Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 16:00, контрольная работа
Предмет ИГПЗС - государство и право отдельных зарубежных стран мира в процессе их возникновения, развития и функционирования в определенной исторической обстановке, в хронологической последовательности, на основе выявления как общих закономерностей этих процессов, так и закономерностей, действующих в рамках тех исторических эпох, которые являются важнейшими ступенями в развитии конкретных обществ.
Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.
Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.
К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).
Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.
Реально действовали два вида народных собраний:
Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;
Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.
Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.
В истории Римской империи выделяется 2 этапа:
1. Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н. э).
2. Доминат (284 г н.э. – 476 г. н. э).
Принципиат:
Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.
В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.
Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.
Историки до
сих пор спорят о причинах кризиса
и падения Западной Римской империи. Одни
объясняли это вторжением варварского
племени, другие историки объясняли это
тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным
и политическим центром всего Средиземноморья,
и торговые пути сместились на Восток.
Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский,
Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация
закономерно неизбежно проходит этапы
не только зарождения и расцвета, но и
упадка и гибели.
10. Общая характеристика и сферы правового регулирования по «Законам 12 таблиц».
Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.
Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".
Законы таблиц
регулировали сферу семейных и наследственных
отношений, содержали нормы, относящиеся
к займовым операциям, к уголовным
преступлениям, но вовсе не касались
государственного права. Начиная с IV-III
вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться
новым источником права - преторскими
эдиктами, отражавшими новые экономические
отношения, порожденные переходом от архаических
форм купли-продажи, ссуды и займа к более
сложным правоотношениям, вызванным ростом
товарного производства, банковских операций
и пр.
11.Легисакционный процесс и эволюция римского процессуального права.
Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.
Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.
В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.
Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.
С течением времени
легиксакционный процесс
Частное право – это нормы права защищающие интересы отдельного лица, его взаимоотношения с др. лицами
То есть по сравнению
с публичным частное право
– более ценный массив римского
права, оно более развито и
до тончайших деталей
Различие права на публичное и частное – основное деление национальных правовых систем современности.
Семейные отношения;
Отношения собственности;
Обязательственные отношения;
Отношения по наследованию.
В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Правовое регулирование имущественных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали имущественные иски от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, который был направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь, и прогибторный иск, имеющий своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи. С развитием преторского права лолучил окончательное юридическое оформление институт владения. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно, как на праве собственности. В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид имущественного права, как пра-во на чужие вещи. Появляется ряд новых земельных. У сервитутов, но особенно городских.
В Византии сохранилось
единое кодифицированное законодательство.
В VI веке император Юстиниан кодифицировал
римское право, которое впоследствии
оказало большое влияние на развитие европейского
права. Корпус Юстиниана - так назывался
сборник законов, который состоял из четырех
частей: кодекса (основных установлений
действующего римского права), дигест
(собрания правовых положений и казусов),
институций (краткого руководства по вопросам
правоприменения и юридической техники),
и новелл (новых правовых актов, изданных
Юстинианом). Для византийского права
характерна постоянная тенденция к систематизации
материала по систематическому и хронологическому
принципам, В неофициальных сочинениях
юристов приводились типовые формы договоров,
исков и т. п. когда император Юстиниан
принял решение о систематизации римского
права, постклассическими юристами был
накоплен солидный опыт той работы, которой
предстояло подвести величественный итог.
Средневековые
государства появились в
1) последовательность
смены его форм (раннее Средневековье,
развитое Средневековье,
2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;
3) крестьянская
община, являющаяся исторически
обусловленной формой
4) сложность
взаимоотношений светских
5) важность роли
средневековых городов в
6) главным институтом
в политической системе
Писание, Деяния
святых апостолов, Послания к римлянам
и др. Главенствующим источником нового
канонического права становятся
папские конституции (буллы, бреве,
энциклики, рескрипты и др.). Со временем
римские источники права выходят из употребления
и забываются. Им на смену приходит упрощенное
римское право, которое по приказу королей
объединялось в специальные кодексы. Своеобразное
возрождение римского права поддерживала
католическая церковь, увидевшая в нем
средство, способное поддержать каноническое
право и притязания пап на мировое господство.
Наиболее разработанной частью римского
права в классический период было обязательственное
право, которое являлось юридической формой
товарно-денежного обращения. В институциях
Гая договоры (контракты) были разделены
на четыре основные группы: вербальные,
литеральные, реальные, консенсуальные.
Момент наступления ответственности был
избран критерием для отнесения сделок,
к названному типу договоров и в данном
случае. Она наступала сразу же по заключении
соглашения, отсюда и название консенсуальный
(от consensus - соглашение). Среди консенсуальных
договоров особое место занял договор
купли-продажи (при господстве манципации
данный вид договора был реальным). Ответственность
сторон возникала теперь не с передачей
вещи, а не-медленно по заключении соглашения
- в любой из дозволенных форм: письменной
или устной. Оборот товаров был значительно
облегчен.
14.Возиникновение раннефеодальных монархий. Франкское государство.
Исторические
условия: Европейский континент имеет
умеренный климат, хозяйство ведётся рационально,
развито животноводство, рыболовство.
Жители жили в условиях родовой организации,
расселившись по долинам рек. Особое
племя – салические франки, которые
в процессе миграции приблизились к границам
римской империи, их включили в её состав,
сделав федератом. Вследствие этого франкские
вожди стали претендовать на власть, сначала
внутри племени, затем внутри империи.
Процесс становления
государства и права,
из-за следующих факторов: 1)ускорения
процессов имущественной дифференциации
франков, 2)введение ими постоянных войн,
3)существование государственности у римлян,
которую заимствовали франки в государственно-правовом
строительстве, 4)заимствование института
частной собственности у римлян, 5)христианство,
которое было воспринято франками, их
вождями. После принятия христианства,
начинается первый
этап в истории у франков. С 5-го по 7-ой
век – династия Меровингов, затем
власть захватывают майордомы. Характеризуется
переходом от племенного
строя к общине. Вторая
эпоха – Каролингов сын майордомов
Карл Мартелла заточил последнего из династии.
Этот период продолжается с 8-го по 9-ый
век. Характеризуется
формированием классов,
формируются основные
органы власти. Община
характеризуется: 1)наличием частной
собственности на землю, как основное
средство производства; 2)значительным
влиянием частной собственности на общественный
уклад. Пути 3)возникновения этих видов
собственности, в результате развития
общины; 4)состоит из большого количества
народа. Частная собственность возникает
с развитием способов обработки земли.
Сосредоточение земли в руках отдельных
личностей приводит к таким формам землевладения
как аллоды – это форма землевладения,
переходящая по наследству по мужской
линии. Карл Мартэлл проводит земельную
реформу: теперь владелец земли называется
бенефицием. Бенефиций (от лат. beneficium —
благодеяние), земельное владение, которое
жаловал король (или какой-либо другой
крупный феодал) в пожизненное пользование
вассалу на условии несения военной или
административной службы. Верденский
договор 843 года, по которому внуки Карла
Великого разделили государство на части:
Франция, Германия и другие государства
западной Европы. Раннефеодальная
монархия, характеризуется: 1)нерасчленённостью
власти и управления; 2)не до конца оформленная
система органов власти. Должность короля,
до принятия христианства, была выборной,
после стала наследоваться. Ему принадлежала
вся полнота власти, судебная, исполнительная.
Высший орган на местах – совет 100-ни, члены
суда – рахинбурги, затем их заменяют
подвластные царю – скобины. Это система
получила название дворцово-вотчинной.
Информация о работе Теории происхождения государства и права зарубежных стран