Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является углубление знаний по типологии государства.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.
Введение. 3
1. Понятие типологии государства. 4
2. Методы типологии государства. 5
3.Характеристика основных типов государств. 13
Заключение. 30
Список литературы 31
Фактическое восшествие на престол происхоит во время наследования («Король умер, да здравствует король!»), но юридически оно оформляется в виде особой процедуры - коронации, совершаемой обычно в главном соборе страны в присутствии высших священников и других высокопоставленных лиц.
В мусульманских
странах, независимо от того, имеют
ли они конституции (в настоящее
время в подавляющем
Почти во всех европейских монархических странах пост главы государства - монарха могут занимать не только мужчины, но и женщины (с неодинаковой возможностью, иногда только при условии, что у покойного монарха нет сыновей), причем муж королевы не становится королем, он лишь супруг царствующей дамы.
Монархии имеют неодинаковые формы правления с различными процедурами легализации органов государственной власти. В абсолютных монархиях вся власть исходит от короля, и потому от него остальные органы государства получают свои полномочия и свою легальность. Даже если некоторые короли даровали конституции, которые предусматривают создание парламентов, само существование конституций недостаточно легализует представительные органы. Монархи Кувейта и некоторых других стран на годы приостанавливали действие конституций, распускали парламенты и правили без них, а монархи Бахрейна - десятилетия. Кроме того, в ряде стран принята концепция консультативного парламента. Она соответствует мусульманской идее аш-шура - совещания правителя с кругом особенно авторитетных лиц. Окончательные решения, независимо от того, есть парламент или его нет по конституции, действует он или распушен, принимает монарх. Поэтому многий монархии Персидского залива, хотя в них есть конституции и парламенты, на деле продолжают оставаться абсолютными монархиями. Абсолютизм лишь внешне «обшит» конституционно-парламентской оболочкой.
В дуалистической монархии существует конституция, принятая с участием представителей народа, иногда парламентом, а основные полномочия по управлению государством разделены. Законы не могут быть приняты без участия парламента (хотя монарх обычно имеет право вето, в редких случаях абсолютного вето), но управление страной осуществляет король и подчиненные ему министры. Парламент в данном случае действует не при короле, а представляет собой самостоятельное учреждение, его легализация зависит не от воли короля, а опирается на конституцию, исходит в конечном счете от народа, представители которого приняли конституцию и который избрал парламент (консультативные парламенты в абсолютных монархиях нередко назначаются монархом).
Правительство, однако, получает легализацию от короля. Он назначает министров без участия парламента, и они несут ответственность перед ним, а не перед парламентом. В прошлом дуалистическими монархиями были Германия, Япония, Таиланд и другие страны. В настоящее время в «чистом» виде дуалистических монархий почти не осталось: какие-то, хотя бы слабые формы ответственности министров перед парламентом предусмотрены и в тех странах, которые близки к форме дуалистической монархии (кроме упомянутых выше абсолютных монархий). На практике существует двойная ответственность правительства: перед монархом и перед парламентом, причем реальным является первый вид ответственности. Пережитки дуалистической монархии сильны в Иордании, Марокко, Непале, Таиланде (правда, в этой стране король предпочитает действовать за кулисами), в некоторых других странах, хотя по нормам конституции они уже не являются дуалистическими монархиями, а, скорее, напоминают монархии парламентарные. На деле же, зачастую главы этих государств действуют как абсолютные монархи. Король Марокко в 70—80-х гг. неоднократно распускал парламент на несколько лет и правил без него, король Иордании осуществлял такое правление почти три десятилетия (до конца 80-х гг.).
Парламентарными монархиями является в настоящее время подавляющее большинство монархических стран мира (Великобритания, Япония, Канада, Испания, с 1990 г. Непал и др.). В каждой из них есть конституции и избираемый населением парламент. Законы принимает только парламент, и хотя без подписи короля они недействительны, он не обладает или по традиции не применяет право вето. Монарх царствует, но не правит. Правда, правительство формально назначает он, но на деле премьер-министра и, следовательно, состав правительства определяет парламент: правительство формирует лидер наиболее многочисленной партийной фракции в парламенте или коалиция нескольких партий, имеющих вместе парламентское большинство. Монарх по традиции, а в некоторых странах и в соответствии с текстом конституции не может вмешиваться в формирование правительства, он лишь подписывает указ о его назначении. Волюнтаризм в данном случае невозможен, правительство считается образованным только в том случае, если в парламенте оно будет утверждено большинством голосов. Монарх при данной форме правления не может присутствовать на заседаниях правительства и таким образом влиять на его решения.
Роль парламента в формировании правительства повышает легальность и легитимность государственного управления, поскольку состав правительства определяют избранные народом представители. Правительство — орган коллегиальный, однако в последние десятилетия роль коллегиальности в деятельности правительства значительно снизилась. Политику правительства определяет премьер-министр, остальные министры зависят от него хотя бы потому, что их кандидатуры подбирает и представляет на утверждение парламента лидер большинства в нем, уже назначенный, как правило, премьер-министром. Во многих парламентарных монархиях, особенно в странах с влиянием англосаксонского права, состав правительства, его взаимоотношения с главой государства, парламентом регулируются не конституцией, а правовыми обычаями. К числу таких вопросов относятся отказ монарха от права вето по отношению к законам принятым парламентом, кабинетская система, ответственность правительства, порядок принятия его решений и другие.
Несмотря на отсутствие в единичных парламентарных монархиях писаных конституций (целиком неписанных конституций нет, какие-то их части - писаные законы и другие акты существуют), степень легализации государственной власти в условиях данной формы высока, поскольку законодательная власть принадлежит только избранным представителям народа — парламенту, правительство и отдельные министры несут политическую ответственность перед ним (могут быть уволены в отставку), а наследственный монарх не обладает реальной властью: в политических вопросах он действует по указанию правительства, право вето по сложившемуся обычаю не применяет (в Великобритании - больше 300 лет), а по некоторым конституциям (например, Японии) и не имеет его, правительство не формирует и т. д.
Помимо рассмотренных выше трех основных, традиционных форм монархии в современном мире существуют гибридные и смешанные формы. Гибриды соединяют некоторые монархические и республиканские черты, смешанные формы объединяют признаки различных монархических разновидностей. Так, в Малайзии существует выборная или ротационная монархия. Король в этой стране, как и президент в республиках, избирается на срок (5 лет), а не является пожизненным и наследственным. Но королем может быть выбран отнюдь не любой гражданин, а только один из султанов - наследственных правителей штатов, входящих в состав федерации Малайзии. Всего штатов 13, 9 из них возглавляются наследственными султанами, 4 управляются иным образом. Только 9 султанов участвуют в выборах короля на очередной срок. Существует особый список, состоящий из 9 фамилии, и из этого списка султаны в порядке очередности одного из них избирают королем. Легализация такой системы основана, прежде всего, на положениях конституции, но, вместе с тем, она опирается и на традиции страны. Выборы монарха, хотя в них участвует крайне ограниченное число лиц, все-таки в какой-то мере повышают степень легитимности его власти среди населения.
В Объединенных Арабских Эмиратах действует по существу коллегиальный монарх. Эмиры всех 7 составных частей, входящих в федерацию, образуют Высший совет эмиров. Он является законодательным органом и решает по существу большинство вопросов, входящих в компетенцию главы государства. Правда, есть Национальное собрание — совещательный орган, состоящий из назначенных эмирами представителей, но он законодательной властью не обладает. Высший совет эмиров избирает каждые 5 лет своего председателя. Но в отличие от Малайзии им на практике избирается одно и то же лицо - эмир Абу-Дубая, занимающего 86% территории федерации. Председатель совета не имеет наиболее существенных полномочий главы государства, в его руках сосредоточены главным образом церемониальные полномочия, но на практике роль председателя гораздо значительнее, чем это предполагает текст конституции. Легализация власти в этих условиях опять-таки опирается на конституцию, хотя это временная конституция 1971 г., которая была призвана закрепить условия определенного переходного периода (действует она уже более четверти века). Вместе с тем, значительная степень легализации и особенно легитимации власти в данной стране связана не столько с конституционными текстами, сколько с религиозными постулатами шариата.
Наконец,
своеобразная форма монархии существует
в некоторых странах, являющихся
членами британского
Легализация этой государственной формы и системы управления связана во многом не с конституцией (хотя в государствах-членах Содружества имеются свои конституции), а с неписаными конвенционными нормами, правовыми обычаями англосаксонского права, действующими в самой Великобритании и членах Содружества. Однако нужно иметь в виду, что по сложившейся практике, правовой обычай действует, пока он выполняется добровольно. Нельзя подавать иск в суд в связи с невыполнением конституционных обычаев, невозможно принудительно обеспечить их соблюдение. В этом состоят существенные особенности легализации и легитимации государственной власти в данной своеобразной форме монархии. Важная особенность заключается также в специфике правовых связей с другим государством, а именно Великобританией: некоторые важные моменты организации государственной власти определяются (хотя бы и формально) другим государством.
Таким образом, легитимация государственной власти в условиях монархической формы правления во всех ее разновидностях в большей или меньшей степени связана не только с конституцией, но и с неписаными соглашениями, традициями, обычаями. Там, где конституций нет, такие нормы являются главным основанием легализации (нередко наряду с постулатами религии), но и там, где есть писаная конституция, роль традиционных норм весьма значительна. Легитимация данной формы правления также в значительной степени опирается на традиции и харизму правителя - «доброго», «сильного», «мудрого» и т.д. монарха, каждый выбирает из этих характеристик то, что импонирует его психическому складу и его практическому опыту.
Республиканская форма правления, как особая модель организации государственной власти, имеет две основные разновидности: президентскую и парламентарную республику. В обеих из них есть и президент, и парламент, различия состоят в иных взаимоотношениях между центральными органами государства: президентом, парламентом и правительством.
В президентской республике правительство назначает президент по своему усмотрению, независимо от парламента, оно не нуждается в вотуме доверия парламента (иногда, например, в США требуется утверждение назначений президента и прежде всего министров со стороны верхней палаты парламента — Сената). Правительство представляет по существу кабинет президента, его совещательный орган (в ряде стран министры не образуют коллегии Совета министров). Руководит заседаниями правительства президент, особой должности премьер-министра нет, он же принимает единолично решения в присутствии министров (решения принимаются не большинством голосов, да и голосования не проводится). Правда, в некоторых президентских республиках в последние десятилетия стала появляться должность премьер-министра (в старых президентских республиках премьер-министром фактически является сам президент), но это - административный премьер, выполняющий текущие обязанности. Собрать министров на заседание он может только по поручению президента.
Руководителем правительства, определяющим его политику, остается президент. Вотум недоверия министрам со стороны парламента при данной форме не грозит, если бы он даже был принят, он не имеет юридических последствий: министры не обязаны уходить в отставку, они несут ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Правда, в последние десятилетия в некоторых президентских республиках заимствованы отдельные черты республик парламентарных и, прежде всего, стала возможной ответственность правительства (а также отдельных министров) перед парламентом. Такая ответственность обставлена настолько жесткими условиями, что на практике не применяется. Кроме того, даже при вотуме недоверия вопрос, в конечном счете, решает президент: он может уволить правительство в отставку, а может распустить парламент, выразивший недоверие, может вынести вопрос о доверии правительству на референдум (Египет) и т.д. Легализация данной государственной формы мало связана с традициями и обычаями, она опирается прежде всего на конституционные нормы. Это не случайно, поскольку многие президентские республики возникли на месте монархий или в бывших колониальных странах, и принятие новых конституций означало юридический разрыв с прежними порядками. Однако легитимация поста главы государства была весьма тесно связана с традициями: еще творцы первой, американской конституции 1787 г. конструировали полномочия президента США по образцу британского монарха, что не удивительно: иного опыта они не знали. Главы государств в президентских республиках Азии и Африки обычно использовали значение харизмы, они пытались перенести на себя представления населения о вождях племен, шейхах и т. д. (правда, теперь в масштабе страны), что во многих случаях удавалось. Некоторые президенты африканских государств наряду с титулом президента имели и другие, официальные титулы, призванные подчеркнуть их величие: «лев», «солнце», «всепобеждающий», «разгрызающий любую кость» и т.д.