Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:00, контрольная работа
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
6.ЗАКОНЫ МАНУ - ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА.
В Древней Индии понятие “право” было неизвестно. Жизнь индийцев подчинялась скорее этическим, чем правовым нормам. При этом эти нормы носили явный отпечаток религии. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известная дхармашастра - законы Ману (Ману - мифический Бог). Эти законы появились в период 2 в. До н.э. и 2 в. Н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей , написанных в форме 2-стиший (шлок). Немногие статьи имеют непосредственное правовое содержание (8-9 главы). Всего 12 глав. Главное в законах Ману - закрепление существующего варнового строя. Здесь подробно описывается происхождение , согласно религиозному учению варн, указывается на наследственно-профессиональный характер варн, определяется назначение каждой варны , привилегии высших варн. Особенностью законов Ману является религиозная окраска всех его положений.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ КАСТОВОГО СТРОЯ В ЗАКОНАХ МАНУ.
Кастовый характер права усматривается в системе преступлений и наказаний. Лица высших варн (2-рожденные) несли меньшую ответственность за преступления, чаще всего - покаяние, штраф. Тяжесть уголовной репрессии падала на шудр , людей из низших каст, обездоленных. Брахман за убийство нес покаяние - ему брили голову, вор из низшей касты умерщвлялся. Брахман за убийство шудры платил штраф, равный стоимости вороны, собаки.
В период создания
законов Ману в Индии хорошо понимали
разницу между собственностью и
владением и охране частной собственности
уделялось большое внимание. Было 7 способов
возникновения права собственности - наследование,
получение в виде дара или находки, покупка,
завоевание, ростовщичество, зарплата,
милостынь. Также был способ “давность
владения” - 10 лет, только при законном
подтверждении человек из владельца превращался
в собственника. Если у добросовестного
приобретателя обнаруживалась украденная
вещь, то она возвращалась законному владельцу.
Основной вид собственности - земля (земли
- царские, общинные и частные). Царь не
был собственником всей земли, но он охранял
землевладельцев и получал за это налоги.
Наиболее важное движимое имущество -
рабы, скот, инвентарь (наверное сельскохозяйственный).
Община стремилась ограничить частное
землевладение.
Сущность античного полиса.
три периода:
1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI –
IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.
2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного иЧерного морей (Великая греческая колонизация).
3. Классический период (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры.
-община основная ячейка общества,
-греческие общины
оказали влияние на
- община-полис, включающая в себя не только сельское население(как на востоке), но и городское. Членом общины модно было стать при двух условиях:
- если человек
является греком по
- если он был свободным и владел частной собственностью.
Все члены общины - свободные собственники – обладали политическими правами (хотя и не всегда равными), которые позволяли им принимать участие в государственной деятельности.
Полис не только занимается внутренними делами, но и мог вести внешнеполитическую деятельность, имел собственную армию: граждане полиса вступали в ополчение на время войн, превращались в воинов.
Полис (т.е. коллектив граждан) имел право верховной собственности на землю. Кроме частных участков земли он распоряжался также не поделенной, свободной землей, и это укрепляло позиции полиса как политического образования.
Воспринимая себя
как самостоятельное
Высокая роль народного собрания и выборная власть – два основных фактора, которые создавали условия для развития греческой демократии.
-Греческие полисы обычно были небольшими.
Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н.э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., подобно Афинскому, в результате синойкизма, слияния обособленных родовых общин - ахейской, проживавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завоеванием.
В Спартанском
государстве сложилось
Жители Спартанского государства подразделялись на следующие, социальные группы:
• спартиаты;
• гипомейены;
• периэки;
• илоты.
Политическими
правами пользовались только спартиаты.
Вся земля в Спарте считалась
собственностью государства и была
поделена на участки (клеры), переданные
полноправным гражданам - спартиатам в
наследственное пользование без права
отчуждения и дробления. Земельные наделы
передавались вместе с обрабатывающими
землю государственными рабами. Поскольку
первоначально эти наделы были равными,
то община спартиатов обычно именовалась
"общиной равных".
8.Эволюция гос. Строя. Афин
Высшая
власть полиса - народное собрание (экклесия)
полноправных граждан не моложе 20 лет.
Место заседания - агора. Собирались 2-4
раза в месяц. Собрание обладало наивысшими
властными полномочиями (законы, должностные
лица, война-мир, внутр. и внешн. политика).
Голосование тайное, по частным вопросам
принимались декреты. Закон вступал в
силу после рассмотрения его советом 500.
Любой гражданин, недовольный законом
мог добиться его отмены. Верховный
суд - главный законодательный орган.
Гласность. Граждане привлекались к обсуждению
и принятию особо важных законов. Эти институты
демократии торчали костью в горле афинской
аристократии. Совет 500: его члены избирались
по жребию народным собранием из граждан
не моложе 30 лет. Совет был разбит на 10
пританий. Функции совета 500: высший административный
орган, муниципалитет, вопросы благоустройства
города, доставка продовольствия в Афины,
ведал казной, контроль за должност. лицами,
готовил проекты законов, следил за исполнением
законов и декретов. Гелиэя - 6 тыс.
судей, избираемых народным собранием.
Гелиэя оттесняла аристократов от оправления
правосудия. Суд был открытый и гласный.
Все судьи делились на 10 декастерий. Суд
рассматривал уголовные преступления,
дела о государственной измене, выносил
любое наказание (от штрафа до смерти).
Коллегия 10 стратегов - высший
орган исполнительной
власти. Стратеги избирались открытым
голосованием. Стратег должен был иметь
определенный возраст, имущ. ценз и военный
опыт. Возвышение коллегии стратегов вело
к уменьшении роли ареопага. Ареопаг -
суд по особо тяжким
уголовным делам. Высокий имущественный
ценз. При разборе дел запрещалось многословие.
Из 9 архонтов привилегии имели 3 - эпоним
(рассматривал жалобы граждан), базилевс
(культовый, ведал ответственностью за
святотатство), полемарх (следил за обрядами
жертвоприношений, ставил памятники воинам,
ведал преступлениями чужестранцев).
Полиция - следила за всем и все докладывала
властям. Служить в полиции считалось
позором.
9.Этапы эволюции римского государства.
Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:
• Ромул;
• Нума Помпилий;
• Тулл Гостилий;
• Анк Марций;
• Тарквиний Приск;
• Сервий Туллий;
• Тарквиний Гордый.
2. Время основания
города Рима (753 г. до н. э)
характеризуется процесса-ми
Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.
Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:
правом на земельный
надел, закрепленный за ним и его
семьей (будучи, таким образом, участником
общей земельной собственности)
правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;
правом на получение от рода помощи и защиты;
правом на участие
в религиозных обрядах и
Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:
борьба плебеев и патрициев.
Изменение характера рабства.
Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:
В сфере экономики
плебеи допускались к общему полю
и ограничение долгового
В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.
В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.
В своей борьбе
плебеи опирались на свое численное
превосходство и регулярно
Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.
Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.
Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).
Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.
Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.
К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.
Патриции не
соглашались признавать в качестве
общегосударственных законов
Информация о работе Теории происхождения государства и права зарубежных стран