Государственный суверенитет в классическом (абсолютистском) его понимании, будучи неотчуждаемым  правом на высшую независимость и  верховную власть, представляет собой  свойство государства, являющееся не более  высоким относительно других элементов  политической системы, а высшим в  абсолютном смысле, неделимым, стоящим  над политическим обществом и  отдельно от него.

Отталкиваясь  от понимания государственного суверенитета как понятия, характеризующего не верховенство власти, а абсолютную власть, не предполагающей возможности контроля и подотчетности, ученые нередко высказывают мысль  об утере актуальности понятия суверенитета как характеристики ушедшего в небытие  абсолютизма и более ближнего к современности явления тоталитаризма. Тем самым игнорируется то, что  развитие идеи конституционного государства  внесло коррективы в учение о суверенитете. Отказ от идеи безграничности суверенитета ("абсолютного суверенитета") позволил говорить о нем как о правовом понятии, характеризующем верховенство власти, а не произвол государственного аппарата. Государственный суверенитет  предполагает способность юридически не связанной внешними силами государственной  власти к исключительному самоопределению, а потому и самоограничению путем  установления правопорядка, на основе которого деятельность государства  только и приобретает подлежащий правовой квалификации характер.

В процессе становления понятия "суверенитет" данная категория начиная с конца  XVIII в. стала использоваться для характеристики не только явления верховенства государственной власти, но и источника государственной власти. Категория "народный суверенитет" означает верховенство народа в решении вопросов организации и функционирования общественного и государственного строя, в определении основных направлений развития внутренней и внешней политики, а также осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью государственных органов.

С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения о том, что суверенитет неотчуждаем  и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его  деление между различными частями  народа означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа.

При рассмотрении вопроса об актуальности понятия "суверенитет" нельзя оставлять без внимания общественное явление, характеризуемое понятием "национальный суверенитет". В  последнее время, вслед за европейской  научной традицией данное понятие  и в российской науке нередко  используется как синоним государственного суверенитета. Однако, исходя из принятой юридической терминологии, следует  отметить, что категория "национальный суверенитет" характеризует иные явления, нежели категория "государственный  суверенитет", и тем самым демонстрирует  иной подход к носителю и содержанию суверенитета. Национальный суверенитет  есть право на политическое, экономическое  и культурное самоопределение нации  для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, для обеспечения  свободного развития нации.

Понятие "суверенитет" в правовой науке используется во всех трех аспектах: как верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права - государственный суверенитет; как верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе - народный суверенитет; и суверенитет национальный - верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации.

Содержание  народного и государственного суверенитетов  в совокупности составляют четыре элемента: верховенство, неотчуждаемость, единство и независимость. Применительно  к народному суверенитету верховенство означает, что выше народной власти никакой иной власти нет. Все другие властные регуляторы общественных отношений  в конечном итоге являются производными от власти народа, подотчетными и подконтрольными  ей. От практической реальности этого  положения зависят стабильность, законность и правопорядок в государстве  и обществе.

Следует отметить, что в отечественной  юриспруденции в настоящее время  иногда возникает проблема соотношения  государственного, национального и  народного суверенитета. По этому  вопросу также существуют различные  суждения. Так, например, В.И. Кузнецов полагает, что народ - "суверен  и источник суверенной власти государства... государство является суверенным образованием лишь как особая организация властвования, призванная выражать (представлять на международной арене) суверенитет  населяющего его народа... При  анализе государственного суверенитета (точнее, суверенитета народа, объективированного в государстве) нельзя забывать, что  государственный суверенитет и  народный суверенитет выступают  по отношению друг к другу как  форма и содержание". Однако представляется, что суверенитет един и не может  быть разделен между государством, народом и нацией в силу того, что это различные стороны  одного и того же феномена (явления). По этому поводу справедливо замечает Б.С. Эбзеев: "Народный и национальный суверенитет лежат в основе суверенитета государства, а государственный  суверенитет в свою очередь является политико-юридической формой выражения  полновластия народа и суверенной воли нации и народностей... Под суверенитетом  обычно понимают верховенство и полновластие народа, нации или государства".

Таким образом, категория суверенитета с древнейших времен и до наших дней находится  под пристальным вниманием различных  исследователей, наделяющих ее порой  различным смыслом и содержанием. Также следует отметить, что категорию  суверенитет для более точного  и полного уяснения следует рассматривать  в трех аспектах: как народный, национальный и государственный суверенитет. Можно выделить признак, объединяющий эти понятия: верховное право  народа, государства или нации  на определение своей судьбы и  выражение власти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Суверенитет как правовое явление представляет собой верховенство и независимость  публичной власти, проявляющиеся  в совокупности отношений, урегулированных  конституционно-правовыми и международно-правовыми  нормами. Эти отношения подвергаются критическому анализу юристов, политиков, дипломатов с точки зрения их эффективности  для обеспечения защиты прав и  свобод человека и гражданина, а  также для управления на соответствующих  территориях.

Правовая  категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный  суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".

Государственный суверенитет - это верховное, неотчуждаемое  право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего  и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы  международного права.

Народный  суверенитет - верховное, неотчуждаемое  право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и  выразителем верховной власти в  государстве и обществе.

Под национальным суверенитетом понимается верховное  право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера  с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно  проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов  Федерации.

Народный  суверенитет как основополагающий принцип конституционализма закрепляется в большинстве демократических  государств и рассматривается как  принадлежность всей власти народу, а  также свободное осуществление  народом этой власти в полном соответствии с его суверенной волей и коренными  интересами.

Закрепление в основах конституционного строя  Российской Федерации суверенитет народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.

В Конституции  РФ данный принцип закрепляется в  ст.3: "1. Носителем суверенитета и  единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный  народ".

Народный  суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет её самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих  собственных интересах. Признание  народа в качестве верховного носителя всей власти является выражением народного  суверенитета. Народный суверенитет  неделим, имеет и может иметь  только одного субъекта - народ. Конституция  РФ закрепляет прерогативу многонационального народа России на всю власть, его  полновластие. Это означает, что  российский народ ни с кем не делит  власть, и никто, кроме него самого, не может претендовать на власть в  РФ. "Никто не может присваивать  власть в Российской Федерации, - отмечается в ст.3, п.4 Конституции, - захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону".

Действующая Конституция РФ устанавливает две  главные формы осуществления  народом власти, в зависимости  от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные  выборы), и представительную - через  органы государственной власти и  органы местного самоуправления.

Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной  власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и  косвенно. Она носит многоплановый  характер и гарантируется закрепленными  в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.

Однако  содержание народного суверенитета не предполагает непосредственного  решения народом всех общественных и государственных вопросов, постоянного  управления делами государства со стороны  всей социальной общности. Поэтому  причастность каждого гражданина как  субъекта народного суверенитета к  управлению делами государства может  быть ощутима лишь при проведении референдумов, выборов и использовании  иных механизмов непосредственной демократии. Управление же общественными и государственными процессами, осуществляемое через представительную власть не исключает возможности  искажения представительными учреждениями суверенной воли народа. Кроме того, определенные интересы граждан могут не получить своего представительства в деятельности законодательных органов власти, а представленные интересы - не всегда находят отражение в принимаемых законах. Выходом является сочетание двух взаимосвязанных и взаимодополняющих форм осуществления власти: непосредственной и представительной демократии с учетом возможностей и пределов их использования. Такой подход позволяет на практике соединять преимущества непосредственного и представительного правления и способствует наиболее полной реализации идеи народного суверенитета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г.

  1. Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие (ГРИФ) М.: Проспект, ТК Велби. 2008.
  2. Клепицкая Т.А. Теория государства и права: Учеб. Пособие – 2-е изд. («Карманное учебное пособие»). М.: РИОР. 2008.
  3. Кулапов В.Л. Теория государства и права: Учебник (ГРИФ) / Кулапов В.Л. Малько А.В. - М.: НОРМА. 2008.
  4. Кикоть В.Я. Теория государства и права: Учебник – 3-е изд., перераб. и доп. – («Высшее образование») (ГРИФ) / Кикоть В.Я., Лазарев В.В. М.: Форум. 2008.
  5. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник – 2-е изд., перераб. и доп. – («Классический университетский учебник») (ГРИФ). М.: Проспект ТК, Велби. 2008.
  6. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. (ГРИФ). М.: НОРМА. 2008.
  7. Рассказов Л.П. Теория государства и права: Учебник для вузов – («Высшее образование») (ГРИФ). М.: РИОР. 2008.

Информация о работе Суверенитет