Теории происхождения государства и права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2010 в 08:36, курсовая работа

Описание

Объектом исследования данной работы являются теории происхождения государства и права.

Предмет- анализ происхождения теорий государства и права, а также определение причин и основ возникновения государства.

Целью данной работы — выявить особенность происхождения государства и права.

Цель моей курсовой работы предполагает исследование и решение следующего круга задач:

•выделить причины и основы происхождения государства и права,
•рассмотреть научные труды выдающихся русских ученых, которые внесли значительный вклад в исследовании теорий происхождения государства и права,
•рассмотреть основные теории возникновения государства и права, их роль в системе развития государства и проблемы познания.

Содержание

Введение …………………………………………………………..3

Глава I. Причины многообразия теорий происхождения государства и права……………………………………………………………….....6

Глава II. Основные теории происхождения государства…............12

Глава III. Основные теории происхождения права………………..20

Заключение……………………………………………………………26

Список использованной литературы…………………………………29

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работа готовый вариант.docx

— 69.56 Кб (Скачать документ)

  Каутский  также видит источник происхождения  права во внешнем насилии, в войнах. Племя-победитель, по его утверждению, подчиняет себе побежденное племя, присваивает землю этого племени, а затем принуждает его систематически работать на себя, платить дань или подати, устанавливая определенные правила существования и, соответственно, правовой аппарат.

  При этом насилие рассматривается не как  некое ограниченное, локальное, а  как глобальное, к тому же «естественное» явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу «элементов»  государства - победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее  далеко идущие социально-экономические  последствия.36

  Отвергать полностью теорию насилия нельзя не только из формальных соображений, но и на основании исторического  опыта, который подтверждает, что  завоевание одних народов другими  являлось реальным фактором существования  государственности исторически  длительное время (например, Золотая  Орда). В более позднее время  непосредственное насилие сыграло  решающую роль в образовании американского  государства: борьба между Севером  и рабовладельческим Югом в итоге  привела к образованию США. Ясно, что эти реальные факты исторической действительности лишь частично подтверждают истинность теории насилия, но не позволяют  игнорировать ее научные положения.

          Расовая теория

    Расовая теория берет свое начало еще в эпоху рабовладения, когда в целях оправдания существующего строя развивались идеи естественного деления населения в силу у прирожденных качеств на две породы людей - рабовладельцев и рабов.

    Наибольшее  развитие и распространение расовая  теория права получила в конце XIX - первой половине XX в. Она легла в основу фашистской политики и идеологии.

    Содержание  расовой теории составляли развиваемые  тезисы о физической и психологической  неравноценности человеческих рас. Положения о решающем влиянии  расовых различий на истории, культуру, государственный и общественный строй. О делении людей на высшую и низшую расы. Из которых первые являются создателями цивилизации  и призванная господствовать в обществе и государстве. Вторые не способные  ни только к созданию, но даже и к  усвоению сформированной цивилизации. Их удел - слепое и беспрекословное  повиновение. С помощью государства  и права высшие расы должны господствовать над низшими.

    Один  из основателей расовой теории француз  Ж. Гобино (1816-1882 гг.) объявлял арийцев  «высшей расой», призванной господствовать над другими расами. В фашисткой  Германии была предпринята попытка  переписать всемирную историю заново как историю борьбы арийской расы с другими расами. Носительницей  духа высшей арийской расы объявлялась  Германия. К низшим расам относились семиты, славяне и другие.

На расовой  основе создавалась особая система  ценности «души расы», «чистоты крови», «вождя нации» и т. п. Высшей цели арийца объявлялось сохранение чистоты  крови. «Люди гибнут не из-за проигранных  войн, - писал Гитлер в «МАЙН КАМПФ», - а из-за потери сопротивляемости... Все, что не является полноценной  расой на земле - плевелы».

    Важным  средством решения всех важнейших  государственно-правовых и божественных проблем объявлялась война. Для  их оправдания использовались положения, высказанные известным немецким философом Ф. Ницше (1844 - 1890гг.) типа: «война для государства такая  же необходимость, как раб для  общества», «любите мир как средство к новым войнам».

     Исторически  расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как «научная», академическая доктрина она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.

 

Заключение

     Подводя заключение своей научной работы можно констатировать, что государство  и право существовали не всегда, а появились на определенном этапе  развития общества. Государственно-организованному  обществу предшествовал первобытнообщинный строй, при котором орудия производства были несовершенны, а производительность труда низкая. Чтобы обеспечить свое существование люди должны были объединять средства производства и свой труд. В результате этого в основе жизни  общества лежало общественная собственность  на средства производства, а распределение  продуктов труда осуществлялись на началах равенства. Жизнь этого  общества на ранних ступенях его развития строилась на началах естественного  самоуправления, которое соответствовало  уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и  духовного развития и зрелости самого человека.

     Далее, в процессе долгого, неуклонного  развития производительных сил, постепенно создаются предпосылки его разложения. Первостепенную роль в развитии экономики  и в переходе к качественно  новому способу производства сыграло  общественное разделение труда. Причинами, которые вызвали учреждение государства, являлось разложение первобытного строя, совершенствование экономики связанное  с ростом производительности труда, и появление избыточного продукта, а также изменение в нормативном  регулировании.

     Ведь  право, как особая система юридических  норм и связанных с ним правовых отношений возникло в истории  общества в силу тех же причин, что  и государство. Вообще, из выше изложенного  понятно, что право, как явление  общественной жизни, как мерило свободы  и справедливости в человеческих взаимоотношениях, формировалось раньше, чем государство. С его возникновением, оно приобретает лишь новое качество. Оно становится правом, охраняемым государством, его принудительной силой.

     Право не теряет при этом своих объективных  признаков, как регулятора общественных отношений, но приобретает новые свойства, порождаемые его неразрывной связью с государством.

     Рассматривая  основные закономерности возникновения  государства и права можно  сделать вывод в том, что любое  государство, наряду с решением классовых  задач в обществе, выполняет и  общечеловеческую миссию. Без которой  не может существовать ни одно общество.

     Общечеловеческое  предназначение государства состоит  в том, чтобы помочь обществу преодолеть противоречия, найти “нити” согласия и сотрудничества различных слоев  населения, общественных сил. Государство  выступает и как организация  политической власти общества. Для  нашей страны и для стран ближнего зарубежья государство на данном этапе своего развития соответствует  уровню развития демократии, характеризующейся  гласностью, многопартийностью, свободными выборами, разделением властей, верховенством  закона, охраной прав и свобод личности, наличием независимого суда.

     Демократические государства опираются на право, высшее назначение которого это признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина. Право является системой общеобязательных юридических  норм, выражающих интересы общества.

     Государство официально устанавливает право, обеспечивает его выполнение. Право же, выражая  государственную волю, регулирует общественные отношения, оно проводит в жизнь  политику государства, право регулирует поведение людей в государстве, имеет общеобязательный характер. Не государство создает и предоставляет  личности права, а она сама их имеет  от рождения и обязанность государства  — признавать и осуществлять эти  права.

     Процесс возникновения государства и  права протекал при их взаимном влиянии  друг на друга и вызван был одними и теми же причинами возникновения  права:

     Потребностями экономических отношений, которые  складывались при наличии частной  собственности, разделения труда, товарного  производства и обращения, необходимостью закрепления экономического статуса товаровладельцев, обеспечения для них устойчивых и гарантированных экономических связей, условий для экономической самостоятельности; необходимостью поддерживать стабильность и порядок в обществе в условиях углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов; организацией публичной власти, отделенной от населения и способной санкционировать обычаи, устанавливать юридические нормы и обеспечивать проведение их в жизнь; превращением человека в относительно самостоятельного индивида. Нельзя искать право там, где нет разделения коллектива (рода, племени) на отдельных субъектов, где индивид не выделен как личность, осознающая возможности (свободы), которые складываются в процессе развития общества.

     Таким образом, возникновение права было связано с:

  • качественным усложнением производства, политической и духовной жизни общества;
  • обособлением личности как участника общественных отношений со своими притязаниями на автономность существования (социальную свободу);
  • формированием государства, которому потребовался новый нормативный социальный регулятор, способный выполнить задачи:
  • обеспечить функционирование общества как целостного организма более высокого порядка, чем первобытное общество, поддерживать в нем порядок и стабильность;
  • закрепить и обеспечить индивидуальную свободу автономной личности.

     Выполнить такие задачи было не под силу нормативным  регуляторам первобытнообщинного  строя — нормам-обычаям. Эту роль взяло на себя формирующееся юридическое  право, определяющей чертой которого стала  государственная принудительность. 
 

Список  использованной литературы 

  1. Бобылев А.И. Общество, гражданское общество, личность, государство, право. Их взаимодействие на современном этапе / Право и политика. 2001. №3.
  2. Бобылев А.И. К вопросу о концепциях происхождения права и государства // Право и политика. 2001. № 11
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М., 2007
  4. Венгеров А.Б. Происхождение права // Общая теория права: Курс лекций / Под общ. ред. В.К. Бабаева. Ниж. Новгород, 2001.  
  5. Дидро Д. Соч. Т. VII. М., 1939.
  6. Дмитрук В.Н. Теория государства и права. Учеб. пос. М.: Новое знание, 2006.
  7. Дрожжин В.А. Откуда есть пошло государство //История государства и права. 2000. № 4.
  8. Енгибарян Р.В., Ю.К. Краснов. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2006.
  9. Зарицкий А.В. Теория насилия происхождения права Л. Гумпловича и К. Каутского: Критический анализ в исторической ретроспективе // Закон и право. 2007. № 8.
  10. Зарицкий А.В. Некоторые проблемные аспекты исследования вопроса

    о происхождении  государства и права // Современное  право. 2008. № 4.

  1. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство АСТ», 2008.
  2. Калинина Е.В. К вопросу о ветхозаветной договорной теории  происхождения государства // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2008. № 2.
  3. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы. М.: Юристъ, 2003.
  4. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М., 2007
  5. Коркунов М.Н. Лекции по общей теории права. СПб., 1894
  6. Корнев В.Н. О некоторых методологических подходах к исследованию государства//Российская юстиция. 2009. №12.
  7. Малахов В.П. Философия права. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2007.
  8. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. С. 78.
  9. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. С. 205 - 210.
  10. Р.В.Нигматулин  Борьба с международной преступностью в глобализирующемся мире//Российская юстиция. 2009.№ 11.
  11. Общая теория государства и права. Академический курс / под . ред. Марченко М.Н. Т 1. М.,2008
  12. Руссо Ж.-Ж. О причинах неравенства. СПб., 1907.
  13. Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре., М., 1938
  14. Теория государства и права / под ред. Бабаева В.К.. М., 2005 .
  15. В.А.Терехин, А.Ф.Мещерякова. Советское государство в современной России: понятие и содержание//Российская юстиция. 2010. № 3
  16. Фролов С.Н. Теологическая (божественная) концепция происхождения права: Правильно ли мы ее пониманием? // История государства и права. 2006. № 12.
  17. Царьков И.И. Естественно-правовая доктрина и теория общественного договора: единство двух концепций // Право и политика. 2008. № 1.
  18. Чепурнова Н.М., Серёгин А.В. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 2008.
  19. Черданцев А.Ф. Теория государства и права. Учебник для ВУЗов. М. 2005.
  20. Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие (издание 1910-1912). Т.1. Вып. 1. М., 1995.

Информация о работе Теории происхождения государства и права