Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:57, лекция

Описание

Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Работа состоит из  1 файл

Глава 1.doc

— 157.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, экономический  и политический ущерб от незаконной денежной эмиссии значительно превышает ущерб от изготовления фальшивых банкнот или монет. Для того чтобы прийти к такому выводу, достаточно сопоставить масштабы денежных сумм, практически неограниченно вбрасываемых в экономику в результате незаконной денежной эмиссии (например, миллиарды рублей при использовании фальшивых авизовок), и фактические суммы реально изымаемых из экономического оборота фальшивых банкнот или монеты Банка России. При этом незаконное изготовление наличных денег требует изготовления каждой конкретной фальшивой банкноты или монеты, а незаконная безналичная денежная эмиссия осуществляется с использованием иных механизмов.

В-четвертых, содержание ст. 186 УК РФ также не вполне соответствует реальностям денежно-кредитного рынка. К примеру, применительно к национальной валюте уголовная ответственность установлена за "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты". Между тем согласно федеральному законодательству Банк России выпускает в обращение банкноты Центрального банка Российской Федерации (ст. ст. 18, 29, 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Несмотря на то что в ст. 29 вышеназванного Федерального закона после слова "банкноты" в скобках делается уточнение "банковские билеты", в ст. 186 УК РФ слово "банкнота" не упоминается. Кроме того, из смысла ст. 186 УК РФ не ясно, за изготовление и сбыт какой именно поддельной "монеты" может наступить уголовная ответственность. В соответствии с Конституцией России и федеральным банковским законодательством речь может идти лишь о монетах Банка России. Поэтому ст. 186 УК РФ при характеристике денег, подделка и сбыт которых защищена уголовным законодательством, должна воспроизводить терминологию, используемую в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, согласно ст. 29 вышеназванного Федерального закона "банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону".

В заключение еще  раз отметим, что признание денежной эмиссии Банка России частью единой государственной денежно-кредитной  политики и важнейшим направлением банковской деятельности требует соответствующего законодательного, а не ведомственного (нормативные правовые акты Банка России) правового регулирования порядка денежной эмиссии. Порядок и правовые гарантии осуществления денежной эмиссии национальной валюты в интересах всего общества с использованием всех возможных форм и механизмов должны быть урегулированы на уровне федерального законодательства, с учетом положений Конституции России. Без этого нет уверенности в том, что конституционные полномочия Российской Федерации в денежно-кредитной сфере и интересы российского общества будут должным образом юридически защищены.

§2. Современное состояние оперативной обстановки в сфере фальшивомонетничества и тенденции ее развития.

Борьба с  фальшивомонетничеством является уже  сложившимся, одним из приоритетных направлений в организации служебной  деятельности ОВД. Особую опасность  фальшивомонетничество приобретает  в условиях становления рыночной экономики, прозрачности границ со странами ближнего зарубежья и непосредственно связано с быстрым распространением современной копировально-множительной техники, дающей возможность ее использовать для изготовления фальшивых денежных знаков. Не зря законодатель отнес изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных денежных билетов (ч. 1 ст. 186 УК РФ) к категории тяжких преступлений, а те же деяния, совершенные в крупном размере или организованной группой (ч. 2, 3 ст. 186 УК РФ), к категории особо тяжких преступлений. При этом Федеральным законом № 66-ФЗ от 29.04.2009 г. в ст. 186 Уголовного кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым уголовная ответственность наступает не только за изготовление в целях сбыта и сбыт поддельных денег или ценных бумаг, но и за их хранение и перевозку в целях сбыта.

 

Несмотря на то, что практика раскрытия  преступлений по фальшивомонетничеству рядом  регионов отработана и накоплен положительный  опыт по их проведению, анализ состояния  раскрытия указанных преступлений в 2010-2011 г.г.  не дает оснований для оптимизма, поскольку с каждым годом прослеживается увеличение роста количества фальшивых знаков.

Одним из основных и устойчивых каналов поступления  фальшивых купюр высокого качества на территории России являются этнические диаспоры, в первую очередь, дагестанцы. При этом наблюдается тенденция к увеличению привлечения иностранной рабочей силы за счёт притока трудовых мигрантов из стран СНГ. Формирующиеся этнические диаспоры, в которых наблюдается процесс внутреннего сплачивания, становятся питательной средой для лиц, промышляющих сбытом фальшивых денежных знаков.

Рост фальшивомонетничества  объясняется, во-первых, доступностью и высоким качеством современной  цветокопировальной техники, позволяющей  изготавливать высококачественные «фальшивки»; во-вторых, низкой раскрываемостью преступлений данной категории, связанной со слабыми оперативными позициями по раскрытию данных преступлений; в-третьих, данные преступления являются латентными.

Анализ фактов обнаружения поддельных денежных знаков свидетельствует о том, что большинство преступлений зарегистрировано в крупных городах на территории России. Это связано с тем, что именно здесь располагаются головные расчетно-кассовые центры Банка России.

Следует отметить, что основная масса изымаемых  поддельных денежных купюр изготавливается на высоком профессиональном уровне, с использованием высококачественного оборудования и материалов, при этом имеет все признаки достоверности и защиты, позволяющих большую часть обнаружить их только при пересчете с применением дорогостоящей аппаратуры, находящейся, как правило, только в распоряжении РКЦ Национальных банков Российской Федерации, что затрудняет своевременное обнаружение фальшивой купюры, а также установление лица, сбывшего поддельные денежные билеты.

Вследствие этого число фальшивок, прошедших через торговые предприятия и обнаруженные уже в банковских учреждениях, составляет более 85% от общего числа изъятых купюр, что ограничивает сотрудников в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц, сбывающих данные купюры.

Как показывает  практика, одним из факторов, способствующих распространению на территории России фальшивых денег, является отсутствие в местах торговых «точках» специальной техники, так называемого детектора, позволяющего своевременно обнаруживать подделку денежных знаков либо не использование сотрудниками бухгалтерий различных предприятий, на которых возложены функции по проверке и формированию денежной наличности, поступающей из торговых точек, иных организаций, указанной техники.

Нередко имеют  место и факты, когда работники  торговых точек при обнаружении  поддельных денег не изымают фальшивки  и не сообщают об этом в органы внутренних дел, а возвращают их сбытчикам, не отпуская товар, вследствие чего поддельные купюры вновь попадают в оборот денежных средств.

Причинами низкой раскрываемости фактов фальшивомонетничества является отсутствие источников негласной информации и доверенных лиц, способных освещать деятельность по данной линии работы и отсутствие надлежащего взаимодействия органов предварительного следствия с ИБи ПК, УСТМ, ЭКЦ при раскрытии преступлений данной категории.

        Это обусловлено недостатками  в практике организации использования  специальных познаний, применения  научно-технических средств и  методов в выявлении, раскрытии,  и предупреждении фальшивомонетничества.

 Также мы  видим, что уголовное законодательство не обеспечивает защиту и от возможных общественно опасных посягательств на установленные Конституцией России основы денежно-кредитных отношений, предполагающие исключительные суверенные права Российской Федерации и ее Центрального банка на денежную эмиссию. УК РФ никогда не устанавливал и не устанавливает такого состава преступления, как "незаконная денежная эмиссия". Таким образом, общественно опасные деяния, выражающиеся в незаконном выпуске в обращение российской национальной валюты, способные привести к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям, российское государство преступными не считает, а лиц, совершивших подобные деяния, в уголовном порядке наказывать не может.

Наряду с  этим в УК РФ установлена уголовная  ответственность за менее опасные  деяния, которые не могут причинить ущерб в масштабе всей страны и не посягают на суверенные государственные функции и полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации. Например, установлена уголовная ответственность за незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ); за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). В ст. 186 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Объективная сторона этого деяния охватывает лишь "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте". Но изготовление и подделка банкнот и монеты не охватывают своим составом возможные общественно опасные посягательства на конституционные основы денежно-кредитного регулирования в России, связанные с незаконной денежной эмиссией.

Во-первых, возможны случаи незаконной наличной денежной эмиссии (выпуска в обращение) с  использованием вовсе не поддельных, а вполне законных по форме банкнот и монеты Банка России. Такие общественно опасные действия могут быть связаны с нарушением установленного порядка выпуска банкнот и монеты в обращение из резервных фондов (например, без эмиссионного разрешения либо с использованием иных незаконных способов).

Во-вторых, незаконный выпуск денег в обращение (денежная эмиссия) возможен и в безналичной  форме (например, с использованием фальшивых  авизовок).

В-третьих, экономический  и политический ущерб от незаконной денежной эмиссии значительно превышает ущерб от изготовления фальшивых банкнот или монет. Для того чтобы прийти к такому выводу, достаточно сопоставить масштабы денежных сумм, практически неограниченно вбрасываемых в экономику в результате незаконной денежной эмиссии (например, миллиарды рублей при использовании фальшивых авизовок), и фактические суммы реально изымаемых из экономического оборота фальшивых банкнот или монеты Банка России. При этом незаконное изготовление наличных денег требует изготовления каждой конкретной фальшивой банкноты или монеты, а незаконная безналичная денежная эмиссия осуществляется с использованием иных механизмов.

В-четвертых, содержание ст. 186 УК РФ также не вполне соответствует  реальностям денежно-кредитного рынка. К примеру, применительно к национальной валюте уголовная ответственность установлена за "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты". Между тем согласно федеральному законодательству Банк России выпускает в обращение банкноты Центрального банка Российской Федерации (ст. ст. 18, 29, 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Несмотря на то что в ст. 29 вышеназванного Федерального закона после слова "банкноты" в скобках делается уточнение "банковские билеты", в ст. 186 УК РФ слово "банкнота" не упоминается. Кроме того, из смысла ст. 186 УК РФ не ясно, за изготовление и сбыт какой именно поддельной "монеты" может наступить уголовная ответственность. В соответствии с Конституцией России и федеральным банковским законодательством речь может идти лишь о монетах Банка России. Поэтому ст. 186 УК РФ при характеристике денег, подделка и сбыт которых защищена уголовным законодательством, должна воспроизводить терминологию, используемую в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, согласно ст. 29 вышеназванного Федерального закона "банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону".

В заключение еще раз отметим, что признание денежной эмиссии  Банка России частью единой государственной  денежно-кредитной политики и важнейшим направлением банковской деятельности требует соответствующего законодательного, а не ведомственного (нормативные правовые акты Банка России) правового регулирования порядка денежной эмиссии. Порядок и правовые гарантии осуществления денежной эмиссии национальной валюты в интересах всего общества с использованием всех возможных форм и механизмов должны быть урегулированы на уровне федерального законодательства, с учетом положений Конституции России. Без этого нет уверенности в том, что конституционные полномочия Российской Федерации в денежно-кредитной сфере и интересы российского общества будут должным образом юридически защищены.


Информация о работе Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества