Тенденции развития системы права и системы законодательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 13:11, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – раскрыть сущность понятия системы права и рассмотреть ее структуру и принципы построения. Для достижения цели были поставлены следующие задачи: раскрыть сущность понятия "система права" и ее отличия от понятий "правовая система" и "система законодательства"; изучить принципы построения системы права, основные ее элементы и их взаимосвязь. При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности структуры системы права.

Содержание

Введение 4
1 Понятие и сущность системы права 6
1.1 Система права и правовые системы 10
1.2 Соотношение системы права и системы законодательства 11
2 Структурные элементы системы права 14
3 Тенденции развития системы права и системы законодательства 26
Заключение 29
Библиографический список 31

Работа состоит из  1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 147.00 Кб (Скачать документ)

     И хотя выделение правовых систем имеет  преимущественно историческое значение, однако их знание позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.

     Традиционно в теории права выделяют германо-романскую (иначе – континентальную) и англосаксонскую правовые системы, поскольку в первой основную роль играет статутное право, законы, а судьи, но образному выражению, это всего лишь говорящие уста закона. В англосаксонской правовой системе как утверждается в теории, основная роль длительное время принадлежала прецедентному праву. Но следует учитывать, что в последнее время происходит своеобразное сближение этих правовых систем: в германо-романской усиливаются прецедентные начала, а в англосаксонской – роль закона.

     Кроме этих двух систем, известный французский ученый Р. Давид выделяет мусульманскую правовую систему, социалистическую правовую систему, некоторые другие системы, называя их правовыми семьями.

     В мусульманской правовой системе  религиозные нормы определяют брачно-семейные отношения, в частности, развод, запрет ростовщичества, налог на поддержание религии и многие другие социальные правила поведения. Среди них – поистине священное отношение к чужой собственности, особенно к земле. Почему и не были приняты в этих странах революционные попытки земельных реформ, на что так надеялись в некоторых странах революционеры, начинавшие по западной модели в XX веке народно-демократические революции (Афганистан, Йемен и др.)4.

     1.2 Соотношение системы  права и системы  законодательства

     В данном параграфе работы мы остановимся  на основных вопросах связи системы  права и системы законодательства. Вопрос о связи двух систем является актуальным, поскольку "правовая система  объективно представляет собой синтез систем права и законодательства, в котором они соотносятся как форма и содержание одного и того же явления".

     В теории права соотношение категорий "система права" и "система  законодательства" понимаются неодинаково, поэтому нельзя говорить о тождественности  таких категорий как "право" и "законодательство". Специфика права выражается в том, сто это особое, обладающие объективными свойствами социальное явление. Право рассматривается как более широкая категория по отношению к законодательству. Такой подход обусловлен несколькими причинами.

     Во-первых, процесс формирования права предполагает наличие у него нескольких источников: правовой обычай, нормотворчество самого государства; международные и внутригосударственные  договоры, носящие нормативны характер; судебные или административные прецеденты.

     Во-вторых, законодательство создается только самим государством, выражая волю законодателя. В свою очередь право  носит более естественный характер.

     Таким образом, основное его содержание, направленное на объективное регулирование общественных отношений, формируется еще до принятия нормативных актов. Наука теории государства и права рассматривает государство и право в неразрывной взаимосвязи. Но между ними имеются различия и несовпадения, которые позволяют говорить об их относительной самостоятельности.

     Система права несколько шире системы  законодательства, у нее значительно  больше источников — она находит  свое отражение не только в позитивном праве, но также в обычном праве, в принципах права, в правовых доктринах, в договорах, содержащих нормы права, в судебных прецедентах, в правосознании. Систему права характеризует однородность, поскольку каждая отрасль обладает предметом правового регулирования. Отрасли законодательства не обладают подобного рода объединяющим началом. Система права состоит из отраслей, подотраслей и институтов, а система законодательства — из нормативных правовых актов, поэтому и первичным элементом системы права является норма права, а первичным элементом системы законодательства — статья нормативного акта. Среди отраслей законодательства можно выделить: во-первых, одноименные с отраслями права (уголовное, гражданское, семейное); во-вторых, комплексные отрасли, состоящие из комбинации норм различных отраслей права; гражданского, уголовного, конституционного и др. (хозяйственное, аграрное законодательство, законодательство об охране здоровья, об образовании, науке и т.д.); в-третьих, отрасли, связанные с определенными сферами государственного управления (законодательство о водном транспорте, о таможенной деятельности и т.д.). По этой причине количество отраслей законодательства превышает количество отраслей права5.

     Разнообразие  и взаимосвязь социальных отношений, возникающих в различных сферах общественной жизни, необходимость  их эффективной организации обусловливает  создание в системе законодательства таких структурных элементов, которые не совпадают с системой права. Поэтому отрасли права не всегда соответствуют отраслям законодательства. 

 

      2 Структурные элементы системы права 
 

     Как уже отмечалось, система права  носит объективный характер. Будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право подразделяется на определенные части в зависимости от конкретного содержания тех общественных отношений, которые регулируются нормами права. По своему содержанию общественные отношения могут быть имущественными, финансовыми, земельными, трудовыми, семейными и другими. Каждый вид данных отношений регулируется строго определенной группой правовых норм, которые отражают их характерные особенности и конкретную социальную направленность. Таким образом, системность общественных отношений придает системные свойства праву, обусловливает его структурное построение.

     Структурными  элементами системы права являются: норма права; отрасль права; подотрасль права; институт права.

     Именно  они образуют юридическую ткань рассматриваемого явления.

     Правовая  норма – первичный элемент  системы права. Нормы права составляют основу любой системы права. Они  являются первичным элементами системы  права, но регулируют не все, а лишь наиболее важные для жизнедеятельности всего общества и граждан отношения. Норма права – это общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения.

     Это одна из разновидностей социальных норм. Роднит норму права с другими социальными нормами общность их предназначения. Они устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида, коллективных образований - от государства до различных социальных групп. Норма права, как и другие социальные нормы, - это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения. Но норма права это также и четко обозначенный канал поведения, упорядочивающих соответственные общественные отношения и состояния.

     Вместе  с тем норма права – это  и особая социальная норма, имеющая  свои социокультурные характеристики, свои специфические признаки.

     Норма включает в свой состав три основных элемента: гипотезу, диспозицию, санкцию.

     а) гипотеза – указание конкретных фактических  жизненных обстоятельств (события, действия людей, совокупность действий, т.е. фактические составы), при которых  данная норма вступает в действие. Гипотеза (предположение) – это элемент правовой нормы, в котором указывается, при каких условиях следует руководствоваться данным правилом. В гипотезе излагаются те фактические обстоятельства, при наличии которых у лиц возникают юридические права и обязанности. Простой гипотезой называют ту гипотезу, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием, которого связывается действие юридических норм. В сложной гипотезе действие нормы ставится в зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более обстоятельств. Альтернативная гипотеза ставит действие норм в зависимости от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств6;

     б) диспозиция – "сердцевина" нормы  права, т.е. указание на правило (правила) поведения, которым должны подчиняться субъекты, если они оказались причастны к условиям, перечисленным в гипотезе. Диспозиция раскрывает само правило поведения, содержание юридических прав и обязанностей лиц. В приведенном выше примере диспозиция предписывает, что арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт сданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, а арендатор в случае неисполнения арендодателем этой обязанности имеет право либо произвести капитальный ремонт и взыскать с арендодателя стоимость ремонта или зачесть ее в счет наемной платы либо расторгнуть договор и взыскать убытки, причиненные его неисполнением.

     По  способу выражения правил поведения  диспозиции подразделяются на простые, отсылочные и бланкетные. Простая диспозиция содержит только указание на вид преступления, причем ограничивается одним его наименованием, не давая определения. Она применяется тогда, когда признаки правонарушения достаточно очевидны. Бланкетная диспозиция не определяет признаков преступления, а предоставляет установление их специально указанным органам. Отсылочная диспозиция отсылает к другой статье данного уголовного закона, в которой дается описание соответствующего вида преступления, или к другому нормативному.

     в) санкция – вид и мера возможного наказания (кары), если субъекты не выполняют предписание диспозиции, или поощрения за совершение рекомендуемых действий. Поэтому назначение санкции – побудить субъектов действовать в соответствии с предписаниями нормы права. Простой или абсолютно-определенной санкцией является та, где размер неблагоприятных последствий точно указан. Сложной или относительно-определенной санкцией является та, где границы неблагоприятных последствий указаны от минимального до максимального или только до минимального. Альтернативная санкция - это санкция где названы и перечислены несколько видов неблагоприятных последствий, из которых правоприменитель выбирает только одно, наиболее целесообразное для решаемого случая.

     Нормы права подразделяются на виды по самым  разным основаниям. И здесь три фактора оказывают наиболее существенное влияние. Это - функции права и индивидуальное регулирование общественных отношений.

     Так как социально-юридические функции  обуславливают строение права, то главное  подразделение функций на регулятивные и охранительные предопределяет и главные виды юридических норм. Но сразу же нужно учитывать и действие такого фактора, как специализация права. И общая классификация дополняется третьим звеном, и таким образом норма подразделяется на охранительные, регулятивные и специализированные.

     Регулятивные (правоустановительные) нормы непосредственно  направленные на регулирование общественных отношений путем предоставления участникам прав и возложение на них  обязанностей. Правоохранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также специфических государственно принудительных мер защиты субъективных прав. Регулятивные нормы, в соответствии со своими функциями (статической и динамической) делятся на управомочивающие, запрещающие и обязывающие. Основным юридическим средством поведения динамической функции является возложение на лиц активных обязанностей - совершать определенные положительные действия. И поэтому, нормы, устанавливающие обязанность лица совершать определенные положительные действия, называются обязывающими. В нормах данного типа достаточно указать только на содержание обязанности. Средством проведения статической функции является такое построение правовых связей, в соответствии с которым на лицо возлагаются пассивные обязанности воздерживаться от действий известного рода. Здесь субъективное право и юридическая обязанность имеют самостоятельное содержание (могут классифицироваться по характеру содержанию прав и обязанностей или по форме выражения предписания). И поэтому наряду с обязывающими нормами, регулятивные нормы имеют еще две разновидности - управомочивающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий7.

     Запрещающие нормы устанавливают обязанность  лиц воздерживаться от действий известного рода. Регулятивные и правоохранительные нормы служат самостоятельной основой возникновения правоотношений.

     Специализированные  нормы в отличие от регулятивных и охранительных не могут служить самостоятельной основой для возникновения правоотношений, они носят дополнительный характер. И в зависимости от того какую функцию они выполняют, специализированные нормы подразделяются на пять основных разновидностей:

     1. Общие (общезакрепительные) - это нормы, направленные на фиксирование в обобщенном виде определенных элементов регулируемых отношений.

     2. Дефинитивные нормы или дефиниции  это нормы направленные на  закрепление в обобщенном виде  признаков данной правовой категории,  они закрепляют научно сформулированные  понятия, определение понятий.

Информация о работе Тенденции развития системы права и системы законодательства