Суверенитет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:21, контрольная работа

Описание

Суверенитет - «собирательный признак государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества». Государственный суверенитет может совмещаться с народным суверенитетом и национальным суверенитетом. Российская Федерация является демократическим государством, в котором нации и народности реализовали свое право на национальное самоопределение, представляет собой суверенное государство во всех указанных ранее значениях, т.е. включая народный и национальный суверенитет.

Содержание

Введение

Глава I. Народный суверенитет. Его сущность и признаки

Глава II. Национальный суверенитет

Глава III. Государственный суверенитет

Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного
суверенитета в Российской Федерации

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Суверенитет.docx

— 50.93 Кб (Скачать документ)

Суверенитет нации имеет своей предпосылкой национальные потребности, интересы и  цели, вытекающие из объективных условий  её существования и являющиеся важнейшим  стимулятором развития нации, её борьбы за свое освобождение. В качестве национальных могут выдвигаться интересы, выразителем  которых выступает ведущий класс  данной нации, а также интересы общенациональные в полном смысле слова.

Национальный  суверенитет означает право на самоопределение  вплоть до отделения и образования  самостоятельного государства. В многонациональных  государствах, образованных путем добровольного  объединения наций, суверенитет, осуществляемый этим сложным государством, естественно, не может быть суверенитетом одной  лишь нации. В зависимости от того, каким способом объединившиеся нации  осуществили свое право на самоопределение - путем объединения в союзные  государства и путем федерации  на базе автономии или конфедерации, государственный суверенитет, осуществляемый данным многонациональным государством, должен гарантировать суверенитет  каждой из объединившихся наций. В первом случае это достигается путем  обеспечения суверенных прав субъектов  союза, уступивших часть своих прав многонациональному государству. Во втором случае суверенитет наций обеспечивается путем охраны автономии национальных государств. Но в обоих случаях  многонациональное государство  в лице своих высших органов является носителем суверенитета не какой-либо отдельной нации, а суверенитета, принадлежащего именно данному многонациональному государству, выражающему как общие интересы все объединившихся наций, так и специфические интересы каждой из них. Главное состоит в том, чтобы многонациональное государство в любых его разновидностях обеспечивало реальный суверенитет каждой из наций, входящих в его состав.

Российская  Федерация – демократическое  государство, признающее естественные права человека, стоит на страже свободы любого индивида независимо от его национальности, поэтому национальный, этнический, расовый признак не должен становиться критерием государственной власти. Таким образом, национальный суверенитет следует понимать как демократический принцип, в соответствии с которым каждая нация обладает правом на свободу, на самостоятельное и независимое развитие, что должны уважать все другие нации и государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Государственный суверенитет

 

Суть  принципа государственного суверенитета, закрепленного ст. 4 Конституции РФ, состоит в верховенстве и единстве государственной власти и распространении ее на всю территорию Россию. Этот принцип означает обязательность актов федеральных органов власти для всех субъектов права на территории Российской Федерации: Верховенство центральной (федеральной) власти по отношению к власти субъектов федерации. Правовым выражением верховенства суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ. Конституция обязательна для исполнения всеми субъектами права на территории России, она обладает высшей юридической силой по отношению к федеральным законам, законам субъектов федерации и любым подзаконным актам органов государственной власти, а также нормативным актам органов местного самоуправления.

Важнейший принцип внутреннего построения демократической государственной  власти - разделение властей. В российском государстве этот принцип признан только в 1990 г. в Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.

Смысл разделения властей состоит в относительной  самостоятельности и независимости  различных структур (частей) государственного механизма - законодательных, исполнительных, судебных и иных, например надзорных  органов. Цели такой системы построения власти: 1) создать гарантии от ее произвола  и сосредоточения в руках одного лица или какого-либо органа, группы органов; 2) обеспечить высокий профессионализм  и эффективность в выполнении различных и весьма специфических  функций власти; 3) наиболее широко представить  во власти интересы различных слоев  и групп населения.

В системе  разделения властей одна ветвь государственной  власти ограничивается и контролируется другой, взаимно уравновешивая друг друга, как механизм сдержек и  противовесов. В ст. 10 Конституции  РФ установлено: “Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и  судебной власти самостоятельны”.

Проблема суверенитета в федеративном государстве состоит как в  его признании (непризнании) за определенными  субъектами, так и в сочетании  различных подходов к нему.

 Согласно конституциям республик  в составе Российской Федерации,  а также названию и преамбуле  Федеративного договора – Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  власти суверенных республик  в составе Российской Федерации  от 31 марта 1992 года – эти республики являются суверенными государствами.

Не существует фрагментарного, сокращенного, ограниченного, относительного, раздельного суверенитета. Надо признать справедливым высказывание К. Маркса о том, что “две суверенные власти не могут одновременно, бок  о бок, функционировать в одном  государстве; это – нелепость  вроде квадратуры круга”. Объективно невозможно действие двух верховных и при этом независимых властей в пределах одной и той же территории. В федеративном государстве носителем суверенитета является сама Федерация.

  Республики в составе Российской  Федерации правом свободного  выхода из состава этой Федерации  не пользуются. Вот почему даже  теоретически они не могут  рассматриваться в качестве суверенных. Следовательно объявление этих  республик суверенными государствами  – не констатация действительного  положения вещей, а дань времени,  получившему название “парад  суверенитетов”, и разного рода  политическим играм, ведущимся  как на федеральном так и  региональным уровнях.

 Конституционная характеристика суверенитета, закрепляя территориальное верховенство Российской Федерации, обязывает федеральные органы государственной власти пресечь любую попытку посягательства на единство и верховенство государства, защищать его целостность.

 Государственный  суверенитет Российской Федерации  – категория сложная и не  сводится лишь к компетенции  властных структур государства,  т.е. сумма суверенных прав  не является полным выражением  сущности суверенитета. Но комплекс  полномочий властных органов  имеет большое значение в теории  суверенитета: он представляет собой  основу реализации государственного  суверенитета. Ниже перечислены  суверенные права как неприкосновенная  сфера ведения суверенной политической  единицы, тот минимум без которого  не представляется возможным  осуществление государственного  суверенитета:

  • право самостоятельного осуществления учредительной власти;
  • право формирования и конституционного закрепления системы высших и местных органов государственной власти;
  • право самостоятельного осуществления всех форм государственной деятельности (законодательной, исполнительно-распорядительной, судебной, контрольно-надзорной и др.);
  • право территориального верховенства;
  • право установления гражданства и определения правового статуса граждан;
  • право осуществления централизованного руководства хозяйственной, и социально-культурной деятельностью;
  • право на политическое объединение с другими государствами и свободного выхода из объединений.

 Достаточно  изъять одно из перечисленных  суверенных прав и политическая  единица потеряет суверенный  статус, перестанет быть суверенной.

 Следовательно,  в Российской Федерации носителем  суверенитета является Россия  в целом, предметами исключительного  ведения которой являются все  вопросы общегосударственного значения; все другие более или менее  важные вопросы создают сферу  совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Российской  Федерации, т.е. не решаются  без федерального центра.

 Таким  образом, субъекты Российской  Федерации являются носителями  суверенных прав, но не представляют  собой суверенные политические  организмы. 

 Можно  выделить десять важнейших элементов  конституционно-правового статуса  Российской Федерации как суверенного  федеративного государства: 

1) учредительный  характер федеральной государственной  власти;

2) территориальное  верховенство;

3) федеральная  конституционно-правовая система; 

4) легитимные  федеральные властные структуры; 

5) федеральная  государственная собственность; 

6)федеральное  гражданство;

7) единые  вооруженные силы Российской  Федерации; 

8) универсальная  международная правосубъектность; 

9) государственный  язык Российской Федерации; 

10) государственная  символика.

 Спорным  является суждение о наделении  субъектов Федерации “внутренним  публично-властным государственным  суверенитетом”. В соответствии  со ст.73 Конституции РФ, “вне пределов  ведения Российской Федерации  и полномочий Российской Федерации  по предметам совместного ведения Российской федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти” Но конституционный объем компетенции субъектов Российской Федерации не может быть описан как “суверенитет”. Речь может идти лишь о компетенционной отчужденности, а не о разграничении суверенитета между федерацией и ее субъектами.

 В  условиях распространения государственного  суверенитета России на всей  территории страны субъекты Российской  Федерации самостоятельны и “верховны”  в пределах только своих исключительных  полномочий, но и этих полномочий  не достаточно для того, чтобы  говорить о суверенности в  целом субъектов Федерации. 

Если  содержание суверенитета свести к компетенции (что и делается со стороны республик; вспомним, например, известное заявление  Президента РФ Б.Н. Ельцина “Субъекты  федерации могут брать себе столько  суверенитета, сколько смогут”), то и субъекты федерации будут считаться  суверенными. Как уже не раз отмечали, если не исказим суть суверенитета (не доведем до автономии), под суверенитетом  субъектов Российской Федерации  должны подразумеваться их возможность  считаться с федеральным центром  по своему усмотрению, их право решать любые вопросы без какого-либо политического ограничения по собственному усмотрению, включая право изменения  политического статуса, оформления в независимое государство.

 Именно  право на сецессию придает  субъекту Федерации суверенный  государственно-правовой статус.

 Но, трудно  даже гипотетически представить,  что каждый из 89 “равноправных”  субъектов Российской Федерации  может провозгласить верховенство  своих актов над федеральными, право сецессии и другие прерогативы  государственного суверенитета. Согласно  Конституции Российской Федерации,  ни один субъект Федерации  не обладает этим правом: территория  Российской Федерации неприкосновенна;  “федеративное устройство Российской  Федерации основано на ее государственной  целостности, … равноправии и  самоопределении народов в Российской  Федерации” (ч.3, ст.5 Конституции РФ) (а не за ее пределами). В  этой связи совершенно неприемлемо  положение Конституции Республики  Тыва 1992 года допускающее ее право  на сецессию.

 Таким  образом, в России с формально-юридической  точки зрения не может быть  никаких суверенных политико-территориальных  единиц, даже если они называются  республиками (государствами). Кроме  того, на конституционном совещании  в октябре 1995 года подчеркивалось, что Конституция Российской Федерации не зафиксировала “суверенитет республик” (о суверенитете других субъектов Российской Федерации речь не шла) и это означает окончательное отрицание идеи о наличие внутри федеративного государства других суверенных государств (т.е. государств).

 Следовательно,  суверенной является только Россия, а состовляющие ее территориальные  субъекты имеют лишь комплекс  исключительных полномочий, в пределах  которых они самостоятельны.

 Следует  отметить, что изложенное выше  представление о сути суверенитета  Российской Федерации в основном  опирается на конституционные  нормы. Но, как об этом свидетельствует  практика, у данного вопроса есть  и другая – фактическая сторона;  как уже отмечалось выше в  виде “парада суверенитетов”  отдельных субъектов Российской  Федерации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава IV. Соотношение народного, национального и государственного суверенитета в РФ

 

Правовое  содержание понятия "суверенитет", насчитывающее более чем четырехсотлетнюю историю, не могло не наполняться  новым содержанием в условиях развития властеотношений. Понятие "суверенитет" многомерно и может быть рассмотрено, как описывалось ранее в трех аспектах: "государственный суверенитет", "народный суверенитет" и "национальный суверенитет".

Информация о работе Суверенитет