Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 08:36, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

Предмет- анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Целью данной работы — выявить особенность происхождения государства и права.

Цель моей курсовой работы предполагает исследование и решение следующего круга задач:

•выделить причины и основы происхождения государства и права,
•рассмотреть научные труды выдающихся русских ученых, которые внесли значительный вклад в исследовании теорий происхождения государства и права,
•рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства и проблемы познания.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства и права……………………………………………………………….....6

Глава II. Основные теории происхождения государства…............12

Глава III. Основные теории происхождения права………………..20

Заключение……………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа готовый вариант.docx

— 69.56 Кб (Скачать документ)

     Особый  акцент представители материалистической теории делали на утверждении, что «государство никоим образом не представляет собой  силы, извне навязанной обществу», оно  «есть продукт общества на известной  ступени развития», это «сила, происшедшая  из общества, но ставящая себя над ним, всё более и более отчуждающая  себя от него».

     Впоследствии, однако, изначальная трактовка государства  как некой силы, стоящей над  обществом, «умеряющей классовое столкновение и держащее его в пределах «порядка»  с тем, чтобы «эти противоположности…с  противоречивыми экономическими интересами не пожрали друг друга и общество в бесплодной борьбе», была несколько  изменена. Государство стало представляться как специальный аппарат поддержания  положения в обществе господствующего  класса, как машина, с помощью  которой можно удерживать в повиновении  угнетенный класс. Многие современные  ученые считают, что в данном случае имела место грандиозная фальсификация  содержания работы Энгельса в России, рассмотрение её с заведомо неверных позиций.

     Как бы то ни было, основным тезисом марксистской теории остается, по словам В.И. Ленина, следующий: «История показывает, что государство…возникало только там и тогда, где и когда появлялось разделение общества на классы – значит, разделение на такие группы людей, из которых одни постоянно могут присваивать труд других, где один эксплуатирует другого…Оно возникало там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены».

     Отрицать  влияние классов на возникновение  государства нет оснований. Но так  же нет оснований считать классы единственной первопричиной его  появления. Последние данные археологии и этнографии показывают, что государство  нередко зарождалось и до возникновения классов. Несомненным достоинством материалистической теории является её тезис о неоднородности общества (как уже говорилось раньше, общество представляет собой довольно сложную систему взаимосвязанных элементов, в числе которых можно отметить и классы), а также вполне обоснованный вывод о большой роли экономики в изучаемом процессе. Не стоит забывать и о том, что очень многие положения этой теории активно используются современной исторической наукой в создании описания объективного процесса возникновения государства, так же как продолжает существовать с некоторыми изменениями и дополнениями энгельсовская классификация путей (форм) образования государства, ранее рассмотренная в настоящей работе.

     Таким образом, заслуги классовой теории в науке теории государства и  права, действительно, довольно велики. Отказавшись от отношения к наследию классиков марксизма-ленинизма как  к абсолютно непогрешимому, пригодному для всех времен и стран, избавившись  от всеохватывающего экономического детерминизма в рассмотрении проблемы происхождения  государства и получив новейшие знания о первобытном обществе в  области археологии и этнографии, теория государства и права с  помощью данной теории значительно  приблизилась к истине в рассмотрении столь сложного и спорного процесса возникновения государства. 

         Органическая  теория

      Представления о государстве как своеобразном подобии человеческого организма  были сформулированы первоначально  ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру  и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал  возможность существования человека как существа изолированного. Образно  свои взгляды он аргументировал следующим  сравнением: как руки и ноги отнятые  от человеческого тела, не могут  самостоятельно функционировать, так  и человек не может существовать без государства.

      Суть  органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено но аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

      Органическая  теория, видным представителем которой  является Герберт Спенсер, в окончательном  виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий  из отдельных людей, подобно тому как живой организм состоит из клеток. Важной стороной данной теории является утверждение о том, что  государство образуется одновременно со своими составными частями - людьми - и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная  власть - это господство целого над  своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют  нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают  эффективность функционирования всего  организма. * Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, если она воспримет методологию и понятия естественных наук, не лишено объективного смысла Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными. Человек становится существом общественным, будучи уже биологически сформированным индивидом обладающим волей и сознанием. Первично он являлся творцом природы, затем членом общества, а затем гражданином государства. Понятно, что исчезновение человека как биологического вида одновременно будет означать гибель и общества, и государства. Следовательно, в общественной жизни необходима гармония естественных и социальных законов человеческого развития.

      Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак. Подавляющее большинство ее сторонников считает, что общество и его государственная организация - это сложная система, состоящая из взаимодействующих и взаимообусловленных элементов.

      В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни. Одно из важных ее положений состоит в том, что разделение труда ведет к дифференциации общества. С другой стороны, интеграция объединяет людей в государство, посредством которого они могут удовлетворять и защищать свои интересы.

      В настоящее время органическая теория, хотя и не пользуется прежней популярностью, но, однако, имеет до сих пор хождение на Западе.

 

  Глава III Основные теории происхождения права 

          Психологическая теория

  Эта  теория  получила  распространение  в  начале  XX столетия  в Германии,  Франции,  России.26 Представители  этой  теории: Цицерон, Н.М. Коркунов,   3. Фрейд,    Дж.Ф.Мейтленд-Джонс.  Одним      из      её основоположников   является  российский  правовед Л.И. Петражицкий (1867-1931).  Согласно  его  представлениям,  право  подразделяется  на:  интуитивное – это внутренне присущие человеку, правовые  представления, убеждения,  переживания,  взгляды. И  позитивное -  совокупность  официальных правовых  норм.

      Цицерон же полагал,  что государство есть  достояние   народа.  Народ не  любое соединение  людей, собранных каким бы то ни было  образом,  а соединение  многих  людей,  связанных с собой в вопросах  права и общности  интересов. 

      Из психологической потребности  индивида повелевать или повиноваться  выводил необходимость создания  государства и права австрийский  психиатр  3игмунд Фрейд (1856-1939). Он исходил из существования  первоначальной патриархальной  орды, деспотический глава которой  еще на заре истории будто  бы был убит своими взбунтовавшимися  сыновьями, движимыми особыми биопсихологическими, сексуальными инстинктами («Эдипов комплекс»). Для подавления в дальнейшем агрессивных влечений человека и понадобилось, по Фрейду, создать государство, право, всю систему социальных  норм  и  вообще  цивилизацию.

    В противовес подобным воззрениям сторонники социально-психологического направления этой школы (французский философ Э. Дюркгейм (1858-1917) и др.) развивает в традициях Аристотеля взгляд на человека как на существо, прежде всего общественное по своей природе, а не психобиологическое.

    В государстве отдельная личность естественно поглощается коллективом, а законы - суть коллективных представлений  людей о должном.27 Высоко оценивая концепцию естественного права, видный дореволюционный российский государствовед Н.М. Коркунов возводил государство и право к "психологическому единению людей". Государство, по его мнению, возникает в результате осознания людьми своей зависимости от внешней власти. Государство и право получают в глазах людей значение некоего объективного порядка, "не зависящего от человеческой воли, стоящего выше человеческого произвола".

          Теологическая теория

     Данная  концепция считается достаточно древней и при этом упрощенной среди ученых-теоретиков права.28 Одновременно божественная концепция происхождения права пользуется популярностью среди студентов юридических факультетов в силу простоты ее объяснения. Мы считаем, что подобная ситуация с теоретико-правовой трактовкой теологической (божественной) концепцией происхождения права недопустима и требует серьезного пересмотра.

     Причин  этому несколько. Во-первых, с точки  зрения философии выделяется три  основных концепции осмысления бога и его деяний: теизм, пантеизм и  деизм. Тем не менее, современная  теоретико-правовая наука данный факт абсолютно не учитывает и использует понимание божественного происхождения  права, характерное для теизма, а  следовательно, опускает языческие  и примитивные представления  о божественном начале права и  справедливости.

     Во-вторых, как правильно указывает Т.В. Кашанина, «не существует универсально приемлемой концепции бога»29. Однако многие ученые, занимавшиеся и занимающиеся данной проблемой, ставят в один ряд трактовки различных религий (иудаизм, христианство, зороастризм, индуизм, ислам) о божественной природе права или объясняют эту теорию с позиции одной религии (как правило, христианской, причем католической)30. Для современных учебников по теории государства и права, где раскрывается теологическая (божественная) концепция происхождения права, считаем удачным и прогрессивным дифференцированный подход объяснения божественной сущности права основных верований современности31. Так, в учебнике «Общая теория государства и права» профессора В.С. Нерсесянца раскрываются древнегреческие, древнеиндийские, древнекитайские мифологические представления о происхождении права, анализируются религиозные концепции иудаизма, буддизма, христианства (католицизм), ислама32.

     В-третьих, считаем, что современная трактовка  божественной концепции происхождения  права построена таким образом, что формирует исключительно  позитивистское представление о  праве. Большинство авторов традиционно  приводит примеры в образе божественного  дара людям перечня письменных установлений, законов, например: Законы Хаммурапи, Законы Ману, скрижали Бога, врученные Моисею, Коран и т.п. Подобная трактовка  не только неверна, но и одновременно мешает понять значение божественной концепции происхождения права  в становлении и эволюции правовой жизни человеческого общества

     В-четвертых, современные критические оценки божественной концепции происхождения  права поверхностны и необоснованны. По сути, эта теория отвергается  с атеистических позиций. Так, Т.В. Кашанина считает, что божественная теория происхождения права —  «дитя своего времени», «на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема». А.Б. Венгеров считал, что теологическая теория придает всеобщее, универсальное значение только законам, обобщившим и закрепившим опыт социальной и экономической жизни раннеклассовых обществ, отдельные стороны рабовладения33. В данном случае важно понимать влияние данной концепции на правовую идеологию, ведь влияние религии на правовую жизнь человека всегда было, есть и будет. «В наши дни есть еще один предрассудок в отношении к вере, согласно которому «знание» есть нечто достоверное, доказательное, истинное, а «вера» есть, в конечном счете не более чем «суеверие».

     О продуктивности науки не стоит спорить, но что касается ее теоретических  истин и их доказуемости, то наука  плавает по морям проблематичного  и таинственного», — писал в  тридцатых годах прошлого столетия известный русский философ и  правовед И.А. Ильин34. Ведь задача науки теории государства и права заключается не в простой констатации факта существования теорий происхождения права божественной или марксистской, а в объяснении сущности права, определении его понятия и признаков через призму каждой концепции, каждого подхода.

          Теория  Насилия

    Теория  насилия принадлежит к числу  относительно новых теорий права. Идейные  истоки этой теории зародились еще  в эпоху рабовладения. Ее представители  считали, что право может возникнуть лишь в результате насилия и завоевания. Научное обоснование теория насилия  получает в XIX-XX веках.

    Наиболее  характерные черты теории насилия  изложены в работах Е. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского и других.35 Дюринг считал, что основой общественного развития являются формы политических отношений, а экономические явления - это следствие политических актов. Первоначальный фактор возникновения права следует искать в непосредственной политической силе.

Информация о работе Теории происхождения государства и права