Толкование норм права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 13:39, курсовая работа

Описание

Целью данного исследования является определение понятия толкование норм права как одного из важнейших элементов и условий успешной правотворческой и правоприменительной деятельности.
Поставленная цель предполагает решение целого ряда задач, посредством которых она и реализуется:
• определение понятия толкование норм права,
• выявление способов и видов толкования норм права,

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Раздел 1 Понятие и значение толкования норм права………………..5
Раздел 2 Виды и способы толкования норм права……………...…….11
Раздел 3 Правовая природа актов судебного нормативного толкования……………………………………………………………………...24
Заключение……………………………………………………………...30
Список литературы……………………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа толкование норм права.doc

— 164.50 Кб (Скачать документ)

Весьма важным представляется при анализе текста старых законов или текстов, содержащих заимствованные, иностранные, термины и слова, исходить из их первоначального значения, которое придавалось им на момент принятия закона и которое имели они в родном для законодателя языке. Иногда выделяют как разновидность грамматического - языковой способ толкования. Языковой способ основан на знании языка, на котором сформулированы правовые нормы, на использовании правил словоупотребления, синтаксиса, морфологии.

Главная задача указанного способа - точно истолковать значение слов. Основные правила языкового толкования:

- "золотое правило толкования" - словам и выражениям необходимо придавать то значение, которое они имеют в данном литературном языке, придание же им иного значения должно быть обоснованными способами толкования, логикой, легальными дефинициями;

- в случае если непосредственно в законе дано определение толкуемому термину (нелегальная дефиниция), то в этом значении его нужно употреблять;

- нельзя механически распространять значение термина, истолкованного для одной отрасли, на другие отрасли;

- если значение термина неясно, то ему надо придать смысл, в котором он употребляется в юридической науке и практике;

-если закон не придает различного значения одинаковым терминам, недопустимо им придавать разное значение;

- нельзя без достаточных оснований разным терминам придавать одно и то же значение;

- нельзя при толковании допускать, чтобы какие-либо слова закона трактовались как лишние.[22]

Логический способ толкования - способ, основанный на законах и правилах логики, при котором интерпретатор толкует норму исходя из ее же содержания, используя формально-логические приемы (аналогию, преобразование предложения, доведение до абсурда, аргументы от противного и др.). Данный способ предполагает самостоятельное использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм. Этот способ толкования применяется для выяснения логического смысла правовых предписаний во всех тех случаях, когда сущность и содержание правовой нормы, статьи или целого акта невозможно определить путем грамматического (текстового) или систематического толкования.

Цель логического способа - придать абстрактно сформулированной норме конкретный смысл.

Поскольку мысль и воля законодателя выражается не только в виде грамматических предложений, но и в логическом содержании, то, не выходя за пределы текста правовой нормы, путем формальной логики раскрывается содержание правовой нормы.

При использовании данного способа применяются логические приемы:

- логическое преобразование;

- логический анализ понятий - вычленение их признаков, объема, связей с другими понятиями;

- выводы по аналогии;

- выводы от противного;

- умозаключение степени (кто имеет право на большее, имеет право и на меньшее; то же про запрет);

- доведение до абсурда.[23]

Систематическое толкование - уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей системе права в целом. Он основан на знаниях связей юридической нормы с другими нормами, с общими нормативными положениями, с принципами права. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные. Систематическое толкование состоит в использовании системного подхода при анализе различных норм права, отдельных статей и в целом законов. Основное внимание исследователя при этом сосредоточивается на уяснении сущности и содержания нормы права путем сопоставления ее с другими, ранее принятыми нормами, установления ее места и роли в системе этих норм, определения характера ее многосторонних связей с данными нормами.

Наиболее типичными функциональными связями норм права, которые оказывают влияние на смысл толкуемой нормы, являются следующие:

- связи общих и специальных норм;

- связь толкуемой нормы с нормой, тем или иным способом раскрывающей смысл термина, который использован в толкуемой норме;

- связи отсылочных статей;

- связи норм одного вида, близких по содержанию, которые не находятся в соотношении общей и специальной нормы.

Систематический прием, или метод, толкования помогает законодателю и правоприменителю выявлять и устранять пробелы и коллизии (противоречия) в законодательстве. Он также весьма эффективен в выявлении старых, формально не отмененных, но фактически не действующих в силу исчезновения ряда прежних общественных отношений (объектов правового регулирования) или в силу иных причин правовых норм.

Систематическое толкование иногда рассматривается, несмотря на его важность и относительную самостоятельность, как частная форма логического толкования. [24]

Историко-политическое толкование - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил, социально-экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта.

Основной смысл и содержание его сводятся к выяснению социально-политической ситуации, в которой принималась данная норма, к установлению социально-политических мотивов ее издания, к определению основных целей и намерений законодателя.

Используя это толкование, законодатель и правоприменитель выясняют одновременно вопрос о связи и преемственности издаваемой нормы со всеми предшествующими ей в данной сфере общественных отношений нормами.

Широкое использование историко-политического толкования вместе со всеми другими методами толкования дает возможность полностью раскрыть истинный смысл и содержание рассматриваемой нормы или всего нормативно-правового акта.[25]

Специально-юридическое толкование - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя.

Это толкование как способ, основан на специальных юридических знаниях, на данных юридических наук.

Специальные юридические знания использует юрист-профессионал в процессе толкования правовой нормы. Во многих случаях только с их помощью возможно раскрыть в необходимом объеме содержание юридических норм. Данные юридических наук могут содержаться в самом тексте закона в виде понятий, определений (понятие о залоге), в научных комментариях, разъяснениях юрисдикционных органов.[26]

Телеологическое (целевое) толкование направлено на установление целей нормы права, как материальных (касающихся отдельных отношений вне правовой области, т.е. экономических, политических, идеологических) и раскрывающих социальную направленность нормы, так и юридических (где ближайшим объектом будет само право, особенно его неуклонное исполнение и соблюдение). Нередко такие цели указываются в самом акте, как правило, в преамбуле (во вступительной части). Но цели закона могут также логически вытекать из его содержания, общей направленности. Иногда о целях говорит уже само название закона или отдельных его разделов, норм, статей. Например, в Уголовном кодексе РФ есть такие главы: "Преступления против личности", "Преступления в сфере экономики", "Преступления против государственной власти". Если не принимать в расчёт общую цель закона, то можно допустить ошибку при его применении. И напротив, правильное представление о целях того или иного юридического акта способствует его эффективной реализации.[27]

Функциональное толкование – это толкование в особых условиях, например, толкование оценочных терминов.

Известно, что правовые нормы, обладая некоторыми общими чертами, далеко не одинаковы по своему конкретному содержанию, характеру действия, функциональному назначению. Они по-разному опосредуют регулируемые общественные отношения. Есть нормы разрешающие и запрещающие, регулятивные и охранительные, обязывающие и управомочивающие, поощрительные и стимулирующие и.т.д. У них разные функции, и это важно иметь в виду при их толковании и применении. Здесь учитываются тип и механизм правового регулирования, его направленность.

 

Раздел 3 Правовая природа актов судебного нормативного толкования.

Все правовые акты, издаваемые в Российской Федерации, подразделяются в науке на четыре группы: а) нормативные акты, включая договоры нормативного содержания; б) правоприменительные акты; в) правотолкующие (интерпретационные) акты; г) прочие акты (декларации, заявления, послания, обращения и т.п.).[28]

Акты толкования – один из видов правовых актов. Их функциональное назначение состоит в том, что они призваны способствовать правильной, законной и эффективной реализации права, претворению воли законодателя в жизнь. И хотя эти акты самостоятельного значения не имеют, а только вместе с толкуемыми актами, их роль в общем механизме правового регулирования весьма велика. Без них этот механизм был бы существенно ослаблен, а в отдельных случаях оказался бы ущербным, искажённым, так как если норма права неверно понята, она будет и неверно применена. А это уже нарушение законности в правоприменительной деятельности.

Основные особенности актов толкования заключаются в следующем:

1) они не содержат в себе общих правил поведения, а, следовательно, не относятся к числу нормативных актов;

2) не являются источником и формой права;

3) адресуются, как правило, к должностным лицам;

4) носят подзаконный, но обязательный характер;

5) по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные указы, постановления, инструкции и.т.д.;

6) их цель – толковать, разъяснять, но не создавать право.[29]

По форме выражения акты толкования могут быть устными и письменными; по отраслям права – уголовными, гражданскими, административными и т.д.; по юридической природе – нормативными и казуальными, аутентичными и делегированными; по субъектам эти акты выступают как акты различных органов – судебных, прокурорских, арбитражных, контрольных, административных, законодательных, исполнительных и т.д.[30]

Акт толкования необходимо рассматривать и как действие, и как юридический документ, акт уяснения и разъяснения. Акт разъяснения может быть как устным, так и письменным. Письменные акты толкования имеют определённую структуру, т.е. в них должны присутствовать реквизиты: кто издал этот акт, когда, к каким нормам правовые права (институт, отрасли, нормативному акту) относятся, когда вступил в действие. Они могут облекаться в ту же форму, что и нормативно – правовые акты, издаваемые соответствующими органами (указы, постановления, приказы инструкции и т.д.)

По юридической значимости различают акты нормативного толкования и казуального. Акты нормативного толкования распространяют своё действие на неопределённый круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, в этом смысле они носят общеобязательный характер.

Казуальные акты относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; с этой точки зрения их можно назвать индивидуальными.

Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяется местом органа, его издавшего. Это акты органов власти: исполнительно – распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.

В зависимости от того, кто издал акт толкования и нормативно-правовой акт, они могут быть аутентичными или легальными. Если акт принимает и толкует один и тот же субъект, это авторское толкование (аутентичное).

Если норму права толкует субъект, который на это управомочен, которому это право делегировано (разрешено) законом (например, Верховный Суд РФ толкует законы), то это легальные акты.

Можно выделить акты толкования в различных отраслях права: уголовно – правовые, административно – правовые и т.д.[31]

Действующее законодательство наделяет Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации правом на основе обобщения судебной практики дачи обязательных для нижестоящих судов разъяснений. Подобные разъяснения обладают государственной обязательностью, авторитетом высшего судебного органа и оказывают непосредственное регулирующее воздействие на всю судебную практику. Их несоблюдение влечет отмену судебных актов, вынесенных без учета положений, содержащихся в разъяснениях. Они оказывают существенное воздействие на совершенствование всей системы законодательства и учитываются правотворческими органами при обновлении законодательства.

Вырабатываемые Пленумом Верховного Суда в его разъяснениях правила понимания и применения права в науке права именуются правоположениями. Это особые формы выражения правосознания, находящегося на стыке теории права и практики. Следователи, судьи и другие правоприменители в своей работе всегда учитывают разъяснения Пленума Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также пленумов судов республик в составе РФ по вопросам применения норм материального и процессуального права. Это помогает правильному решению юридического дела. Однако такие акты источником права не являются. Официальное нормативное толкование права, как известно, осуществляется высшими судами Российской Федерации. Что касается Конституционного Суда Российской Федерации, то он по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации (ч. 5 ст. 125 Конституции Российской Федерации)[32]. Верховный же Суд Российской Федерации и Высший Арбитражный Суд Российской Федерации уполномочены давать разъяснения по вопросам судебной практики (ст.ст. 126, 127 Конституции Российской Федерации)[33], которые обязательны соответственно для всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также для тех лиц, кто попал в орбиту деятельности этих судов. Правда, данное правомочие Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировано в законе не очень четко, что порождает споры о таком толковании. [34]

Информация о работе Толкование норм права