Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:57, лекция

Описание

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

Глава 1. Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества

 

§1 Социальная обусловленность государственной политики борьбы с фальшивомонетничеством.

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Значительный блок нормативных  правовых актов регулирует денежные основы осуществления социальной деятельности государства: Федеральный закон от 10 мая 1995 г. N 73-ФЗ "О восстановлении и защите сбережений граждан РФ", Федеральный закон от 9 января 1997 г. N 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы", Закон РФ от 15 января 1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров орденов Славы", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" и многие другие.

В экономической науке  широкое распространение получила точка зрения, выраженная Кейнсом, о  том, что для повышения уровня спроса, т.е. платежеспособности населения, обеспечению занятости и иных форм социальной защищенности населения необходим ряд мер со стороны государства по кредитованию, денежному обращению и повышению уровня спроса <31>.

--------------------------------

<31> См.: Кейнс Дж. М.  Общая теория занятости процента  и денег. М., 2011. С. 28.

 

Совершенно справедливо  сравнение, которое приводит И.А. Алебастрова: социальное государство - это вообще не сказочный персонаж, а вполне рациональный механизм, скорее подобный батарее: помогающий зарядиться тем, у  кого собственной энергии по каким-то причинам в какое-то время оказалось недостаточно, и согревающий тех, у кого запасов энергии нет <32>. Как представляется, основу этого механизма составляет правильная организация денежного обращения, на основе которой осуществляются процессы социализации современного законодательства <33>.

--------------------------------

<32> См.: Алебастрова И.А. Социальное государство: белые одежды голого короля или платье для Золушки? // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 20. С. 34.

<33> См.: Золотухина Т.А. Проблемы социализации российского законодательства // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 17. С. 30.

 

В правовой науке взаимосвязи  организации денежного обращения  и социальной деятельности государства  уделяется недостаточно внимания. Тем  не менее имеются отдельные научные  работы, затрагивающие указанную тематику. Например, М.Ю. Федорова исследует ограничение права на социальное обеспечение в форме уменьшения размера социальных выплат, а равно государственные гарантии при изменении порядка реализации социальных льгот <34>. А.А. Кирилловых отмечает, что замена некоторых видов натуральной помощи денежной компенсацией повлекла технические проблемы в используемой терминологии <35>.

--------------------------------

<34> См.: Федорова М.Ю. Ограничение прав граждан в системе социального обеспечения // Университетский издательский консорциум "Юридическая книга". 2008. С. 12.

<35> См.: Кирилловых  А.А. Систематизация норм о социальной защите граждан: проблемы и перспективы развития законодательства // Законодательство и экономика. 2010. N 7. С. 15.

 

В теории права  система функций государства чаще всего рассматривается посредством выделения определенных классификационных критериев. Одним из таких критериев является социальная значимость, на основе которой функции государства подразделяются на основные и производные (неосновные) <36>. К основным функциям государства относятся наиболее важные, приоритетные направления государственной деятельности в определенный исторический период. Производные функции определяются основными, вытекают из них и, по сути, представляют своеобразные подфункции. В отличие от самостоятельных функций подфункции воплощают специфически особенное в рамках конкретного направления деятельности и в воздействии на общественные отношения.

--------------------------------

<36> См.: Теория  государства и права / Под ред.  Р.А. Ромашова. СПб., 2005. С. 95.

 

Одной из общепризнанных основных функций государства является его экономическая функция. Ни в  теории права, ни в экономической  теории нет единой точки зрения на предмет ее содержания <37>. Но тем  не менее все авторы едины в одном, что ее содержанием является воздействие государства на экономические процессы в обществе. Бесспорно, что и организация денежного обращения по своей сути напрямую влияет на экономику государства. Вместе с тем воздействие осуществляется не только на экономику, но и, как было показано, на социальные общественные процессы (и не только), выходящие за рамки содержания экономической функции государства. Тем самым следует предположить, что организация денежного обращения представляет собой основную функцию государства, отличную от ее экономической функции.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник Н.И. Матузова, А.В. Малько "Теория государства и права" включен в информационный банк согласно публикации - Юристъ, 2004.

 

<37> См.: Теория  государства и права / Под ред.  Н.И. Матузова и А.В. Малько. М., 2006. С. 65.

 

Но может  ли организация денежного обращения  быть функцией иного, чем государство, субъекта? В экономической науке осуществляются исследования, посвященные частным деньгам, их роли и месту. Под частными деньгами, как правило, понимаются частные обязательства эмитента принимать в качестве средства оплаты, разменивать на национальные деньги и (или) золото и (или) товарную корзину, свои новые инструменты, номинированные в национальной или международной валюте или собственной денежной единице или единице учета товара <38>.

--------------------------------

<38> См.: Генкин А.С. Частные денежные системы и экономические интересы общества. М., 2005. С. 33.

 

Идея денационализации денег была сформулирована Ф.А. Хайеком, указавшим на необходимость устранения государственной монополии эмиссии  платежных средств. Его видение основывается на концепции максимально либерального рынка, что влечет обеспечение общества такими деньгами, которые передавали бы правильную ценовую информацию о сделках не только текущих, но и фьючерсных. Существующие же ныне денежные системы подвергаются инфляции, т.е. государственной денежной дезинформации. А история денег по большей части есть история инфляций, организуемых правительствами <39>. Соответственно, сторонники введения частных денег приходят к выводу о том, что экономическое равновесие не может быть реализовано, пока деньги являются государственными.

--------------------------------

<39> См.: Хайек  Ф.А. Частные деньги. Тверь: Институт  национальной модели экономики, 1996. С. 59.

 

Эмиссия частных  денег в настоящий момент осуществляется и без согласия государства. Она принимает значительные размеры, когда в экономике происходит глобальная трансформация, а государство не может проводить адекватную ей денежную политику или просто игнорирует происходящие в экономике изменения. Раз и навсегда запретить эмиссию частных обязательств в законодательном порядке практически невозможно. При самом суровом и регламентированном законодательстве всегда найдется лазейка для их эмиссии <40>.

--------------------------------

<40> См.: Лущаев  Д.Ф. Частные квазиденьги (денежные суррогаты) в современной экономике: Дис. ... канд. эконом. наук. Красноярск, 1999. С. 30.

 

При таких обстоятельствах  государство вынуждено приспособиться к появлению частных денег, и  в результате выживают лишь те новые  разновидности частных денег, которые более эффективно выполняют денежные функции и более полно удовлетворяют потребности субъектов экономики.

Вместе с  тем полагаем, что появление частных  денег не меняет роли государства  в организации денежного обращения, поскольку их сегмент действия определяется потребностями государства в снижении своих издержек по организации денежного обращения, а также существенно ограничен различными правовыми запретами.

Кроме того, появление  частных денег влечет целый ряд  рисков, которые государству контролировать затруднительно:

- эрозия налоговой  базы национальных государств;

- возможность  использования преимуществ частно-денежных  инноваций асоциальными элементами  общества (отмывание денег, терроризм,  запрещенные виды бизнеса, диктаторские  режимы и т.п.);

- возможность  монополизации института частных  денег наиболее близкими к  государству группами интересов  с воспроизведением наихудших  отличительных признаков государственных  денег в новом частном обличье;

- пересмотр  роли доллара как мировой резервной валюты с соответствующим ростом нестабильности в мировых валютно-кредитных отношениях;

- резкое усиление  межгосударственной институциональной  конкуренции налоговых и правовых  режимов;

- технические  риски: компьютерные сбои, несанкционированный  доступ, кражи и взломы <41>.

--------------------------------

<41> См.: Генкин  А.С. Частные деньги: осмысление  роли и места в современном  мире // Финансы и кредит. 2005. N 29. С. 28.

 

Перечисленные риски, а также  отсутствие нивелирующих их механизмов свидетельствуют о том, что в ближайшей перспективе организация денежного обращения сохранится исключительно как функция государства.

Подводя итоги, отметим, что  по своему содержанию организация денежного  обращения (денежная функция) РФ представляет собой определение объектов денежного обращения (денег и денежных суррогатов), установление многочисленных и разнообразных правил наличного и безналичного денежного оборота, а также наделение определенного круга субъектов федерального уровня (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ) правотворческими функциями по организации денежного обращения, либо (и) правоприменительными функциями по организации денежного обращения (Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Центральный банк РФ).

С изложенных позиций организация  денежного обращения (денежная функция) представляет собой основную функцию  РФ, обеспечивающую осуществление разнообразных общественных процессов.

Среди основных направлений  ее реализации следует выделить: формирование элемента образа жизни человека, установление средства мотивации трудовой деятельности, а также обеспечение осуществления  трудовой деятельности человека, финансовой и социальной деятельности государства и муниципальных образований, гражданского оборота в обществе.

Некоторые проблемы квалификации совокупности преступлений, связанных  с оборотом поддельных денег или  ценных бумаг

В правоприменительной деятельности нередко возникают вопросы уголовно-правовой квалификации действий, связанных с оборотом поддельных денег или ценных бумаг. Наиболее типичным является вопрос о соотношении составов преступлений, предусмотренных ст. 186 (изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг) или ст. 187 (изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов) УК РФ и мошенничества (ст. 159 УК РФ).

В настоящее время судебная практика идет по следующему пути. Согласно п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" незаконное приобретение лицом чужого имущества в результате совершенных им операций с фальшивыми деньгами или ценными бумагами охватывается составом ст. 186 УК РФ и дополнительной квалификации по соответствующим статьям, предусматривающим ответственность за хищение, не требует <1>. Из анализа Постановления Пленума ВС РФ от 27 декабря 2007 г. "О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате" <2> следует: изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных кредитных или расчетных банковских карт квалифицируются по ст. 187 УК РФ; в случае если лицо использовало похищенную или поддельную кредитную либо расчетную карту с целью обратить в свою пользу или в пользу других лиц чужие денежные средства, содеянное в зависимости от способа хищения следует квалифицировать как кражу или мошенничество (при отсутствии указанной цели или при ее недоказанности деяние квалифицируется по ст. 187 УК РФ); сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт, а также иных платежных документов, не являющихся ценными бумагами, заведомо непригодных к использованию, образует состав мошенничества и подлежит квалификации по соответствующей части ст. 159 УК РФ.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Пленума ВС РФ от 28 апреля 1994 г. N 2 "О судебной практике по делам об изготовлении или сбыте поддельных денег или ценных бумаг" // Справочная правовая система "КонсультантПлюс".

Информация о работе Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества