Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является углубление знаний по типологии государства.
Задачи для достижения этой цели ставятся следующие:
Определить понятие типологии государства;
Рассмотреть методы типологии государства;
Дать характеристику основным типам государств.

Содержание

Введение. 3
1. Понятие типологии государства. 4
2. Методы типологии государства. 5
3.Характеристика основных типов государств. 13
Заключение. 30
Список литературы 31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 72.80 Кб (Скачать документ)

В парламентарной республике правительство  формируется парламентом, фактически партией или партиями, имеющими большинство в нижней палате парламента или в однопалатном парламенте. Эта схема в принципе такая же, что и в парламентарной монархии, только место монарха при назначении правительства (акте чисто формальном) занимает президент. Правда, в некоторых ситуациях бывает, что президент, как и в крайне редких случаях, монарх, вмешивается в процесс формирования правительства, но это бывает в исключительных ситуациях. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом. Он утверждает программу деятельности нового правительства путем голосования, может выразить недоверие всему составу правительства или отдельному министру, и это влечет уход правительства или министра в отставку (правда, при недоверии правительству президент вправе распустить парламент с обязательным назначением новых выборов). Если же новый состав парламента опять выскажется за недоверие правительству (путем голосования большинства), оно обязано уйти в отставку. При солидарной ответственности правительства весь состав кабинета уходит в отставку, даже если недоверие выражено одному министру, при индивидуальной ответственности уходит в отставку тот министр, которому выражено недоверие парламентом.

Легализация формы парламентарной республики, как  способа управления, мало зависит  от традиций и обычаев. Она связана почти целиком с конституционными текстами, другими законами. В отличие от президентской республики в ряде развивающихся стран, положение главы государства в парламентарной республике не связывается ни с традицией, ни с харизмой, ни с присвоением особых титулов. В парламентарной республике он не обладает существенными властными полномочиями. Однако в условиях данной формы, в отличие от президентской республики, действуют важные юридические фикции, которые оказывают самое прямое влияние на процесс осуществления государственной власти.

В большинстве  парламентарных республик конституции закрепляют весьма обширные полномочия президента, но на деле он их не осуществляет. Эти полномочия фактически реализуются правительством. В некоторых странах (например, в Индии) это делается на основе конституционной нормы, гласящей, что президент осуществляет принадлежащие ему полномочия по совету правительству, в других странах существует принцип контассигнатуры: все акты президента для того, чтобы быть действительными, нуждаются в подписи премьер-министра или министров (Италия).

Развитие республиканской формы  правления в современном мире свидетельствует об определенной тенденции: творцы конституций пытаются совместить плюсы президентской и парламентарной республик и исключить минусы. От президентской республики воспринимаются те стороны, которые обеспечивают стабильность правительства (в парламентарной оно нередко весьма нестабильно, например, в Италии за полвека после второй мировой войны сменилось более 50 кабинетов министров), от парламентарной берется подконтрольность правительства парламенту, но ограниченная рядом жестких условий. Начало такому соединению разных сторон положила французская конституция 1958 г., впервые создавшая модель полупрезидентской республики. Впоследствии такая форма, но со своими особенностями утвердилась в некоторых развивающихся странах (например, в Шри Ланке), она воспринята с рядом существенных черт конституцией России 1993 г., где безраздельно доминирует президент. В условиях полупрезидентской республики президент имеет обширные полномочия, он наделе назначает правительство и министров. Правительство несет ответственность перед парламентом, но есть особые условия для принятия парламентом вотума недоверия, неудивительно, что после принятия конституции 1958 г. во Франции имели место лишь единичные случаи вотума недоверия правительству (в форме резолюции порицания). В России в соответствии с конституцией правительство подлежит увольнению президентом только при условии, что нижняя палата вынесет вотум недоверия правительству не один раз, а два, причем в срок, не превышающий четырех месяцев. Такой практики еще не было.

В республиках, остающихся парламентарными, тоже принимаются  меры для укрепления стабильности правительства. Так, в Германии предусмотрен «конструктивный вотум недоверия»: парламент, выражая недоверие канцлеру (главе правительства), обязан одновременно утвердить кандидатуру нового канцлера. Это создает дополнительные сложности на пути отставки правительства. В Германии более чем за четыре десятилетия она имела место всего дважды.

Наконец, в некоторых развивающихся странах, как провозглашавших социалистическую ориентацию, так и идущих по капиталистическому пути, существовали особые республиканские формы правления. В Латинской Америке такую форму принято называть суперпрезидентской республикой. Она характеризуется особенно широкими властными полномочиями президента. В отличие от США Сенат в странах Латинской Америки не утверждает министерские назначения президента. Легитимация суперпрезидентской республики связана в сознании народа с известной привычкой к частым военным переворотам, когда новый предводитель хунты провозглашает себя президентом с исключительными полномочиями: в истории стран Латинской Америки по различным подсчетам было 6-7 сотен военных переворотов (включая неудавшиеся). Однако наряду с пассивным, как правило, восприятием переворотов, население отрицательно относится и к ним, и к чрезмерной власти президента. Не случайно, в некоторых латиноамериканских странах (Венесуэле, Уругвае и др.) в последние десятилетия стали вводиться некоторые, правда весьма слабые, элементы парламентарной республики.

В некоторых  странах Африки в 60-90-хх гг. существовала монократическая республика. Она была связана с конституционным разрешением деятельности единственной партии, председатель которой был объявлен пожизненным президентом (Бургиба в Тунисе, Иди Амин в Уганде, Нгема в Экваториальной Гвинее, Банда в Малави, Мобуту в Заире и т. д.). В КНДР пост президента (точнее, высшего руководителя государства) был объявлен даже не пожизненным, а наследственным: было заявлено, что после смерти Ким Ир Сена этот пост займет его сын, что и произошло в 1994 г. Кстати, впервые пост несменяемого президента был введен конституцией Югославии для Ио-сипа Броз-Тито. В настоящее время пожизненных президентов нет (в прошлом один из них — Бокасса в Центрально-Африканской Республике провозгласил себя даже императором), они были либо свергнута в результате очередного военного переворота, либо смешены с поста медицинскими консилиумами в связи с достижением преклонного возрасга и неспособностью управлять государством (84-летний Бургиба в Тунисе), что осуществлялось на основании конституции, но с участием вооруженных сил, либо, наконец, внесли изменения в конституцию, с отказом от пожизненного характера поста президента, но не от самого президентства (Мобуту в Заире).

Легализация монократической республики осуществляется обычно путем внесения соответствующих положений в конституцию. По форме это соответствует нормам права, но на деле такие изменения представляют собой просто реализацию воли всевластного президента.

 

Заключение

 

 

Понятие типа государства многомерно и многовариантно. Оно строится на различных научных основаниях, которые  позволяют выделить наиболее общие  свойства и черты, характерные для  той или иной исторической группы государств.

Наиболее  универсальным научным критерием  типологии государств становится цивилизационный подход, позволяющий учитывать всю совокупность общественных факторов, придающих тому или иному государству качество определенного типа.

Формационный  подход, потерявший во многом свою актуальность, в современной науке еще не достаточно изучен и должен получить свое развитие в будущем. Данный подход универсальным не является, поскольку  неприменим для ряда стран, в частности  Востока и Африки.

Наиболее  верный путь – это интеграция формационного  и цивилизационного подходов и создание новой комплексной теории, универсальной  по своим критериям для всех государств мира в поступательном историческом движении.

Государства современного мира следует разделять  на типы посредством определения  господствующего в них политического  режима. Права и свободы человека и гражданина во многих странах, в  том числе и в России, стали  высшей ценностью и намечена тенденция  их обеспечения и защиты. Это естественное развитие, опыт многих тысячелетий  и начало проявления цивилизованности народов планеты.

 

Список  литературы

 

 

  1. Конституция РФ. М., 1993.
  2. Кашкин С.Ю. Смена цивилизаций и конституция: формирование ее глобального идеала. // Государство и право, №11, 1992.
  3. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Курс лекций. - М.: Манускрипт.1996.
  4. Ленин В.И. Государство и революция. М.,1977.
  5. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. М., 1975.
  6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. М. 1980.
  7. Общая теория государства и права: в двух томах, том 2: Теория права/' отв. ред. М.Н, Марченко. -М.: Зерцало. 1998.
  8. Общая теория права и государства: Учебник/ под ред. В.В. Лазарева. - М.: Юристъ. 1999.
  9. Общая теория права: Учебник/ под ред. А.С. Пиголкина. - М., 1995.
  10. Основы государства и права: Учебное пособие Андреева И.А., Бузынова С.П./ под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юристъ. 1996.
  11. Суворов Л.К. Государственно-правовая доктрина В. Ульянова - Ленина. М., 1994.
  12. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник/ отв. ред. С.А. Чибиряев. - М.: Былина, 1998.
  13. Теория государства и права. // под ред. А.С. Алексеева. М., 1998.
  14. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Марченко М.Н. - М.: Зерцало. 1996.
  15. Теория государства и права: Курс лекций/ под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. -М.: Юристъ. 1997.
  16. Теория права и государства: Учебник/под ред. Г.Н. Манова. - М.: БЕ.К.1996,
  17. Формации или цивилизации. // Материалы круглого стола / Вопросы философии, №10, 1989.
  18. Хропанюк В.И. Теория государства и права: Учебное пособие/ под ред. Стрекозова В.Г. М., 2002.
  19. Энгельс Ф.. Происхождение семьи, частной собственности и государства. М., 1985.

1 - Маркс К., Энгельс Ф. сочин. Том 13. Стр. 6-7

2 - Ленин В.И. Полн. собр. сочин. Том 1. Стр. 138

3  Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 39. С.77

4 - Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Том 41. С.246

5 - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Том 13. С.7

6 - Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения., т.21, с. 220; т.19, с.26.




Информация о работе Типология государства