Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 21:24, курсовая работа
Цель исследования – раскрытие процесса становления, развития особо активного функционирования Верховного суда США, выявление предпосылок и причин расширения спектра его влияния посредством приобретения особого инструмента - конституционного контроля - и иных правомочий, и воздействия как на социум, так и на все элементы государственного механизма, а также влияние политико-правовых доктрин на деятельность Верховного суда.
Введение……………………………………………………………………...……....3
I Верховный суд США в конституционном механизме
политической власти
1.1. История возникновения Верховного суда США…….………………………..4
1.2 Конституционные принципы организации Верховного суда и порядок
его деятельности……………………………………………………..…………....…6
1.3. Механизм комплектования суда и политико-правовые взгляды
судей………………………………………………………………………………...11
II Верховный суд как политический институт
2.1. Решение Верховного суда в системе источников права………………...…..13
2.2. Политическое значение Верховного Суда США ……………………….......16
2.3. Роль Верховного суда в толковании и применении законодательства………………………………………………………………….. 22
III Политико-правовые доктрины Верховного Суда
3.1. Доктрина открытия……………………………………………………………24
Заключение……………………………………………………………………….....26
Список использованной литературы……………………………………………..28
Конституция США обошла молчанием вопрос о численном составе и внутренней структуре Верховного суда, поэтому вопрос о числе его членов регулируется законодательством конгресса. В статье I, разд. 3 конституции упоминается лишь «главный судья», который председательствует в сенате в случае суда (импичмента) над президентом США. Особый конституционный статус главного судьи (председателя Верховного суда) наряду с его специальными судебными полномочиями придает ему особый вес среди других высших федеральных должностных лиц, где согласно официальному протоколу он занимает третье место. В действующем законодательстве именуется не главным судьей Верховного суда, а главным судьей США.
Первый закон о
рассмотрения поступивших в нее дел суд ежегодно собирается на сессию, которая официально открывается в первый понедельник октября и заканчивается обычно в конце июня следующего года. В связи с большим числом дел, поступающий ежегодно в, и возможностью для судей отбирать по своему усмотрению для рассмотрения в полном объеме лишь небольшое число дел (в последние годы примерно 7% от общего числа дел) значительная часть времени судей уходит на предварительное знакомство с этими делами. В течение всей сессии во второй половине дня по средам и пятницам обычно проводятся окончательное решение о принятии дел судом к рассмотрению или отложение соответствующих ходатайств, которое происходит на закрытых совещания судей. Существенное воздействие на позицию судей при «процеживании» дел оказывает генеральный солиситор США – представитель правительства в федеральных судах. Выражая официальную точку зрения правительства по отношению к делам, которые обжалуются в Верховный суд, генеральный солиситор добивается включения в его повестку лишь тех вопросов, которые, по его мнению, имеют политико-правовую актуальность и требуют авторитетного судебного разрешения. На одну сессию в результате процедуры «процеживания» судом оставляются для рассмотрения примерно 100-150 дел.
Если дело принято судом к рассмотрению, то до окончательного назначения его к слушанию адвокаты сторон должны представить краткое изложение дела в виде своеобразного резюме, содержащего юридические аргументы, вплоть до перечня предшествующих судебных решений, с помощью которых они предполагают склонить суд на свою сторону. Истец в течение 40 дней подает в суд 40 копий своей исковой записки, а резюме со стороны ответчика должно быть изложено затем, спустя 30 дней. Заслушивание дела происходит в первой половине дня в специальном зале для судебных заседаний, где все, начиная от самого церемониала открытия и кончая черными мантиями судей и их строго предопределенных размещением за судебным столом (председатель – в центре стола, слева – второй по старшинству и далее по очередности в зависимости от срока пребывания в суде). Время для устных аргументов ограничено обычно одним часом (по полчаса для каждой из сторон). Если стороной в процессе являются Соединенные Штаты, то они считаются представленными правительством в лице генерального атторнея , но практически в деле участвует генеральный салиситор, который может выступать сам или поручить это кому-нибудь из своего аппарата. За пять минут до истечения срока выступающий предупреждается включением белой лампочки. Когда зажигается красный свет, он должен немедленно закончить свое выступление, так как председатель позволяет ему завершить только уже начатую фразу. Регламент Верховного суда предусматривает, что «устные аргументы должны использоваться для того, чтобы услышать и прояснить письменные аргументы», что адвокаты всегда должны исходить из того, что судьи заранее знакомятся с доводами, содержащимися в кратких записках сторон.
Судьи могут в любой момент прервать выступающего адвоката репликами или вопросами, поэтому последний должен обладать не только юридическим опытом, но и находчивостью. Судья У. Бентон, например, назвал судебное заседание «сократовским диалогом между судьей и адвокатом». В отличие от ряда других государственный учреждений США, Верховный суд не допускает ведение теле- и радиопередач из зала заседаний, традиционно осуществлялось лишь издание его решений. Но с 1955 года стали записывать на магнитофонную пленку устное выступление сторон. В 1969 году суд заключил контракт с частными фирмами о записи и публикации всех устных аргументов, с пропусками лишь фамилий судей, задававших вопросы.
Обычно с того дня, когда дело заслушивается на судебном заседании, и до
вынесения решения суда проходит несколько месяцев. Решения по прослушанным делам судьями выполняется в специальной комнате для совещаний, куда закрыт доступ всем, кроме судей, и которая окружена ореолом секретности. На конфиденциальных решениях суде, так же как и на его заседаниях, председательствует главный судья. В соответствии с действующим законодательством, если он «неспособен выполнить обязанности или этот пост вакантен, его функции выполняет судья, старший по сроку пребывания в суде». Само по себе положение председательствующего дает главному судье определенные дополнительные возможности, и его позиция по делу, по свидетельству американских юристов, «имеет немаловажное значение». Именно он начинает обсуждение дела, выделяет те или иные факты и очерчивает в общем виде те правовые рамки, в которых должно решаться рассматриваемое дело. Разумеется, влияние председателя суда на ход закрытых совещаний и на принятие решений во многом определяется его личными качествами и авторитетом среди судей. Сам формальный акт принятия решения по делу осуществляется в виде голосования на закрытых совещаниях суда по большинству голосов судей. Пока решение не объявлено публично, любой судья может изменить свой голос. По убеждению одного из американских специалистов по вопросам судебной системы США, Дж. Эйзенштейна, «представление о том, что судья в каждом деле приходит к самостоятельному выводу, является ошибочным». На результаты голосования судей нередко прямое влияние оказывает их личное отношения: дружба, антипатия, торг о взаимных уступках и т.п. Верховный суд принимает решения в качестве высшей апелляционной инстанции, но часть этого решения выражается в подтверждении или отмене решения низшего суда. Нередко в наиболее важных и «престижных» делах главный судья, используя свое конвенциальное право, сам берет на себя составление решения суда, в отдельных случаях он стремится к более или менее равному распределению обязанностей по оставлению решения между всеми судьями. Но на почве выборов авторов будущего решения между судьями нередко возникают трения, поскольку некоторые из них считают себя обойденными и общипанными. Член суда, которому поручено написать решение суда, составляет проект, циркулирующий среди других членов большинства. Именно в это время другие судьи могут солидаризироваться с автором проекта или же, наоборот, выразить свое несогласие и начать писать особое мнение. Как правило, судья, подготовивший решение суда, вынужден учитывать мнение и позицию других членов суда, маневрировать, поскольку в противном случае сформировавшееся ранее большинство может развалиться. Поэтому проект решения часто обрастает поправками, много раз переписывается (иногда по 10-15 вариантов) и иногда изменяется до неузнаваемости. Когда же процесс согласования текста решения суда завершен, на что нередко уходит несколько месяцев, оно соглашается в открытом заседании суда. В течение длительного времени сложилась традиция объявлять решение суда по понедельникам (так называемые «понедельники решений»), но в последние десятилетия решения нередко зачитываются и в другие дни недели. Для организации повседневной работы судей при Верховном суде имеется штат служащих, который, включая работников библиотеки и обслуживающего персонала, насчитывает примерно 300 человек. Тем самым, по мнению американской печати, он «непохож на штат других государственных организаций». Офис каждого судьи включает пять служащих: секретаря, посыльного и трех клерков. Главный судья имеет еще одного дополнительного клерка. В 1972 году конгресс дал председателю суда право назначать административного помощника, который должен выполнять обязанности в соответствии с «усмотрением главного судьи». В качестве своих помощников при выполнении судебных обязанностей члены Верховного суда используют клерков, которые подбираются или из выпускников наиболее престижных юридических факультетов (Гарвардского, Йельского и т.д.).
Значительная часть времени клерков посвящена просмотру поступающих в суд ходатайств о пересмотре решений нижестоящих судов и подготовке по ним соответствующих записок – рекомендаций для своих судей. Клерки также подбирают прецеденты и другие правовые материалы, которые используются затем судьями при составлении письменных мнений. От клерков суда требуется соблюдение служебной тайны и политическая благопристойность. Когда некоторые клерки в 1969 году просили у своих судей разрешение на участие в демонстрации протеста в связи в войной во Вьетнаме, им было решительно отказано и заявлено, что они должны избегать всякого публичного участия в такого рода политических акциях.
Заполнение возникающих периодически вакансий в Верховном суде – это сложный политический процесс, которому правящие круги США везде придают большое значение, поскольку в их задачу входит обеспечение не столько функциональной пригодности, сколько надежного классового политического состава судей. В самой юридической литературе США неоднократно отмечалось, что было бы большой наивностью полагать, что в Верховный суд попадают наиболее талантливые и образованные юристы, тогда как целый ряд судей – это не более чем посредственность, плохо приспособленная к выполнению ответственных судебных обязательств.
В Конституции США, а также в действующем законодательстве, не предусматриваются какие-либо критерии, которым должны соответствовать судьи Верховного суда. Поэтому сам процесс подбора и назначения судей, который, как отмечалось ранее, осуществляется президентом по «совету и с согласия сената» (ст. II, разд.2), имеет не правовой, а сугубо политический характер. При назначении судей президент принимает во внимание и использует в своих политических целях религиозную принадлежность кандидатов и его национальность, а также учитывает, где было получено образование, в престижном ли университете, и политические взгляды всех представленных кандидатур. Хотя окончательное решение о назначении новых судей на открывшиеся вакансии принимает президент, это не означает, что такое решение – продукт личной и политически не контролируемой дискреции президента. При подборе будущих судей президент обычно консультируется с членами своего кабинета, и прежде всего и генеральным атторнеем. Последний нередко представляет президенту первоначальный список возможных претендентов, собирает по ним всю необходимую информацию (в том числе с помощью ФБР) и дает президенту окончательную рекомендацию. Важную роль в ряде случаев играют также консультации президента с членами Верховного суда, прежде всего с главным судьей. Подбирая кандидатуру к назначению в суд, президент должен заручиться поддержкой политических лидеров партии, к которой относится кандидат, а также сенаторов того штата, где он сделал политическую или судебную карьеру. Реальное участие в процессе комплектования суда принимает и сенат, который не является лишь созерцателем, пассивно реагирующим на назначение президента.
Американские исследователи подсчитали, что из 140 назначений в Верховный суд 28 были отвергнуты сенатом.
II Верховный суд как политический институт.
2.1. Решение Верховного суда в системе источников права.
На протяжении всей истории
Верховный суд играл и
жизни сначала отдельных
штатов, а затем и федерации. В
широком распространении в США английского
«общего права» определенную роль сыграла
юридическая каста, тесно связанная с
правящей верхушкой и не желавшая «отказаться
от приобретенного с трудом искусства»
манипулирования сложными и путанными
английскими юридическими конституциями.
Однако основной причиной утверждение
«общего права» в судебной практике США
было то, что она представляла собой готовую
и достаточно гибкую правовую форму, которая
открывала простор для развития конституционных
отношений. Сами американские историки
права в обстоятельных исследованиях
показали, что «судьи сформировали общее
право, чтобы поощрять или субсидировать
промышленный рост и развитие, обеспечивая
тем самым благополучие одних классов
за счет других. С формально-юридической
точки зрения «общее право» в США не
имеет всеобщего характера, ибо оно дифференцированно
применяется в разных штатах, по-разному
конкретизируется в судебной практике.
Федеральное законодательство не инкорпорировало
«общее право» как таковое в систему федерального
права, и лишь немногие конституции штатов
прямо рассматривают «общее право» как
обязательное и применимое в судах в случае
отсутствия законодательства по какому-либо
конкретному вопросу. Поэтому, в самом
процессе «унификации» и «американизации»
«общего права» в США важную роль сыграл
Верховный суд. Некоторые американские
историки права (например, У. Кроссли) высказывают
даже мнение, которое не разделяет, однако,
большинство других юристов, что «общее
право было принято Конституцией, как
единая система, в которой Верховный суд
уполномочен связывать суды штатов решениями
по всем вопросам общего права». Следует
отметить, что формально в США все же нет
федерального «общего права», тем более
таковое не предусматривается в самом
тексте Конституции. Но само развитие
правовой системы в США вело к преобладанию
федерального права над правом отдельных
штатов, чему во многом способствовало
решение Верховного суда, которое предусматривало,
что суды в штатах «должны решать дела
не просто в соответствии с Конституцией
или законами штатов, но и в соответствии
с законами и договорами Соединенных Штатов
– верховным правом страны». Более того,
в судебной конституционной практике
федеральное право стало рассматриваться
как включающее в себя не только Конституцию
США, законы контроля и договора, о чем
прямо сказано в ст. VI Конституции, но и
толкование их значения в решениях Верховного
суда. С другой стороны, законодательство
и практика Верховного суда предусмотрела,
что законы отдельных штатов, кроме тех
случаев, когда федеральная конституция
или законодательство решают это иным
образом, применяются как нормы, обязательные
при вынесении решения гражданских процессах
в федеральных судах. Таким образом, «федеральное
общее право» в настоящее время имеет
безусловную силу лишь в сфере действия
федеральной юрисдикции, причем там, где,
как, например, в делах об адмиралтейской
юрисдикции, нет соответствующего законодательного
акта конгресса и судебные споры разрешаются
норм, выработанных судебной практикой.
В США в 20 веке право, выработанное судьями,
в отличие от Англии, где «соотношение
сил» между различными источниками права,
меняется не в пользу прецедентов права,
не только не утрачивает своего первоначального
значения, но даже выдвигается в первый
по своей практической значимости ряд
источников права. Обращая внимание на
эту особенность источников права США,
известный американский юрист А. Кокс
в своей лекции в Оксфордском университете
в Англии констатировал, что «созданное
судьями право играет значительно большую
роль в управлении американским народом,
чем британским». Увеличение роли судебного
правотворчества (особенно в практике
Верховного суда США), которая органически
связана с умалением роли закона, отражает
глубинные процессы, происходящие в самом
американском обществе в связи с развитием
государственно-