Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является определение понятия толкование норм права как одного из важнейших элементов и условий успешной правотворческой и правоприменительной деятельности.
Поставленная цель предполагает решение целого ряда задач, посредством которых она и реализуется:
• определение понятия толкование норм права,
• выявление способов и видов толкования норм права,

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Раздел 1 Понятие и значение толкования норм права………………..5
Раздел 2 Виды и способы толкования норм права……………...…….11
Раздел 3 Правовая природа актов судебного нормативного толкования……………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа толкование норм права.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 


Раздел 2 Виды и способы толкования норм права.

Толкование права в любой его форме обнаруживает соотношение текста нормы и ее смысла и выражается в результатах толкования. Таким образом, толкование имеет своей целью правильное и единообразное понимание и применение норм права. В результате толкования правовых норм у интерпретатора должно появиться внутреннее убеждение в том, что полученные выводы верны, отвечают целям и содержанию толкуемой нормы. Этому служит уверенность в том, что учтено все необходимое при установлении содержания правовой нормы и что установлен подлинный смысл правовой нормы. [10]

Результаты толкования могут быть различными в зависимости от соотношения смысла текста и действительного содержания правовой нормы, и может оцениваться с точки зрения его объема - соотношения содержания истолкованной нормы с первоначальным текстом нормы.

Результат толкования права - вывод, сделанный субъектом применения права о соотношении текста статьи и смысла нормы права.

Исходя из этого, различаются три вида толкования по объему: буквальное, ограничительное и распространительное.

1. Буквальное толкование - это толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы соответствует текстуальному выражению («букве» закона).

По общему правилу, толкование хорошо отработанных законов является буквальным: оно не уже и не шире, чем его текстуальное выражение.

2. Распространительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы шире, чем текстуальное выражение («буква» закона).

Например, «утрату предмета» можно понимать шире, чем буквальное значение этих слов. «Утрата» может означать и гибель, и саморазрушение, и все другие случаи прекращения существования данного предмета.

3. Ограничительное толкование - толкование, в соответствии с которым действительное содержание правовой нормы уже, чем текстуальное выражение («буква» закона).[11]

Например, «освобождение от ответственности» в случае наступления «непреодолимой силы». Это выражение понимается в суженном смысле. Имеется в виду «непреодолимое» не в психологическом, нравственном, а только лишь в стихийно-природной неотвратимости наступление вредных последствий, которые невозможно предотвратить.

Все три вида толкования осуществляются строго в пределах толкуемой нормы.

Осуществлять ограничительное или распространительное толкование можно только в случае установления несоответствия между действительным содержанием нормы права и ее текстом. Если оно отсутствует, то указанное толкование будет нарушением законности.

И ограничительное, и расширительное толкование должно быть аргументировано, основано на доказательствах.

Толкование дает новое знание о норме. Результатом толкования не могут быть выводы типа «и да, и нет», «и то, и другое», а должны быть «только это», «только да», «только нет».[12]

Применение расширительного или ограничительного толкования позволяет привести словесную формулировку нормы права в соответствие с действительной волей законодателя путем расширения или ограничения высказанной мысли до действительных пределов нормы.

При оценке значения и роли расширительного и ограничительного толкования норм не следует смешивать их с аналогией закона и права, когда происходит распространение действия норм на не предусмотренные ими обстоятельства.

Виды толкования в зависимости от субъекта толкования.

Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов является субъект — лицо или орган, дающий это разъяснение.

Уяснение норм права не всегда приводит к полной ясности и определенности их содержания. В таких случаях требуется специальное разъяснение их содержания, толкование-разъяснение.

Разъяснение норм права - это указания или рекомендации, направленные на раскрытие действительного содержания норм.

В зависимости в зависимости от статуса субъекта (и юридических последствий) - лица или органа, дающего разъяснение, - они подразделяются на официальные и неофициальные.[13]

Особенность официального толкования-разъяснения заключается в том, что оно осуществляется компетентными в этой области государственными органами или уполномоченными на то общественными организациями. Официальное толкование облекается в специальную юридическую форму (постановление, инструкция и пр.) и имеет обязательный характер. Для исполнителей толкуемой нормы и правоприменителей оно является обязательным даже тогда, когда они выражают несогласие с толкованием. Основная цель официального толкования-разъяснения - обеспечить единообразное понимание содержания норм права и достижение их одинакового применения.

В зависимости от субъектов, толкующих норму права или же в целом нормативно-правовой акт, официальное толкование подразделяется на аутентичное и легальное толкование. Эти виды толкования различаются не только особенностями государственных органов, производящих толкование, их местом и ролью в структуре государственного аппарата, но и различной силой принимаемых при этом актов толкования.[14]

Аутентичное толкование осуществляется тем же органом, который издал нормативно-правовой акт. Аутентичное толкование дается не в правоприменительном, а в законодательном порядке. Однако акт толкования издается с целью разъяснения уже существующих норм права, а не для создания новых норм.

Особенность официального легального толкования заключается в том, что оно осуществляется не самим органом, издавшим толкуемый акт, а другими государственными органами в рамках предоставленных им полномочий. Последние могут иметь либо постоянный, либо разовый характер. Акты легального толкования имеют обязательную силу лишь для тех лиц и объединений, которые подпадают под юрисдикцию органа, осуществляющего толкование. Это могут быть судебные, финансовые, налоговые и иные органы.

Субъектами официального аутентичного толкования могут выступать все государственные органы, организующие процесс реализации права. Круг их широк, поэтому юридическая сила актов толкования неодинакова.

Нормативное (носит общий характер, и его результаты обязательны при применении права. Данные разъяснения не могут считаться самостоятельными источниками права, однако они способствуют правильному пониманию других источников. Нормативное толкование изначально предназначено для распространения его результатов на неопределенный круг лиц и случаев. Оно, подобно правовой норме, имеет абстрактный характер, т. е. не привязывается к конкретной ситуации. В юридической литературе встречается определение результатов нормативного толкования как квазиисточников права.[15]

Различают также делегированное толкование осуществляемое органом, не принимавшим данный нормативный акт, если закон наделяет его правом подобного толкования.

Акты официального толкования (интерпретационные акты) делятся на:

- акты правотворчества, являющиеся источниками права, так как они содержат конкретизирующие нормы, и

- индивидуальные интерпретационные акты, представляющие форму юридической практики и не являющиеся источниками права.

Среди актов официального нормативного толкования выделяются акты толкования Конституции конституционного суда по запросам Президента, Совета Федерации, ГосДумы, Правительства, органов законодательной власти субъектов России.

Высшей юридической силой обладают акты толкования парламентских органов и высших судебных инстанций, если они уполномочены на толкование законов.[16]

В связи с осуществлением исполнительно-распорядительных функций, организацией правоотношений и контролем за соблюдением законодательства толкование подзаконных актов осуществляют правительство, министры и другие исполнительные органы.

В правоохранительной сфере большую роль играют разъяснения (инструктивные и директивные письма, приказы и инструкции) таких ведомств, как Министерство юстиции, Высший арбитражный суд, прокуратура, органы внутренних дел. Большинство из них являются внутриведомственными, но есть и такие разъяснения, которые принимаются к руководству гражданами. Таковы, например, официальные разъяснения органами внутренних дел правил дорожного движения.

Неофициальное толкование - разъяснение осуществляется негосударственными органами и организациями, различными научными и учебными заведениями, группами специалистов-юристов (юрисконсульты, адвокаты), отдельными гражданами и т. д. Оно выражается в форме устных или письменных советов, пояснений, рекомендаций. Такого рода акты не имеют обязательного характера и не влекут за собой каких бы то ни было юридических последствий. Их моральная сила и влияние основываются на глубине анализа, в убедительности и обоснованности, на профессиональном авторитете граждан, учреждений и организаций, разъясняющих содержание тех или иных норм или отдельных нормативно-правовых актов.

При правоприменении значение результатов неофициального толкования в том, что они помогают лучше понять толкуемый материал, основываются на профессионализме и авторитете толкователей. (Примерами данного толкования являются комментарии к Гражданскому, Уголовному, иным кодексам, законам, выпускаемые научно-исследовательскими учреждениями.)[17]

Среди различных видов неофициального толкования следует выделить:

- обыденное толкование, даваемое гражданами, не имеющими профессиональной подготовки, и разъясняющие смысл правовых норм на основе собственного жизненного опыта в их повседневной жизни, в быту;

- профессиональное (компетентное), исходящее от специалистов, сведущих в области государства и права (судьями, адвокатами и др.) в процессе их повседневной деятельности;

- доктринальное (научное), исходящее от ученых, ведущих исследовательскую работу в области юриспруденции. Оно выражается в подготовленных учеными-юристами комментариях к действующему законодательству, статьях, книгах, лекциях, брошюрах, научных статьях.
Доктринальное толкование нельзя противопоставлять официальному, однако в странах англосаксонской правовой семьи доктрина приравнивается к источнику права.[18]

При рассмотрении различных форм официального и неофициального толкования ненормативного вида следует особо выделить так называемое казуальное толкование. Наиболее распространенными видами казуального толкования являются судебное и административное толкование. Местные органы самоуправления на своей территории также могут толковать смысл созданных ими норм.

Эта форма толкования в равной мере используется и при официальном, и при неофициальном толковании. Осуществляется она как уполномоченными на то государственными органами (суд, исполнительные органы и др.), так и негосударственными организациями и лицами (научные учреждения, адвокаты, эксперты и др.).

Особенность казуального толкования заключается в том, что оно осуществляется лишь в связи с рассмотрением конкретного дела (казуса). Казуальное толкование вызвано вполне определенным случаем и преследует основной целью правильное решение именно данного дела и обязательно только для данного случая или дела.

Его необходимость возникает, в частности, тогда, когда нижестоящие правоприменительные органы, по мнению вышестоящих, неправильно применяют нормы права к конкретным делам, допускают нарушения законодательства. Казуальное официальное толкование имеет юридическую силу лишь по отношению к конкретному случаю или делу. Неофициальное казуальное толкование такой силой вообще не обладает.[19]

И нормативное, и казуальное толкование может исходить как от органа, установившего правовую норму (аутентичное толкование), так и от органа (должностного лица), официально на то уполномоченного (делегированное, или легальное, толкование).

Примыкает к процессу толкования конкретизация, которая привносит в содержание нормы нечто новое (например, уточнение понятий «тяжкие последствия», «злостный характер» и др.).

Способ толкования - это осуществляемая субъектами права деятельность, направленная на установление с помощью обособленной совокупности приемов анализа и синтеза параметров закона, позволяющих раскрыть смысл конкретных нормативных предписаний. [20]

Все способы толкования используются в комплексе, при этом устанавливается действительное содержание правовой нормы, тем самым охватываются все уровни юридического анализа.

Способы толкования правовых норм - это приемы, основанные на данных определенной отрасли знаний и используемые для раскрытия содержания правовых норм, в целях их практической реализации.

Выделяют грамматическое (языковое), логическое, систематическое, историческое (историко-политическое), телеологическое (целевое), функциональное и специально-юридическое толкование.

Грамматическое или текстовое толкование представляет собой совокупность специальных приемов (грамматическом, лексическом и синтаксическом анализе текста нормы), направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста правового акта. Этот способ толкования охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются род, число, падеж имен существительных и прилагательных; лицо, время, число и вид глаголов; значение употребляемых союзов, предлогов, знаков препинания и т.п.[21]

О том, какую роль может сыграть неправильно поставленный знак или слог, можно судить по высочайшему повелению: «казнить нельзя помиловать».

Особое внимание при этом обращается на структуру текста, расстановку знаков препинания, на смысловое значение в данном тексте общеупотребительных терминов и слов, технических терминов, заимствованных из различных отраслей знания - науки, техники и искусства, а также на специальную, юридическую терминологию.

Информация о работе Толкование норм права