Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:21, контрольная работа
Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Российская Федерация является демократическим государством, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.
Введение
Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки
Глава II. Национальный суверенитет
Глава III. Государственный суверенитет
Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного
суверенитета в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Государственный суверенитет в классическом (абсолютистском) его понимании, будучи неотчуждаемым правом на высшую независимость и верховную власть, представляет собой свойство государства, являющееся не более высоким относительно других элементов политической системы, а высшим в абсолютном смысле, неделимым, стоящим над политическим обществом и отдельно от него.
Отталкиваясь
от понимания государственного суверенитета
как понятия, характеризующего не верховенство
власти, а абсолютную власть, не предполагающей
возможности контроля и подотчетности,
ученые нередко высказывают мысль
об утере актуальности понятия суверенитета
как характеристики ушедшего в небытие
абсолютизма и более ближнего
к современности явления
В процессе становления понятия "суверенитет" данная категория начиная с конца XVIII в. стала использоваться для характеристики не только явления верховенства государственной власти, но и источника государственной власти. Категория "народный суверенитет" означает верховенство народа в решении вопросов организации и функционирования общественного и государственного строя, в определении основных направлений развития внутренней и внешней политики, а также осуществление полного и всестороннего контроля над деятельностью государственных органов.
С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц или органов, так и его деление между различными частями народа означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа.
При рассмотрении вопроса об актуальности понятия "суверенитет" нельзя оставлять без внимания общественное явление, характеризуемое понятием "национальный суверенитет". В последнее время, вслед за европейской научной традицией данное понятие и в российской науке нередко используется как синоним государственного суверенитета. Однако, исходя из принятой юридической терминологии, следует отметить, что категория "национальный суверенитет" характеризует иные явления, нежели категория "государственный суверенитет", и тем самым демонстрирует иной подход к носителю и содержанию суверенитета. Национальный суверенитет есть право на политическое, экономическое и культурное самоопределение нации для сохранения своей самобытности, образа жизни, языка, культуры, для обеспечения свободного развития нации.
Понятие "суверенитет" в правовой науке используется во всех трех аспектах: как верховное, неотчуждаемое право государства самостоятельно решать свои вопросы внутреннего и внешнего характера, соблюдая законность и общепризнанные принципы и нормы международного права - государственный суверенитет; как верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе - народный суверенитет; и суверенитет национальный - верховное право нации на самоопределение, т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно избирать ту или иную форму национально-государственного устройства, решать вопросы политического, экономического, социально-культурного, национального и иного характера с учетом объективных исторических условий, прав и интересов совместно проживающих наций и народностей, а также мнения других субъектов Федерации.
Содержание
народного и государственного суверенитетов
в совокупности составляют четыре элемента:
верховенство, неотчуждаемость, единство
и независимость. Применительно
к народному суверенитету верховенство
означает, что выше народной власти
никакой иной власти нет. Все другие
властные регуляторы общественных отношений
в конечном итоге являются производными
от власти народа, подотчетными и подконтрольными
ей. От практической реальности этого
положения зависят
Следует
отметить, что в отечественной
юриспруденции в настоящее
Таким образом,
категория суверенитета с древнейших
времен и до наших дней находится
под пристальным вниманием
Заключение
Суверенитет
как правовое явление представляет
собой верховенство и независимость
публичной власти, проявляющиеся
в совокупности отношений, урегулированных
конституционно-правовыми и
Правовая категория "суверенитет" многомерна и состоит из трех аспектов: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".
Государственный
суверенитет - это верховное, неотчуждаемое
право государства
Народный суверенитет - верховное, неотчуждаемое право народа определять свою судьбу, быть единственным, ни от кого и ни от чего независимым носителем и выразителем верховной власти в государстве и обществе.
Под национальным
суверенитетом понимается верховное
право нации на самоопределение,
т.е. право определять свою судьбу, самостоятельно
избирать ту или иную форму национально-
Народный
суверенитет как
Закрепление в основах конституционного строя Российской Федерации суверенитет народа говорит о построении системы государства и права на основе доктрины естественных и неотчуждаемых прав человека. Именно народ делегировал часть своей естественной свободы в пользу государственной власти и наделил государство полномочием требовать от каждого индивида подчинения действиям и решениям органов государственной власти в пределах, установленных в конституции. Оставшаяся часть свободы граждан состоит не только из прав и свобод, закрепленных в Конституции РФ, но и из иных неотчуждаемых прав. Поэтому нередко в научной литературе можно встретить утверждение о вторичности государственного суверенитета по отношению к народному суверенитету в подлинно демократическом, правовом государстве.
В Конституции РФ данный принцип закрепляется в ст.3: "1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ".
Народный
суверенитет означает, что народ,
ни с кем не деля свою власть, осуществляет
её самостоятельно и независимо от
каких бы то ни было социальных сил,
используя исключительно в
Действующая Конституция РФ устанавливает две главные формы осуществления народом власти, в зависимости от формы волеизъявления: непосредственную демократию (референдум, свободные выборы), и представительную - через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Предусмотренная Конституцией реализация суверенитета народа через органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляется как прямо, так и косвенно. Она носит многоплановый характер и гарантируется закрепленными в Конституции правами граждан, а также соответствующими полномочиями выборных органов государства.
Однако
содержание народного суверенитета
не предполагает непосредственного
решения народом всех общественных
и государственных вопросов, постоянного
управления делами государства со стороны
всей социальной общности. Поэтому
причастность каждого гражданина как
субъекта народного суверенитета к
управлению делами государства может
быть ощутима лишь при проведении
референдумов, выборов и использовании
иных механизмов непосредственной демократии.
Управление же общественными и
Список использованной литературы: