Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 05:15, курсовая работа
Актуальность дальнейшей разработки проблемы, связанной с типологией государства, предопределена современными тенденциями общественно-политического развития России. За последние время все чаще встречаются утверждения о кризисе российской государственности, необходимости вернуться к более стабильным формам. Произошло любопытное столкновение полярных взглядов на возможные перспективы развития российской государственности: с одной стороны, постоянно выдвигается тезис о необходимости воссоздания Союза ССР в той или иной разновидности.
Стр.
Введение
3
Глава I. Понятие типологии государства
6
Глава II. Содержание и значение формационной типологии государства
1. Типология государств по формационному подходу
9
2. Преимущества и недостатки формационного подхода.
19
Глава III. Цивилизационная типология государства: критерии, оценка и содержание
1. Классификации государств по цивилизационному подходу
23
2. Преимущества и недостатки цивилизационного подхода
28
Заключение
30
Список использованных источников
Содержание
Стр. | |
Введение |
3 |
Глава I. Понятие типологии государства |
6 |
Глава II. Содержание и значение формационной типологии государства |
|
1. Типология государств по |
9 |
2. Преимущества и недостатки |
19 |
Глава III. Цивилизационная типология государства: критерии, оценка и содержание |
|
1. Классификации государств по цивилизационному подходу |
23 |
2. Преимущества и недостатки |
28 |
Заключение |
30 |
Список использованных источников |
31 |
Введение
Множественность
форм проявления государственности
представляет собой одну из сложнейших
проблем современных теоретико-
Выявление сути
и природы государства
Актуальность дальнейшей разработки проблемы, связанной с типологией государства, предопределена современными тенденциями общественно-политического развития России. За последние время все чаще встречаются утверждения о кризисе российской государственности, необходимости вернуться к более стабильным формам. Произошло любопытное столкновение полярных взглядов на возможные перспективы развития российской государственности: с одной стороны, постоянно выдвигается тезис о необходимости воссоздания Союза ССР в той или иной разновидности. С противоположной стороны, все более настойчивыми становятся в средствах массовой информации утверждения об исторической неизбежности реставрации монархии в нашей стране.
Вместе с
тем, к необходимости дальнейшего
анализа проблем типологии
При анализе
понятия "тип государства" неизбежно
возникает потребность
Анализ тенденций современного развития социально-политического процесса приводит к необходимости разработки новых концепций. Наибольшее распространение получили теории, исходящие из первичности цивилизационного подхода к рассмотрению сложных проблем конца XX столетия. Значительное большинство ученых склоняется к пессимистической трактовке проблем, связанных с перспективами развития государства в будущем. Предполагается, что доминирующим фактором является наличие определенной культуры, цивилизации. В этом смысле государствоведческий подход оказался "похоронен" под обломками традиционных воззрений, где не последнюю роль играла марксистско-ленинская концепция. Нам представляется, что подобное явление может привести к монопольному преобладанию одной теоретической школы, что было столь характерным для недалекого прошлого.
Глава I. Понятие типологии государства
Мнения ученых относительно равнозначности понятий «типология государства» и «классификация государства» существенно разнятся. Одни исследователи утверждают, что типология, как и классификация – это жесткое разграничение объектов на основе их общих признаков. Другие ученые полагают, что классификация является более широким понятием и включает в себя типологию как особый ее вид.
Вопросы, связанные с организацией и устройством верховной государственной власти, территориальным устройством государственной власти и методами ее осуществления, составляют предмет изучения формы государства. При этом под предметом типологии государства понимается учение о народовластии как родовой сущности государства. В силу этого, несмотря на очевидное сходство и взаимосвязь, понятия «форма государства» и «тип государства», «типизация государства» и «классификация формы государства» не являются тождественными.
Под классификацией формы государства понимается совокупность всех форм государства, которые относятся к организации и устройству государственной власти. При этом под типизацией государства подразумевается классификация государств по типам с учетом факторов развития народовластия как родовой сущности государства.
Учение о
типах государства
Основой теоретической типологии государства является его родовая сущность, основные значения его понятия.
Родовой сущностью государства является народовластие потому, что именно народу принадлежит и территория, которую он населяет, и государственная власть, существующая на данной территории2.
Единство
таких элементов как
Характеризуя родовую сущность государства, Ф. Энгельс писал: "Англия, конечно, демократическая страна, но демократическая в том же смысле, как и Россия; ибо народ везде, не осознавая этого, господствует, и во всех государствах правительство является только другим выражением степени образованности народа"3.
В силу того,
что государство в собственном
смысле этого слова составляет предмет
теоритической типизации
В научной литературе термин государство может употребляться в трех значениях:
Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру4.
Государство
как политико-территориальная
Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественно-исторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественно-исторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественно-исторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественно-исторической типизации государства.
И, наконец, государство
как организация классового господства
в обществе раскрывает нам связи
государства с социально-
Глава II. Содержание и значение формационной типологии государства
Формационный критерий, положенный в основу формационного подхода определяет две типологии государства. Карлом Марксом в своих работах были определены и выделены три основные формации: архаическая, экономическая и коммунистическая.
Однако наибольшее распространение (особенно в советском обществознании) получила другая типология государств, получившая название так называемой «пятичленки»: «Истории известно, - писал Сталин, - пять основных типов производственных отношений: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический».5 Дадим краткую характеристику каждому из этих типов формаций:
Первобытнообщинная формация. В связи с отсутствием частной собственности и преимущества одних над другими, государство на данной стадии не существует. Это связано с тем, что на данной стадии не существует классов, интересы которых должно защищать государство.
Рабовладельческая формация. Ей соответствует рабовладельческий тип государства - исторически первая государственно-классовая организация общества, возникшая в результате разложения первобытнообщинного строя и представлявшая собой политическую организацию экономически господствующего класса рабовладельцев.6
Впервые в Европе государства такого типа возникли в 9-8 вв. до н.э. В этот же период, в условиях Северного Средиземноморья, в связи с распадом сельскохозяйственных общин, появилась частная собственность на землю. Возникновение частной собственности обусловило распад общества на антагонистические классы, которые разнились между собой, в первую очередь, средствами производства. Полная собственность рабовладельцев на орудия производства и самих работников – рабов, являлась экономическим базисом общества.
Рабовладельческая собственность – первая форма собственности. Государство в данном случае выполняет функции охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их диктатуры и классового господства.7 Основными функциями государства являлись:
Однако следует отметить,
что положение рабов в разных
государствах не было одинаковым. В
демократических Афинах, например,
закон запрещал избиение или убийство
раба, в Риме же таких ограничений
не было. Кроме физического принуждения
действовали и идеологические методы,
а также меры экономического стимулирования
труда. На некоторых этапах развития
рабовладельческого государства положение
рабов улучшалось. Например, в Риме
в императорский период рабы выполняли
функции врачей, учителей, могли
заниматься ремеслом и торговлей, а,
следовательно, и богатеть. Вольноотпущенники
нередко занимали крупные посты
в системе государственной
Феодальная формация. Ей соответствует феодальный тип государства. Феодальное государство – особая политическая организация класса феодалов, при которой экономический базис государства, производственных отношений, составляет собственность феодалов на землю как на главное средство производства, сочетавшаяся с собственностью лично зависимых от них крестьян на необходимые для обработки земли сельскохозяйственные орудия труда и их трудом на собственников земли – феодалов.9 Крестьяне за пользование землёй феодала должны были отдавать ему часть урожая и безвозмездно работать на него (уплачивая феодальные повинности - оброк и барщину). С развитием феодального общества такая экономическая зависимость крестьян от феодалов нередко дополнялась и мерами государственного принуждения: крестьяне прикреплялись к земле и не могли покинуть своё хозяйство. Социальное неравенство закреплялось законом. Практически крестьяне никакого участия в управлении государством не принимали.