Типология государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание

Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику историческому типу государства.
Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.

Содержание

Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Типология государств……………………….…….……………………….….5
1.1. Понятие и значение типологии государств …………………………….…5
1.2. Разнообразие подходов к типологии государств……………………….…8
2. Типология государств при формационном подходе……………………….14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….…………………….16
2.2. Феодальное государство……………………………………………………18
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство……………………………21
2.4. Социалистическое государство…………..……..………………………….25
2.5. Переходное государство……………………………………………………27
2.6. Основные достоинства и недостатки формационного подхода………….28
3. Типология государств при цивилизационном подходе…………………….30
3.1. Типы государств согласно цивилизационной теории…………………….32
3.2. Основные достоинства и недостатки цивилизационного подхода………35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38

Работа состоит из  1 файл

Типология государств.doc

— 184.50 Кб (Скачать документ)

Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход  шли силовые методы как то: репрессии  против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов7.

Монархии бывают:

  • Самодержавные, абсолютные. Преобладавшие в прошлом, сегодня очень редки и сохранились лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах и др.
  • Конституционные, ограниченные. Представляя дань традиции, монархи в них - декоративные фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями, но играющие важную роль в моральном плане, способствующие консолидации нации.

В реальности конституционные  монархии мало чем отличаются от республик8.

Республики – государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.

Для президентской республики характерно:

  • президент является одновременно главой государства, премьер-министром, подбирает кабинет министров и контролирует его деятельность;
  • законодательная и исполнительная ветви власти формируются на основе двойной системы выборов и отчетливо разъединены;
  • президент и правительство избираются внепарламентским методом;
  • у правительства отсутствует прямая ответственность перед парламентом;
  • парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопроекта. Эта форма президентской республики была впервые введена в США на основе Конституции 1787 года.

Для парламентской республики характерно:

  • единая система выборов;
  • победившие партии формируют высший законодательный орган;
  • парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
  • правительство несет ответственность перед парламентом;
  • парламент может избирать президента.

Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии,    Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.

По национально-территориальной  организации государства делятся  на унитарные и федеративные.

В унитарном государстве:

  • единая конституция и гражданство;
  • единая система высших государственных органов, права и суда, все это действует без ограничения на всей территории страны. Унитарные государства: Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания и др.

Федеративное государство характеризуется:

  • наличием внутри государства государственных образований (штат, провинция, контон, республика и др.);
  • эти образования имеют определенную самостоятельность и собственное административно-территориальное деление9.

Помимо вышеперечисленных  типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).

Кроме того, по типу политического  режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее.

Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.

Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или  полицейское, государство, социальное, правовое.

Военное или полицейское  государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия – армии, полиции, служб безопасности.

Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.

Правовому государству  присущи следующие признаки:

  • верховенство закона во всех сферах жизни;
  • разделение политической власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви;
  • эффективные формы контроля и надзора за соблюдением законности;
  • разделение государственных и негосударственных политических институтов;
  • взаимная ответственность государства и личности10.

Со второй половины XX  века в концептуально-понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последнее время конституций и активно используется в политическом и юридическом обиходе11.

Социальное  государство – государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее каждому народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах12.

Основными подходами  к типологии государства  являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу)13.

Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств14.

 

2. Типология  государств при формационном  подходе

При формационном подходе  основным критерием классификации  выступают социально-экономические  признаки. Тип производственных отношений  при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся  к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества15.

Исторический тип государства  – это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.

В формационном подходе определение типа государства  означает определение и конкретизацию  его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря, нужно дать лишь три характеристики государства:

  1. Какой общественно-экономической формации принадлежит данное государство.
  2. Орудием какого класса оно является.
  3. Какое социальное назначение присуще ему.

Согласно данной типологии  четырем типам общественно-экономической  формации (рабовладельческой, феодальной, буржуазной, социалистической), четырем  типам экономического базиса соответствуют четыре типа государства – рабовладельческое, феодальное, буржуазное, социалистическое – каждое со своим набором признаков. Причем последний тип государства (социалистическое) уже не является государством в общепринятом смысле этого слова. Это конечная стадия развития государства и общества в целом. Когда государство наконец-то становится действительно представителем всего общества, тогда оно само себя делает излишним. Государство не отменяется, оно отмирает. По марксистскому учению упразднение общественных классов в социалистическом государстве делает само государство излишним. Отсутствие классов в обществе предполагает отсутствие государства.

Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий16.

При формационном подходе  раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются  духовные факторы. Это очень жесткая  классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.

Вообще формационный подход выделяет наиболее существенные признаки присущие государствам, принадлежащим к одной общественно-экономической формации. И само понимание истории государства сводится к определению его экономических формаций и классового состава, которые естественно сменяют друг друга в историческом процессе17.

2.1. Рабовладельческое  государство

Первым типом  государства в теории формационного  подхода является рабовладельческое  государство. Это один из типов эксплуататорского  государства, которое является орудием  класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.

Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления  частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).

Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением18.

Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами.

По марксистской теории право государства определяется его социальным предназначением и классовой сущностью. Право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно класса рабовладельцев и их частной собственности.

Рабовладельческое государство  было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях.

К внутренним функциям относились:

1) охрана частной собственности  рабовладельцев и создание условий  для эксплуатации рабов и неимущих  свободных;

2) подавление сопротивления  рабов и неимущих свободных  методами жестокого насилия, нередко  просто для устрашения и профилактики;

3) идеологическое  воздействие в целях поддержания  порядка19.

Общесоциальные функции  государство осуществляло в той  мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.

Во внешней сфере  рабовладельческое государство  выполняло функции обороны своей  территории и мирных связей с другими  государствами, функцию захвата  чужих территорий и функцию управления завоеванными территориями. Все эти функции были прерогативой сравнительно простого государственного аппарата, важнейшую роль в котором играла армия. Она участвовала в осуществлении и внешних, и внутренних функций. Частями аппарата также выступали полиция, суды, административно-чиновничьи органы.

Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии20.

Информация о работе Типология государства