10.
Уголовно-процессуальное право объединяет
нормы, определяющие порядок производства
по уголовным делам. Нормы данной отрасли
регулируют деятельность органов дознания
предварительного следствия, прокуратуры,
суда и их взаимоотношения с гражданами
при расследовании, в ходе судебного разбирательства
и при разрешении уголовных дел.
11.
Исправительно-трудовое право регулирует
отношения, складывающиеся при исполнении
мер уголовного наказания и связанные
с исправительно-трудовым воздействием.
Нормы этой отрасли устанавливают порядок
отбытия осужденными назначенной им меры
уголовного наказания, а также регламентируют
деятельность по исправлению осужденных
при отбытии наказания.
Основные
направления развития и совершенствования
права связаны с социально-экономическими
и политическими реформами, происходящими
в стране. Одновременно идут глубинные
процессы изменения самого содержания
права, обновления законодательства и
осознания новой роли правовых явлений
в жизни человека и общества. Здесь можно
выделить такие тенденции:
1)
общие, характерные для права в целом,
включая систему права и систему законодательства
как две стороны одного целостного явления;
2)
тенденции развития структуры
(системы) права;
3)
тенденции совершенствования законодательства.
К общим тенденциям относятся
следующие.
1.
Постепенное изменение соотношения
"человек и право". С одной
стороны, речь идет об "очеловечивании"
права, о создании такой правовой
системы, где бы в центре
внимания всегда были человек,
его права и свободы. Реальные
шаги в этом направлении сделаны
в Декларации прав и свобод человека и
гражданина, Конституции РФ, Гражданском
кодексе РФ, законах о собственности, гражданстве
и других нормативных актах. Сюда же относится
изменение методов правового регулирования:
переход от императивных к диспозитивным
методам, преобладание общедозволительного
типа регулирования в отношениях между
людьми. Одним словом, все больше выкристаллизовывается
и расширяется сфера действия частного
права.
С
другой стороны, наблюдается определенное
ограничение публично-правового регулирования,
которое в прежние времена было доведено
до абсурда (свидетельство тому - установление
предельных размеров садовых домиков,
бань, погребов и т.п.). В настоящее время
происходит выравнивание отношений между
государством и отдельным человеком с
точки зрения объема прав и обязанностей
между ними, гарантий их реализации.
2.
Децентрализация правового регулирования.
Конституция РФ и Федеративный
договор создали базу для законодательного
стимулирования развития субъектов
Федерации, органов местного самоуправления.
Значительное развитие получают такие
средства децентрализованного регулирования,
как договоры, субсидиарное применение,
аналогия закона и права.
3.
Интеграция в российское законодательство
в определенных случаях общепризнанных
принципов и норм международного права
и международных договоров Российской
Федерации (ст.15 Конституции РФ). Можно
говорить также об интеграционной тенденции
законодательства стран - участниц СНГ
в экономическом, информационном пространстве,
сфере борьбы с преступностью.
В
числе тенденций развития структуры
(системы) права можно назвать
такие.
1.
Процесс постепенного накопления
нормативного материала и распределение
его по структурным блокам - институтам,
отраслям. Все более заметна тенденция
к определенной унификации подобных
блоков как равнозначных по объему, структуре
и другим Характеристикам, что позволяет
расширять плоскости их взаимодействия,
повышать эффективность регулирования.
Данный процесс включает в себя образование
новых институтов и отраслей (банковское,
налоговое право), а также вычленение их
из уже существующих структурных подразделений
(семейное право).
2.
Рост значения правового регулирования,
что влечет за собой образование
комплексных структурных объединений
юридических норм. Это обусловлено
комплексным характером предмета и метода
правового регулирования, субъектов и
объектов правовых отношений. Возникновение
комплексных образований зависит и от
степени развитости правовой системы,
от взаимодействия ее с другими нормативно-регулятивными
системами общества.
3.
Возможное развитие системы права
в направлении от современной
структуры с ее довольно прочными
связями между институтами и
отраслями к "плазменному"
строению, где первичные структурные
элементы будут находиться в
состоянии относительной автономности.
В необходимых случаях при наличии определенных
системообразующих факторов они могут
создавать структурные ассоциации для
решения каких-либо вопросов. Проблемы,
возникающие из естественных потребностей
общественного развития, обусловливают
цели законодателя по их урегулированию.
Цель законодателя "притягивает"
к себе из нормативного массива различные
по своему назначению и функциональной
специализации нормы для эффективного
и быстрого ее достижения.
Тенденции
совершенствования законодательства
выглядят следующим образом.
1.
Приведение всего законодательного
массива в соответствие с Конституцией
РФ. Этот процесс включает в
себя пересмотр действующего
законодательства, отмену устаревших
нормативных актов, создание новых
законов, совершенствование законодательной
техники и законодательного процесса.
2.
Формирование новых комплексных
отраслей законодательства - о банках
и банковской деятельности, приватизации,
банкротстве предприятий, налогах,
местном самоуправлении и др.
Комплексное правовое воздействие
позволяет более эффективно и целенаправленно
решать экономические и социальные вопросы.
3.
Становление новой структуры
законодательства, вызванное разграничением
полномочий между Федерацией, республиками
в составе РФ и другими субъектами
Федерации. Появляются новые виды законодательных
актов (уставы краев, областей, краевые,
областные законы, указы, постановления
губернаторов, глав администраций и иные
нормативные акты)10.
Заключение
На
основании вышеизложенного материала
в курсовой работе можно сделать вывод
о следующем: люди с древних пор вступали
в различные отношения друг с другом. По
мере цивилизации человечества стали
появляться законы, преобразованные из
обычаев, для регулирования этих отношений.
В дальнейшем развитии, развиваются и
отношения, и это требует создания уже
специального сложного законодательства,
которое бы могло своими правовыми актами
обеспечить законную систему общественных
отношений. На мой взгляд, понятие "система
права" появилось тогда когда общество
пришло к выводу о том, что для рационального
регулирования общественных отношений
необходимо разбить право по специфике
области регулирования общественных отношений.
Таким образом, появляются отрасли права,
а следовательно и кодексы как законодательство
этой отрасли.
Система
права - это внутренняя структура права,
состоящая из взаимосвязанных норм, институтов
и отраслей права.
Она
обладает своими чертами:
- ее первичным
элементом выступают нормы права; - ее
элементы не противоречивы, внутренне
согласованы, взаимосвязаны, что придает
ей целостность и единство;
- она обусловлена
социально-экономическими, политическими,
религиозными, культурными, историческими
факторами;
- имеет объективный
характер.
Понятие
"системы права" не следует
отождествлять с понятием "правовая
система". Последнее шире по своему
объему и включает в себя, помимо системы
права, юридическую практику и господствующую
правовую идеологию. Таким образом правовая
система и система права соотносятся как
целое и часть. Для деления норм права
на отрасли используют 2 критерия: предмет
и метод правового регулирования. Простыми
словами говоря, предмет отвечает на вопрос,
что регулирует право, а метод - как регулирует.
Отрасль права - это совокупность юридических
норм, регулирующих определенный род (сферу)
общественных отношений. Отрасль наиболее
крупное подразделение системы права.
Институт
права - это совокупность юридических
норм, регулирующих определенный вид (группу)
общественных отношений. Если отрасль
регулирует род общественных отношений,
то институт - лишь их вид.
Система
права – это строение права, которое
позволяет ориентироваться в законодательстве,
квалифицировать нарушения и принимать
соответствующие меры воздействия, так
как главная особенность каждой отрасли
это наличие особого юридического режима
- метода регулирования. Преобразование
права в систему путем деления его на отрасли,
институты права позволяет оперативно
ориентироваться в законодательстве.
Подводя
итоги, можно сделать следующие
выводы.
Во-первых,
систему права не строят, не конструируют
по заранее намеченному плану, а
открывают подобно тому, как естествознание
открывает законы природы.
Во-вторых,
система права полностью соответствует
структуре общества, т.е. той системе
общественных отношений, которые закрепляются
и регулируются правом.
В-третьих,
система права постоянно меняется
вместе с развитием общества.
В-четвертых,
предмет правового регулирования
и метод системы права образуют
единое целое.
В-пятых,
одна из главных особенностей системы
права состоит в том, что входящие
в ее состав отрасли, с одной стороны
взаимосвязаны,но, с другой - они не дублируют,
а, наоборот, взаимно исключают друг друга.
Так как одна и та же норма не может одновременно
регулировать два разных вида общественных
отношений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Алексеев
С.С. Общая теория права. М.: Юридическая
литература, 2002. -382 с.
- Алексеев
С.С. Право. Опыт комплексного исследования.
- М.: 2009. – 247 с.
- Алексеев
С.С. Теория права. - М.: Издательство БЕК,
2000. - 325 с.
- Венгеров
А. Б. Теория государства и права. Ч. 2. Теория
права. Москва, 2002 г. Т. 2. - 391 с.
- Иоффе О.С.,
Шаргородский М.Д. Вопросы теории права.
М., 2001. - С. 81.
- Комаров С.А.
Общая теория государства и права:
Учебник. М.: Юрайт,2000. - 387 с.
- Марченко
М.Н. Теория государства и права. Москва,
2009. - 375 с.
- Недбайло
П.Е. Объективное и субъективное в праве
(К итогам дискуссии) // Правоведение. 2004.
№ 1. – C. 12 – 14.
- Основы государства
и права: Учебное пособие для поступающих
в вузы / Под ред. О.Е. Кутафина - 2-е изд.,
переработанное и дополненное - М.:
Юрист, 2002. - 296 с.
- Общая теория
государства и права / Под ред. В.В.
Лазарева. - М.: Юристъ, 2002. - 376 с.
- Общая теория
государства и права. Академический курс
/ Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. -
М.: Юристъ, 2000. - 512 с.
- Общая теория
права: Учебник для юридических вузов
/ Под общ. ред. А.С. Пиголкина,-
2-е изд., исправленное и дополненное изд-во
МГТУ им Н.Э. Баумана, 2000. - 384 с.
- Сырых В.М.
Теория государства и права. Учебник
для вузов. - М.: Былина, 2000. - 534
с.
- Теория
государства и права. Курс лекций / под
ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько.
- М.: Юристъ, 2003. - 720 с.
- Теория государства
и права: Учебник для вузов
/ Под ред. М.М. Рассолова, В.О.
Лучина, Б.С. Эбзеева. - М.: ЮНИТИ -
ДАНА, Закон и право, 2000. - 693 с.
- Теория права
и государства: Учебник / Под редакцией
проф. В.В. Лазарева - М.: Право и Закон,
2000. - 424 с.
- Хропанюк
В.Н. Теория государства и права: Учебное
пособие для высших учебных заведений
/ Под ред. профессора В.Г.
Стрекозова. - М.:
«Дабахов, Ткачев, Димов», 2002. -427 с.
- Якушев А.В.
Теория государства и права. Конспект
лекций. Москва, «Издательство ПРИОР»,
2000. - 366 с.