Правом при определенных
условиях могут признаваться фактические
действия участников правоотношений,
которые отличаются качеством нормативности,
т.е. объективно необходимы, отвечают характеру
прогрессивной человеческой деятельности,
типичны для данных условий, приносят
социально полезный результат; являются
источником, порождающим взаимовыгодные
партнерские отношения между субъектами
общения; не связаны с нарушением юридических
запретов и использованием неправомерных
средств для достижения фактического
результата; исключают причинение вреда
общему интересу, правам граждан; могут
быть подтверждены в установленном порядке
как правомерные; связаны с правовой обязанностью
субъектов этих действий.
5. Право есть реально действующая
система нормативной регуляции. Право
существует, напоминает о себе" постольку,
поскольку оно действует, т.е. отображается
в сознание, психике людей, осуществляется
в их практических действиях.
6. Право не тождественно
закону. Законодательство выступает одной
из форм выражения права. Закон (иной нормативный
акт государства), не отвечающий идеям
права, его природе, ценностям и приоритетам
личности, может в установленном порядке
признаваться недействительным и, следовательно,
в этом случае правом не является.2
- Классификация принципов права.
В научной и учебной
литературе используется целый ряд
критериев классификации принципов
права и соответственно подразделения
их на различные группы.
Так, в зависимости
от типа права они классифицируются
на принципы права, свойственные
рабовладельческому, феодальному, капиталистическому
и социалистическому праву. Выделяются
также принципы, свойственные праву,
переходному от одного типа
к другому.
По своему характеру
принципы права бывают социально-экономические,
политические, идеологические, этические,
религиозные и, специально-юридические.
За исключением специально-юридических
принципов, все перечисленные
принципы отражают предмет правового
воздействия и содержание воли
господствующих классов в праве.
Поэтому смена типа права всегда
приводит к коренному изменению
его социально-экономических и
политических, а также идеологических
принципов, к существенному изменению
этических и религиозных (если
они еще остаются) принципов права.
Так, если ведущим социально-экономическим
началом буржуазного типа права
является капиталистическая собственность
и эксплуатация наемного труда,
то ведущим началом социалистического
типа права является социалистическая
собственность, антиэксплуататорская
направленность производственных
отношений и распределение по
труду. Если ведущим политическим
началом буржуазного права является
полновластие класса капиталистов,
монополистического капитала, то
ведущим началом социалистического
права является полновластие
рабочего класса и всех трудящихся.
Идеологическим началом буржуазного
права всегда является буржуазное
идеалистическое мировоззрение,
а социалистического права –
научная идеология марксизма-ленинизма.
Этическим началом права капиталистического
общества является буржуазная
нравственность, в то время как
ведущим этическим началом социалистического
права выступают социалистическая
нравственность и подлинный гуманизм.
Буржуазное право не отвергло полностью
религиозных догматов и предрассудков,
социалистическое право им в принципе
глубоко чуждо.
Буржуазное право освящает
принцип незыблемости частной
собственности, социального и
национального неравенства людей,
предполагает лишь формальное
равенство людей перед законом
в лучшем случае закрепляет
буржуазно-демократические права
и свободы, не исключающие фактического
господства меньшинства над большинством,
над трудящимися. Социалистическое
право провозглашает принцип
незыблемости общественной собственности,
равного освобождения людей от
частной собственности и эксплуатации,
равенство всех граждан государства
независимо от их пола, национальности
и расы, социального происхождения
и социального положения, исходит
из принципа пролетарского интернационализма
и подлинного равноправия народов,
закрепляет принципы социалистической
демократии, призванной обеспечить
реальное политическое полновластие
трудового народа (18, с.152-153).
При смене исторических
типов правовых систем изменяются
и специально-юридические принципы
права.
Специально-юридические
принципы отвечают на вопросы:
как отражается в праве его
фактически социальная основа, каким
образом воля господствующих
классов возводится в закон
и становится общеобязательной,
какова структура права и каков
характер правового регулирования
общественных отношений? В этих
принципах отражаются особенности
права как такового, и на их
основе строится вся структура
правовой реальности данной общественно-экономической
формации.3
Коль скоро форма
в конечном счете зависит от
своего содержания, то при смене
исторических типов права меняются
и его специально-юридические принципы.
Однако эти изменения связаны главным
образом с коренным изменением их служебной
роли, социальной значимости. Иначе говоря,
специально-юридические принципы изменяются
не столько по своей собственной формуле,
сколько по тому социальному (экономическому,
политическому, этическому) содержанию,
которое в эту формулу вливается. Строго
говоря, специально-юридические принципы
права – это те же его социальные принципы,
но переведенные на язык права, юридических
конструкций, правовых средств и способов
их обеспечения.
К числу специально-юридических
принципов права можно отнести:
- принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами в случаях коллизии;
- принцип непротиворечивости норм, составляющих действующую правовую систему государства, и приоритет закона перед иными нормативно-правовыми актами;
- принцип подразделения правовой системы государства на публичное и частное право, на относительно самостоятельные отрасли и институты права;
- принцип соответствия между объективным и субъективным правом, между нормами права и правовыми отношениями, между правом и его осуществлением;
- принцип социальной свободы, выраженный в системе субъективных прав участников общественных отношений, равенства перед законом и судом, равноправия;
- принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами законодательства деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
- принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
- принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена юрисдикционным органом (судом), так называемая презумпция невиновности;
- принцип недопустимости обратной силы законов, устанавливающих новую или более тяжелую юридическую ответственность, и гуманности наказания, способствующего исправлению осужденного.
Нетрудно убедиться в
том, что не все из перечисленных
специально-юридических принципов
права даже формально находят
свое нормативное закрепление (выражение)
в любых исторических типах правовых
систем. Ясно и то, что само содержание
таких понятий, как свобода, равенство,
справедливость, гуманность, исторически
меняется и зависит от того, какому
классу служат эти лозунги и социальные
ценности. Наконец, особое значение имеет
соответствие специально-юридических
принципов объективным закономерностям
развития определенной общественно-экономической
формации и фактически действующей
политической организации общества.4
Так, например, принцип
подразделения правовой системы
на публичное и частное право
действует только при определенных
социально экономических условиях.
Законность как один из важнейших
(если не самый важный) принципов
права приобретает действительное
значение ведущего начала только
тогда, когда является элементом
политического демократического
режима.
Вообще, специально-юридические
принципы права сами по себе
не дают полной и реальной
картины действующего права. Лишь
в сочетании с социально-экономическими,
политическими, идеологическими
и этическими принципами они
раскрывают качественные особенности,
коренные черты и историческое
значение определенного типа
права, правовых систем государств
соответствующего типа.
Межотраслевые и
отраслевые принципы права.
2.1. Основные характеристики
межотраслевых прав.
Межотраслевой принцип права
можно определить как общую для
двух и более отраслей основную идею,
отражающую закономерности и связи
развития общественных отношений, нормативно
закрепленную в позитивном праве, направляющую
правовое регулирование и определяющую
сущность и социальное назначение права.
Межотраслевые принципы
права обычно рассматриваются
лишь попутно, при изучении
отдельных отраслей и институтов
права. В правовой литературе
допускается и полное игнорирование
межотраслевых принципов права.
Одни и те же межотраслевые
принципы права в разных отраслях
права могут проявляться неодинаково,
исходя из конкретных, специфических
для отрасли задач. При этом
межотраслевые принципы права
способствуют уяснению сходства
и различия отраслей права
и отдельных правовых норм.
На смежные отрасли
права одновременно с межотраслевыми
принципами в полной мере распространяют
свое влияние общие правовые
принципы. Общие принципы проникают
и проявляют себя в каждой
отрасли права, а от них интегрируются
в межотраслевые принципы. Таким
образом, между общими, межотраслевыми
и отраслевыми принципами отмечается
устойчивая прямая и обратная
связь. В определенном смысле
межотраслевые принципы конкретизируют
содержание общих принципов права.
Так, межотраслевые принципы диспозитивности
и состязательности, являются проявлением
общеправового принципа равенства
всех перед законом и судом.
Общеправовой принцип социальной
свободы конкретизируется, например,
через межотраслевой принцип
свободы труда.
Межотраслевые принципы
не дают отраслям права существовать
обособленно, изолированно друг
от друга. Через них происходит
координация и взаимодействие
отраслей права между собой.
Межотраслевые принципы права
проявляют себя в сходных правовых
отношениях. Учет межотраслевого единства
в содержании принципов имеет важное практическое
значение, так как позволяет полнее выявлять
как общие, так и специфические черты этих
принципов.
Важнейшей стороной
межотраслевых принципов права
является необходимость их учета
для избежания правоинтерпретационных
ошибок. Ошибки, связанные с нарушением
межотраслевых принципов, проявляются,
прежде всего, при выявлении
«пограничных состояний», т.е. требующих
от правоприменителя привлечения
нормативного материала, из других
отраслей права.
Использование межотраслевых
принципов права необходимо для
экономии нормативного материала,
предупреждения его дублирования,
а также в связи с необходимостью
внутрисистемного согласования
законодательных предписаний. Наличие
межотраслевых принципов права
упрощает тексты законов, делает
правовые предписания более гибкими,
приспособленными для регулирования
и охраны динамичных общественных
отношений. В случае возникновения
пробелов в правовом регулировании
общественных отношений, межотраслевые
принципы права призваны выполнять
роль компенсирующего механизма.
К межотраслевым принципам
права относятся: принцип свободы
труда, принцип свободы договора,
принцип запрещения принудительного
труда, принцип правовой защиты предпринимательства,
принцип признания и защиты равным
образом всех форм собственности, принцип
презумпции невиновности, принцип необратимости
закона, большинство принципов процессуальных
отраслей (состязательность, сочетание
единоначалия и коллегиальности
и т.п.), диспозитивности, принцип
свободы экономической5
Принцип свободы труда
в сфере трудовых отношений проявляется
в свободе трудового договора.
Согласно статье 16 Трудового Кодекса
РФ трудовой договор является основанием
для возникновения трудовых отношений.
Согласно статье 80 Трудового Кодекса РФ
работник обладает и свободой расторжения
трудового договора по своей инициативе
в любое время. Кроме работы по трудовому
договору гражданин может реализовать
свои способности к труду, заключив гражданско-правовой
договор (подряда, поручения, возмездного
оказания услуг), либо заниматься предпринимательской
деятельностью. Таким образом, свобода
труда проявляется прежде всего в предоставлении
человеку возможности свободно распоряжаться
своими способностями к труду, т.е. трудиться
в избранной сфере деятельности.
Принцип запрещения
принудительного труда гарантирует
возможность трудиться свободно.
Согласно статье 4 Трудового Кодекса
РФ принудительным трудом считается
выполнение работы под угрозой
какого-либо наказания, в том
числе в целях поддержания
трудовой дисциплины, в качестве
меры ответственности за участие
в забастовке и т.д. К принудительному
труду Кодекс относит: нарушение
установленных сроков выплаты
заработной платы или выплату
ее не в полном размере; требование
работодателем исполнения трудовых
обязанностей от работника, если
работник не обеспечен средствами
коллективной или индивидуальной
защиты либо работа угрожает
жизни и здоровью работника.
Принцип защиты от безработицы
и содействия в трудоустройстве.
Нормы института занятости и
трудоустройства направлены на социальную
защиту безработных граждан. К таким
мерам защиты относятся: трудоустройство
с помощью органов государственной
службы занятости населения, профессиональная
подготовка и переподготовка по направлению
органов службы занятости, выплата
пособия по безработице, направление
на общественные работы, оказание материальной
помощи и др.
Принцип свободы предпринимательской
деятельности закреплен в статьях
8 и 34 Конституции РФ, которая устанавливает:
«Каждый имеет право на свободное
использование своих способностей
и имущества для предпринимательской
и иной не запрещенной законом экономической
деятельности». Следовательно, каждый
гражданин решает самостоятельно, заниматься
предпринимательской деятельностью или
нет, какую организационно-правовую форму
и вид предпринимательской деятельности
избрать и т.д.
·Принцип признания
многообразия форм собственности,
юридического равенства форм
собственности и равной их
защиты основывается на положениях
п. 2 статьи 8 Конституции РФ: «В Российской
Федерации признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы
собственности». Законодательством
не могут устанавливаться какие-либо
привилегии или ограничения для
субъектов, осуществляющих предпринимательскую
деятельности с использованием
имущества, находящегося в государственной,
муниципальной или частной собственности.