Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 13:57, лекция
Конституция РФ устанавливает, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).
В-третьих, экономический и политический ущерб от незаконной денежной эмиссии значительно превышает ущерб от изготовления фальшивых банкнот или монет. Для того чтобы прийти к такому выводу, достаточно сопоставить масштабы денежных сумм, практически неограниченно вбрасываемых в экономику в результате незаконной денежной эмиссии (например, миллиарды рублей при использовании фальшивых авизовок), и фактические суммы реально изымаемых из экономического оборота фальшивых банкнот или монеты Банка России. При этом незаконное изготовление наличных денег требует изготовления каждой конкретной фальшивой банкноты или монеты, а незаконная безналичная денежная эмиссия осуществляется с использованием иных механизмов.
В-четвертых, содержание ст. 186 УК РФ также не вполне соответствует реальностям денежно-кредитного рынка. К примеру, применительно к национальной валюте уголовная ответственность установлена за "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты". Между тем согласно федеральному законодательству Банк России выпускает в обращение банкноты Центрального банка Российской Федерации (ст. ст. 18, 29, 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Несмотря на то что в ст. 29 вышеназванного Федерального закона после слова "банкноты" в скобках делается уточнение "банковские билеты", в ст. 186 УК РФ слово "банкнота" не упоминается. Кроме того, из смысла ст. 186 УК РФ не ясно, за изготовление и сбыт какой именно поддельной "монеты" может наступить уголовная ответственность. В соответствии с Конституцией России и федеральным банковским законодательством речь может идти лишь о монетах Банка России. Поэтому ст. 186 УК РФ при характеристике денег, подделка и сбыт которых защищена уголовным законодательством, должна воспроизводить терминологию, используемую в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, согласно ст. 29 вышеназванного Федерального закона "банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону".
В заключение еще
раз отметим, что признание денежной
эмиссии Банка России частью единой
государственной денежно-
§2. Современное состояние оперативной обстановки в сфере фальшивомонетничества и тенденции ее развития.
Борьба с
фальшивомонетничеством является уже
сложившимся, одним из приоритетных
направлений в организации
Несмотря на
то, что практика раскрытия преступлений
по фальшивомонетничеству рядом
регионов отработана и накоплен положительный
опыт по их проведению, анализ состояния
раскрытия указанных
Одним из основных и устойчивых каналов поступления фальшивых купюр высокого качества на территории России являются этнические диаспоры, в первую очередь, дагестанцы. При этом наблюдается тенденция к увеличению привлечения иностранной рабочей силы за счёт притока трудовых мигрантов из стран СНГ. Формирующиеся этнические диаспоры, в которых наблюдается процесс внутреннего сплачивания, становятся питательной средой для лиц, промышляющих сбытом фальшивых денежных знаков.
Рост фальшивомонетничества
объясняется, во-первых, доступностью
и высоким качеством
Анализ фактов обнаружения поддельных денежных знаков свидетельствует о том, что большинство преступлений зарегистрировано в крупных городах на территории России. Это связано с тем, что именно здесь располагаются головные расчетно-кассовые центры Банка России.
Следует отметить, что основная масса изымаемых поддельных денежных купюр изготавливается на высоком профессиональном уровне, с использованием высококачественного оборудования и материалов, при этом имеет все признаки достоверности и защиты, позволяющих большую часть обнаружить их только при пересчете с применением дорогостоящей аппаратуры, находящейся, как правило, только в распоряжении РКЦ Национальных банков Российской Федерации, что затрудняет своевременное обнаружение фальшивой купюры, а также установление лица, сбывшего поддельные денежные билеты.
Вследствие этого число фальшивок, прошедших через торговые предприятия и обнаруженные уже в банковских учреждениях, составляет более 85% от общего числа изъятых купюр, что ограничивает сотрудников в проведении оперативно-розыскных мероприятий, направленных на выявление лиц, сбывающих данные купюры.
Как показывает практика, одним из факторов, способствующих распространению на территории России фальшивых денег, является отсутствие в местах торговых «точках» специальной техники, так называемого детектора, позволяющего своевременно обнаруживать подделку денежных знаков либо не использование сотрудниками бухгалтерий различных предприятий, на которых возложены функции по проверке и формированию денежной наличности, поступающей из торговых точек, иных организаций, указанной техники.
Нередко имеют место и факты, когда работники торговых точек при обнаружении поддельных денег не изымают фальшивки и не сообщают об этом в органы внутренних дел, а возвращают их сбытчикам, не отпуская товар, вследствие чего поддельные купюры вновь попадают в оборот денежных средств.
Причинами низкой раскрываемости фактов фальшивомонетничества является отсутствие источников негласной информации и доверенных лиц, способных освещать деятельность по данной линии работы и отсутствие надлежащего взаимодействия органов предварительного следствия с ИБи ПК, УСТМ, ЭКЦ при раскрытии преступлений данной категории.
Это обусловлено недостатками
в практике организации
Также мы видим, что уголовное законодательство не обеспечивает защиту и от возможных общественно опасных посягательств на установленные Конституцией России основы денежно-кредитных отношений, предполагающие исключительные суверенные права Российской Федерации и ее Центрального банка на денежную эмиссию. УК РФ никогда не устанавливал и не устанавливает такого состава преступления, как "незаконная денежная эмиссия". Таким образом, общественно опасные деяния, выражающиеся в незаконном выпуске в обращение российской национальной валюты, способные привести к тяжелым экономическим, социальным и политическим последствиям, российское государство преступными не считает, а лиц, совершивших подобные деяния, в уголовном порядке наказывать не может.
Наряду с этим в УК РФ установлена уголовная ответственность за менее опасные деяния, которые не могут причинить ущерб в масштабе всей страны и не посягают на суверенные государственные функции и полномочия, отнесенные к ведению Российской Федерации. Например, установлена уголовная ответственность за незаконное получение кредита (ст. 176 УК РФ); за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ); за злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185 УК РФ); за изготовление или сбыт поддельных кредитных либо расчетных карт и иных платежных документов (ст. 187 УК РФ). В ст. 186 УК РФ предусматривается уголовная ответственность за изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Объективная сторона этого деяния охватывает лишь "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте". Но изготовление и подделка банкнот и монеты не охватывают своим составом возможные общественно опасные посягательства на конституционные основы денежно-кредитного регулирования в России, связанные с незаконной денежной эмиссией.
Во-первых, возможны случаи незаконной наличной денежной эмиссии (выпуска в обращение) с использованием вовсе не поддельных, а вполне законных по форме банкнот и монеты Банка России. Такие общественно опасные действия могут быть связаны с нарушением установленного порядка выпуска банкнот и монеты в обращение из резервных фондов (например, без эмиссионного разрешения либо с использованием иных незаконных способов).
Во-вторых, незаконный выпуск денег в обращение (денежная эмиссия) возможен и в безналичной форме (например, с использованием фальшивых авизовок).
В-третьих, экономический и политический ущерб от незаконной денежной эмиссии значительно превышает ущерб от изготовления фальшивых банкнот или монет. Для того чтобы прийти к такому выводу, достаточно сопоставить масштабы денежных сумм, практически неограниченно вбрасываемых в экономику в результате незаконной денежной эмиссии (например, миллиарды рублей при использовании фальшивых авизовок), и фактические суммы реально изымаемых из экономического оборота фальшивых банкнот или монеты Банка России. При этом незаконное изготовление наличных денег требует изготовления каждой конкретной фальшивой банкноты или монеты, а незаконная безналичная денежная эмиссия осуществляется с использованием иных механизмов.
В-четвертых, содержание ст. 186 УК РФ также не вполне соответствует реальностям денежно-кредитного рынка. К примеру, применительно к национальной валюте уголовная ответственность установлена за "изготовление в целях сбыта или сбыт поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации, металлической монеты". Между тем согласно федеральному законодательству Банк России выпускает в обращение банкноты Центрального банка Российской Федерации (ст. ст. 18, 29, 30 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Несмотря на то что в ст. 29 вышеназванного Федерального закона после слова "банкноты" в скобках делается уточнение "банковские билеты", в ст. 186 УК РФ слово "банкнота" не упоминается. Кроме того, из смысла ст. 186 УК РФ не ясно, за изготовление и сбыт какой именно поддельной "монеты" может наступить уголовная ответственность. В соответствии с Конституцией России и федеральным банковским законодательством речь может идти лишь о монетах Банка России. Поэтому ст. 186 УК РФ при характеристике денег, подделка и сбыт которых защищена уголовным законодательством, должна воспроизводить терминологию, используемую в Федеральном законе "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Так, согласно ст. 29 вышеназванного Федерального закона "банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону".
В заключение еще раз отметим, что признание денежной эмиссии Банка России частью единой государственной денежно-кредитной политики и важнейшим направлением банковской деятельности требует соответствующего законодательного, а не ведомственного (нормативные правовые акты Банка России) правового регулирования порядка денежной эмиссии. Порядок и правовые гарантии осуществления денежной эмиссии национальной валюты в интересах всего общества с использованием всех возможных форм и механизмов должны быть урегулированы на уровне федерального законодательства, с учетом положений Конституции России. Без этого нет уверенности в том, что конституционные полномочия Российской Федерации в денежно-кредитной сфере и интересы российского общества будут должным образом юридически защищены.
Информация о работе Уголовно-правовая и оперативно-розыскная характеристика фальшивомонетничества