Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний по типологии государства.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.
Введение. 3
1. Понятие типологии государства. 4
2. Методы типологии государства. 5
3.Характеристика основных типов государств. 13
Заключение. 30
Список литературы 31
Возникновение
новых отраслей экономики и хозяйства,
усложнение социальной структуры, обострение
антагонистических и
Таким образом,
рабовладельческое государство
представляло собой организацию
политической власти господствующего
класса в рабовладельческой
Феодальный
тип государства приходит на смену
рабовладельческого. Во многих государствах
этот тип появился благодаря разложению
рабовладельческого строя, его экономической
и социально-политической основы. В
других государствах, в частности
восточных и западных славянских,
феодальный тип государства сменил
разлагающийся
Рост производительности крестьянства по сравнению с рабами был неизбежен, поскольку крестьянин был заинтересован производить больше. Эффективность феодального способа производства по сравнению с рабовладельческим была значительно выше.
Эксплуатация крестьян феодалами заключалась в взимании с них ренты. Отработочная рента обязывала крестьянина проработать определенное количество дней в неделю на феодала. Натуральный оброк обязывал крестьянина отдавать феодалу определенную часть производимой им продукции. Денежный оброк осуществлялся через уплату установленной суммы феодалу. В эпоху феодального государства известны и смешанные виды повинностей. Кроме того, феодалами использовались и другие формы эксплуатации, например, в форме прямого насилия. Многим крестьянам приходилось продавать себя и свою семью в крепостничество. Крепостные были полностью зависимы от сеньора.
Ленин В.И. говорил, что «для сохранения своей власти, помещик должен был иметь аппарат, который бы объединил в подчинение ему громадное количество людей, подчинил их известным законам и правилам – и все эти законы сводились в основном к одному – удержать власть помещика над крепостным крестьянином»3.
Феодальное государство представляло собой политическую организацию господствующего класса, осуществляло роль орудия подавления масс – крестьян и ремесленников, охраняло частную собственность феодала на землю. Власть феодалов была гарантирована правом и силовыми структурами, поддерживающими и укрепляющими их экономическое и социально-политическое господство.
Основные
функции феодального
Многие
феодальные государства принимали
структуру вассалитета, но имели
короля, который организовал и
объединял силы феодалов против восставших
масс или внешних врагов. Многие
феодальные государства характеризовались
воинственностью, причем воевали не
только с внешними врагами, но и феодалы
друг с другом. Большое значение
в феодальных государствах играла церковь,
воздействовавшая на образ мыслей и
поведение людей. Церковь поддерживала
феодальный строй и стояла на его
защите. Власть церкви была велика и
в некоторых странах
Феодальные
государства существовали в различных
формах, например во Франции, сложилась
сеньориальная монархия, затем сословно-
Буржуазное
государство пришло на смену феодального
строя и появилось в результате
буржуазных революций. В недрах феодальной
общественно-экономической
Экономическую основу буржуазного государства составляла система хозяйствования и частная собственность на наиболее важные орудия труда и средства производства. Законодательство и государственный механизм стали на защиту частной собственности. Ценностями буржуазного государства являлись: поддержка конкуренции ради получения прибыли собственниками; содействие технологическому и техническому прогрессу; развитие узкой специализации в производственных и непроизводственных отношениях; рост крупных корпораций и др.
Количество
собственности в руках одного
владельца определяло его
В
буржуазных государствах
Доминирующее положение занимал высший класс, который и определял каковым быть государству. Для защиты и обеспечения господства высшего класса функционировала полиция, жандармерия, разведка и контрразведка, армия.
Маркс считал, что на всех этапах развития буржуазного государства, оно всегда представляло собой орудие классового господства буржуазии над эксплуатируемым пролетариатом и другими трудящимися. Основоположники марксизма-ленинизма считали, что буржуазный тип государства – последний тип эксплуататорского государства, поскольку неизбежен переход власти в руки трудящихся. Переход власти должен быть осуществлен пролетарской революцией и установлением власти пролетариата и партии рабочих и крестьян. Позже государственность должна полностью себя изжить.
Итак, следующий
тип государства –
По Марксу, исторический тип государства определяется зависимостью классового содержания государственной и правовой организации общества от типа экономического базиса классового общества. В.И. Ленин разработал теорию переходного государства. Он считал, что “с помощью пролетариата передовых стран, отсталые страны могут перейти к советскому строю и через определенные ступени развития – к коммунизму, минуя капиталистическую стадию развития”4.
Марксистская
типология государства
Марксистко-ленинская
теория резко разделяет
В период сталинизма в науке утвердился, так называемый, формационный редукционизм, который сводил все многообразие развития общежития в мире к формационным характеристикам, особенного и единичного к общему. Характер связи по линии базис-надстройка представляется неизменным для любых исторических ситуаций. Это исключает учет многих исторических событий, происходит их недооценка и игнорирование. Формационный редукционизм препятстует полному выявлению формационного подхода. Теория формаций, выдвинутая Марксом в 1850 годы, с тех пор не развивалась, а только догматировалась. Поэтому данная теория подлежит тщательному изучению и развитию, поскольку представляет собой интересный подход к типологии государства и права.
Таковы
положения и судьба классово-формационного
подхода к типологии
Цивилизационный подход к истории человеческого общества и его государственности в последнее время получил признание и в российской науке. Раннее котировался только классово-формационный подход. Исследования показали, что формационный подход является одномерным, а поэтому не носит глобального, исчерпывающего характера. В отечественном обществоведении еще с конца 50-х – начала 60-х годов, остро стояла проблема соотношения формаций и цивилизаций.
Попытка применения формационного подхода к странам Востока выявила его неадекватность и потребовала его дополнения элементами теории цивилизаций. В начале 80-х началось активное обсуждение проблемы цивилизации в отечественной литературе.
Зарубежной наукой была разработана
классификация государств на основе
понятия цивилизации. Тойнбри понимал
под цивилизацией замкнутое и
локальное состояние общества, отличающееся
общностью культурных, экономических,
географических, религиозных и иных
факторов. Еллинек подразделял
Цивилизационный подход к типологии
государства носит более
Понятие же цивилизации позволяет раскрыть сущность любой исторической эпохи через человека, через совокупность господствующих в данный период представлений каждой личности о характере общественной жизни, о ценностях и целях ее собственной деятельности. Познание цивилизации происходит через все формы деятельности человека, то есть трудовую, политическую и социальную. Цивилизационный подход, также, именован культурологическим. Здесь присутствуют некоторые философские элементы, поскольку человек при таком подходе стоит в центре изучения прошлого и настоящего общества как подлинно творческая и конкретная личность, а не как классово обезличенный индивид. Цивилизационный подход позволяет различать сферу взаимодействия различных групп населения на базе общечеловеческих ценностей, определять общность духовных принципов, формировать новые принципы общежития, имеющие значение для всех социальных групп, удерживая их тем самым в рамках единого целого. Здесь государство представляет собой важнейший фактор социально-экономического и духовного развития общества, консолидации людей, удовлетворения различных потребностей человека.
Деление государств на основе цивилизационного подхода имеет ценность с точки зрения истории и права. Данное деление наиболее четко отражает историческое развитие различных государств, при его рассмотрении наряду с формационной теорией. В различных типах цивилизаций происходили процессы, специфические именно для этого типа и не для какого-то другого.
Так, при изучении западной цивилизации
появляется возможность определить
роль греческих ученых, римского права,
христианства, которое внесло значительные
изменения в филосовско-