Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа
Изучение данной темы предполагает достижение следующей цели – рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов (формационный и цивилизационный) и сделать выводы о преимуществах и недостатках каждого из типов государств.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
Дать характеристику историческому типу государства.
Определить предпосылки формирования того или иного типа государства в историческом аспекте.
Выяснить условия формирования государств в течение длительного периода, причины смены типа государства.
Рассмотреть исторические типы государств с точки зрения различных подходов от начала их формирования до наших дней.
Проанализировать полученные знания по выбранной теме, обобщить их в работе и сделать выводы.
Введение…………………………………………………………..……………….3
1. Типология государств……………………….…….……………………….….5
1.1. Понятие и значение типологии государств …………………………….…5
1.2. Разнообразие подходов к типологии государств……………………….…8
2. Типология государств при формационном подходе……………………….14
2.1. Рабовладельческое государство…………………….…………………….16
2.2. Феодальное государство……………………………………………………18
2.3. Буржуазное (капиталистическое) государство……………………………21
2.4. Социалистическое государство…………..……..………………………….25
2.5. Переходное государство……………………………………………………27
2.6. Основные достоинства и недостатки формационного подхода………….28
3. Типология государств при цивилизационном подходе…………………….30
3.1. Типы государств согласно цивилизационной теории…………………….32
3.2. Основные достоинства и недостатки цивилизационного подхода………35
Заключение……………………………………………………………………….36
Список использованной литературы…………………………………………...38
Кроме пропаганды и атеистического воспитания в ход шли силовые методы как то: репрессии против священников и верующих, закрытие и разрушение храмов7.
Монархии бывают:
В реальности конституционные монархии мало чем отличаются от республик8.
Республики – государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские и парламентские.
Для президентской республики характерно:
Для парламентской республики характерно:
Парламентская республика существует в Италии, Германии, Индии, Австрии, Швейцарии, Финляндии, Турции, Ирландии, Исландии и некоторых других странах.
По национально-
В унитарном государстве:
Федеративное государство характеризуется:
Помимо вышеперечисленных типов государств существуют Конфедерации. Как правило, это государственные объединения государств для координации какого-либо вида государственной деятельности – военной, торговой, внешнеполитической. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (США, Швейцария).
Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными. Об этом мы говорили ранее.
Государства можно подразделять по устойчивости политической жизни, ее непрерывности и преемственности. Здесь выделяются неустойчивые и стабильные государства. Неустойчивые отличаются частой сменой президентов, правительств, парламентов, конституций, большим числом путчей и переворотов. Так, на латино-американском континенте за последние 150 лет произошло 535 государственных переворотов.
Государства могут быть типологизированы по приоритетным, преимущественным функциям. Можно выделить военное, или полицейское, государство, социальное, правовое.
Военное или полицейское государство характеризуется гипертрофированным развитием структур государственного насилия – армии, полиции, служб безопасности.
Правовое государство имеет основное предназначение в развитии структур, обеспечении защиты прав всех членов общества. Граждане подчиняются праву как высшей силе. Гарантировано равноправие всех граждан и правителей перед законом.
Правовому государству присущи следующие признаки:
Со второй половины XX века в концептуально-понятийный аппарат государствоведения и юриспруденции вошли и прочно в нем закрепились положения о современном государстве не только как о республиканском (монархическом), унитарном (федеративном), либеральном (авторитарном), правовом, светском и т.д., но также как о социальном. Формула «социальное государство» присутствует в ряде принятых в последнее время конституций и активно используется в политическом и юридическом обиходе11.
Социальное государство – государство, основанное на справедливости и всеобщей солидарности и обеспечивающее каждому народу в целом конституционное право на достойную жизнь и свободное развитие на основе создания условий для реализации социально-экономических стандартов, закрепленных в международных правовых актах12.
Основными подходами к типологии государства являются: формационный (авторы К.Маркс, Ф.Энгельс) и цивилизационый (авторы А.Тойнби, У.Ростоу)13.
Классификация государств на типы не является всеохватывающей. В прошлом существовали и ныне есть немало так называемых переходных государств. Одни из них возникли в результате распада колониальной системы и двигались в своем развитии к одному из существующих типов (чаще всего к буржуазному), другие сочетали в себе признаки нескольких типов государств (например, скандинавские государства сочетают признаки традиционно буржуазного государства с ростками государства социалистического типа), у третьих возможно появление таких признаков и черт, которых нет ни у одного из известных типов государств14.
2. Типология государств при формационном подходе
При формационном подходе
основным критерием классификации
выступают социально-
Под историческим типом государства понимаются взятые в единстве наиболее существенные (типичные) его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, к одному и тому же экономическому базису. Критерием деления всех когда-либо существовавших и существующих государств на исторические типы служит общественно-экономическая формация, т.е. исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства, а значит, и базис исторического типа общества15.
Исторический тип государства – это государство определенной общественно-экономической формации, характеризуемое рядом общих признаков, а именно: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства.
В формационном подходе определение типа государства означает определение и конкретизацию его экономической основы, т. е. основы хозяйства и способа производства, классовой сущности государства, а так же его социального назначения. Проще говоря, нужно дать лишь три характеристики государства:
Согласно данной типологии
четырем типам общественно-
Смена одного исторического типа другим – процесс объективный, естественноисторический, реализующийся в результате революций. В этом процессе каждый последующий тип государства должен быть исторически более прогрессивным, чем предыдущий16.
При формационном подходе раскрывается поэтапность и исторический характер развития государств, но недооцениваются духовные факторы. Это очень жесткая классификация, она не позволяет охватить все многообразие существовавших и существующих государств. Эта типология неприменима к современным государствам. Поэтому делаются попытки обратиться к другим вариантам типологии.
Вообще формационный подход выделяет наиболее существенные признаки присущие государствам, принадлежащим к одной общественно-экономической формации. И само понимание истории государства сводится к определению его экономических формаций и классового состава, которые естественно сменяют друг друга в историческом процессе17.
Первым типом государства в теории формационного подхода является рабовладельческое государство. Это один из типов эксплуататорского государства, которое является орудием класса рабовладельцев, и предназначение которого состоит в защите их интересов и прав.
Государства рабовладельческого типа возникли позднее ранневосточных государств в результате появления частной собственности, имущественного расслоения, раскола общества на классы. Наиболее классические рабовладельческие государства были созданы в Греции (VIII-VI вв. до н.э.) и в Риме (VI в. до н.э.).
Экономический базис рабовладельческого государства составляла собственность рабовладельцев не только на орудия и средства производства, но и на работников – рабов. Главные создатели материальных благ – рабы не обладали статусом субъектов права, а были, как любые вещи, объектом права и эксплуатации. Они были обязаны работать, не имея права на жизнь. Их труд обеспечивался главным образом внеэкономическим принуждением18.
Основные классы рабовладельческого общества – рабовладельцы и рабы. Помимо них существовали социальные прослойки – ремесленники, мелкие земледельцы. Они считались свободными, но неимущими и эксплуатировались рабовладельцами.
По марксистской теории право государства определяется его социальным предназначением и классовой сущностью. Право рабовладельческого государства защищает интересы исключительно класса рабовладельцев и их частной собственности.
Рабовладельческое государство было классовым, являлось по своей сущности орудием диктатуры рабовладельцев. Классовая сущность государства выражалась в его функциях.
К внутренним функциям относились:
1) охрана частной собственности
рабовладельцев и создание
2) подавление сопротивления
рабов и неимущих свободных
методами жестокого насилия,
3) идеологическое
воздействие в целях
Общесоциальные функции государство осуществляло в той мере, в какой они соответствовали интересам господствующего класса.
Во внешней сфере
рабовладельческое государство
выполняло функции обороны
Формой организации рабовладельческой государственной власти были унитарные монархии и республики. Монархия, например, существовала в Древнем Риме. Рабовладельческая республиканская форма правления была двух видов. Первый — демократическая республика (Афины), где в выборах высших органов государства участвовало все свободное население. Второй вид — аристократическая республика (Спарта и др.). Здесь в выборах высших органов государственной власти принимали участие представители крупной военно-земельной аристократии20.