Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа
Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику историческому типу государства.
Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Типология государств……………………….…….……………………….….5
1.1. Понятие и значение типологии государств …………………………….…5
1.2. Разнообразие подходов к типологии государств……………………….…8
2. Типология государств при формационном подходе……………………….14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….…………………….16
2.2. Феодальное государство……………………………………………………18
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство……………………………21
2.4. Социалистическое государство…………..……..………………………….25
2.5. Переходное государство……………………………………………………27
2.6. Основные достоинства и недостатки формационного подхода………….28
3. Типология государств при цивилизационном подходе…………………….30
3.1. Типы государств согласно цивилизационной теории…………………….32
3.2. Основные достоинства и недостатки цивилизационного подхода………35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Содержание
Введение…………………………………………………………
2. Типология государств при формационном подходе……………………….14
2.6. Основные достоинства
и недостатки формационного
3.1. Типы государств
согласно цивилизационной
3.2. Основные достоинства и недостатки цивилизационного подхода………35
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
В многовековой истории человечества существовало, сменяя друг друга, большое количество разнообразных типов государств. В связи с этим важное значение имеет проблема их научной классификации. Такая классификация, отражающая логику исторического развития государств, позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев, называется типологией.
Актуальность данной работы заключается в необходимости изучения исторических типов государств, с целью оценить типы государств с современной точки зрения. Изучение данной темы также дает возможность сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государства.
Объектом исследования представленной работы является процесс формирования и становления исторических типов государства согласно формационному подходу к типологии государств (рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое), а также изучить теории классификации государств на типы согласно цивилизационному подходу. Предметом изучения является смена исторического типа государства (из рабовладельческого в феодальный, из феодального в буржуазный и т.д.).
Хронологические рамки изучаемой темы очень широки – начало рассматриваемого периода – около 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств - до нашего времени, когда современные государства сочетают в себе черты различных исторических типов.
Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
В научной литературе рассматриваются государства с точки зрения разделения их на исторические типы и анализируются данные типы государств. Следует сказать, что оценка происходивших событий (формирования типов государства) у авторов разносторонняя (существует несколько подходов). В данной работе будет предпринята попытка, комплексно подойти к изучению данной проблемы и объективно оценить все представленные суждения о разделении государств на типы.
Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества.
Предметом теоретической
типизации государства является
государство в собственном
Государство –
это организация политической власти,
содействующая
Термин государство
употребляется в научной
Указанная дифференциация значений понятия государства требует для своего объяснения выявления факторов, определяющих развитие государства, различных сторон его родовой сущности. Общим фактором развития государства является противоречие между индивидом, обществом и государством. Но этот фактор имеет сложную структуру.
Государство как
политико-территориальная
Государство как организация обособленной от народа (общества) политической власти является непосредственным продуктом развития естественноисторических общностей людей, форм их общения (община, гражданское общество). Процесс развития естественноисторических общностей людей отражает диалектику личных и вещных связей, которые выступают в качестве составных элементов естественноисторического фактора развития государства. Этот фактор может служить основанием естественноисторической типизации государства. И, наконец, государство как организация классового господства в обществе раскрывает нам связи государства с социально-классовой структурой народа (общества) и с социально-классовыми отношениями людей, т.е. с факторами социологического порядка, поэтому, эти факторы могут служить основой для социологической типизации государства3.
Существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обобщить, в науке теории государства и права была введена категория типологии.
Типология государства – это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присуще данному типу государств их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.
Типология государств предназначена для «разделения» всех государств, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, на такие группы, виды, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность4.
Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественноисторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти5.
Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но, в то же время, у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу – исторический тип государства и права.
В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой. Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды.6
1.2 Классификация государств на типы
Существует
несколько критериев
Можно классифицировать государства по такому основанию, как отношение официальной власти к религии. С этой точки зрения принято выделять светские, клерикальные, теократические и атеистические государства.
Светское государство – это государство, где последовательно проведено отделение церкви от государства, не существует какой-либо государственной или обязательной религии, признается свобода религии и атеизма, религиозных и антирелигиозных взглядов. Принцип светского государства зафиксирован в конституциях многих зарубежных стран (Франция, Бразилия и др.). Конституция Российской Федерации 1993 г. устанавливает, что Россия – светское государство (статья 14). Никакая религия не может устанавливаться в России в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Статья 28 гарантирует каждому свободу совести, свободу вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Детальное осуществление этих прав регулируется законом России "О свободе вероисповеданий" от 25 октября 1990 г.
Клерикальное государство – это государство, где церковь имеет государственный статус, не только пользуется огромными привилегиями, но также является влиятельной политической силой. Например, в Великобритании государственной церковью является англиканство, ее главой выступает глава государства – монарх, ныне королева Елизавета II.
Пресвитерианская церковь является государственной в Шотландии. В Испании католицизм до 1978 г. был государственной религией, при этом расходы церкви полностью покрывались государством. В Германии католицизм пользуется значительным влиянием, в его пользу взимается до 10% подоходного налога. В Италии конституцией 1947 г. провозглашена свобода совести, но при этом сохранен государственный характер католицизма. В Бразилии католическая церковь полностью отделена от государства и провозглашена свобода совести, однако президентская власть освящается церковью и религиозное обучение является частью школьных программ при свободном посещении занятий. Бразильская церковь формирует государственные программы по образованию, экономическим, аграрным и законодательным вопросам.
Теократическое государство – особая форма организации государственной власти, при которой последняя принадлежит церковной иерархии. Обычно высшая власть в таком государстве принадлежит главе господствующей церкви (он же глава государства), признаваемому "живым богом", "наместником бога на земле", "первосвященником" и т. п. (фараон, царь, император, халиф). Практически государственные полномочия возложены на духовенство, жрецов. Законом признаются "веления бога" – Священное писание, шариат и т. п. и воля главы государства и церкви. Впервые термин "Теократия" встречается в сочинениях Иосифа Флавия. Примерами Теократии эпохи рабовладельческого строя были, например, древневосточные деспотии (Египет, Вавилон, Иудейское царство, Арабский халифат). В средние века теократическая власть папы римского была установлена в Папской области. В настоящее время примером теократического государства является Государство-город Ватикан, представляющий собой абсолютную теократическую монархию. Законодательная, исполнительная и судебная власть в Ватикане принадлежат Папе, пожизненно избираемому коллегией кардиналов. В новейшее время теократические формы сохранялись также как пережитки прошлого в наименее развитых странах.
Атеистическое государство – это государство в котором атеистическая пропаганда исходит от государственных органов власти и ведется систематическое преследование священнослужителей и верующих. Атеистическими государствами были СССР и другие страны социалистического лагеря. После Октябрьской социалистической революции и Советского Союз стал первой в мире страной массового атеизма, где право атеистической пропаганды закреплено в Конституции (ст. 127).