Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2011 в 18:49, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить особенности права в системе социального регулирования. Для достижения поставленной выше цели, предполагается разрешить ряд задач: рассмотреть понятие социального регулирования и его виды; изучить особенности взаимодействия социальных норм и права; проанализировать соотношение права и моральных норм, уровень правового воздействия и регулирования.
ВВЕДЕНИЕ....3
ГЛАВА 1. Социальное регулирование и его виды........................................4
1.1 Понятие и основные виды социального регулирования…………………..4
1.2. Социальные нормы…………………………………………………………..7
ГЛАВА 2. Взаимодействие социальных норм и права……………………11
2.1.Классификация социальных норм………………………………………….11
2.2 Соотношение права и моральных норм…………………………………....20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ...................................................................................................31
Список использованной литературы...................................................................
Социальные
нормы весьма многочисленны и
разнообразны, что связано с богатством
и неоднородностью самих
Во-первых, они регулируют типичные ситуации или вид общественных отношений (поведение в общественном месте, отношение к старшим, проведение демонстраций и т. п.), а не отдельный случай или конкретные общественные отношения.
Во-вторых, социальные нормы рассчитаны на многократное повторение. Урегулировав одну ситуацию, социальная норма начинает действовать вновь, если возникнет аналогичная ситуация.
В-третьих, социальные нормы имеют общий характер, т. е. они рассчитаны не на одного или нескольких человек, а сразу на многих лиц, поименно не указанных. Их характеризуют неперсонифицированность, неконкретность адресата.
В-четвертых, за нарушение социальных норм санкции следуют со стороны людей (индивидов, организаций, государства, общества).
Рассмотрев общие признаки – характерные для каждого вида социальных норм, вполне логично следует отметить и главные отличительные признаки вышеуказанных «мер поведения». Дифференцирующие признаки также в большей степени влияют на классификацию социальных норм. Итак, различия в следующем: во-первых, по источникам формирования. Так, право исходит от государства, состоит из норм, установленных государством; нормы же морали, например, а также обычаи, традиции, создаются обществом, и для того, чтобы они действовали, не обязательно признание их государством. Во-вторых, они различаются формой, в которую облекаются: нормы права существуют только в официальной, установленной государством форме (как правило письменной – закон, указ, постановление), для морали же не существует строго фиксированной формы. В-третьих, различия определяются и критериями, по которым оценивают поведение и поступки людей - мораль и право: мораль оценивает поведение с точки зрения добра и зла, чести, совести, поощряемого и порицаемого обществом, а право – с точки зрения правомерного и неправомерного, законного и незаконного, наказуемого и ненаказуемого. В-четвертых, по характеру ответственности за нарушение норм права следует юридическая ответственность, а за нарушение норм морали – общественное порицание. В-пятых, по объему регулируемых общественных отношений: нормы морали регулируют значительно больший круг общественных отношений, чем право. Не все общественные отношения подвержены правовому регулированию, в то время как с точки зрения морали могут быть оценены любые поступки и отношения. В то же время нормы права и нормы морали тесно связаны в регулировании общественных отношений. Нормы права только тогда добровольно соблюдаются и исполняются, когда они имеют моральное обоснование.
В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить следующие.
Можно выделить также и такой вид правил, как деловые обыкновения, складывающиеся в производственной, научной, учебной деятельности людей и направленные на повышение ее эффективности. Деловые обыкновения — это правила поведения, складывающиеся в практической производственной деятельности корпораций и регулирующие повседневную жизнь членов (работников) корпорации. Иначе деловое обыкновение можно определить как устоявшуюся практику, заведенный порядок дел. Деловым обыкновением является приглашение на работу коммерческими структурами бывших спортсменов и даже уголовных элементов для защиты от рэкетиров как практическая необходимость, что склоняет к мысли о существовании в данном случае делового обыкновения. Также деловое обыкновение — различные планерки, летучки, разборы с началом рабочего дня, смены, на которых докладываются распоряжения, приказы руководителей, происшедшие ЧП и ставятся задачи на предстоящую смену. Деловым обыкновением следует признать и правило, принятое в фирме. Очень часто это бывает правило приветствовать позвонившего абонента, называть наименование фирмы и т.п.
В современном обществе существуют как древние, многовековые обычаи и традиции, которые носят реакционный характер и с которыми необходимо бороться (кровная месть, похищение невесты и др.), так и новые, отражающие динамику современной жизни и основанные на идеях коллективизма, добра и человечности.
Главная особенность обычных норм состоит в полном отсутствии их материальной фиксации. Они не закрепляются документально и обеспечиваются силой привычки. Обычай представляет собой привычные для определенной группы людей или общества в целом действия. Причем эти правила могут быть внешне не мотивированы, не содержать логического объяснения. Возможно, когда-то тот или иной обычай имел рациональное обоснование, но со временем оно утрачивается. Обычаи передаются из поколения в поколение и отражают преемственность культур, поколений, жизненного опыта11. Близки к обычаям и во многом идентичны им традиции, создание которых не обязательно связано с длительным существованием соответствующей нормы, а возникает на базе распространения какого-либо примера поведения, воспринятого тем или иным коллективом либо обществом в целом (например, застолье как форма празднования определенных памятных дат). Как и обычаи, традиции опираются не только на поддержку общественного мнения, но также и на психологические факторы: стремление людей следовать модному поведению, боязнь осуждения со стороны окружающих. Привычка соблюдать обычаи и традиции для большинства членов общества превращается во внутреннюю потребность, стереотип поведения.
5. Традиции — так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм, и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф. Вот почему, если ломку обычаев люди переживают мучительно, ломка традиций происходит менее болезненно. Примером традиций, исчезнувших без особого труда, могут быть демонстрации советского периода. Устойчивой же традицией является застолье, допустим, по поводу заключения брака.
6. Религиозные нормы — правила, установленные различными церковными конфессиями и обязательные для верующих. Они содержатся в религиозных книгах (Библия, Талмуд, Коран, Сунна, Законы Ману и др.), в актах, принимаемых церковными обществами, собраниями духовенства или высших чинов церкви, в комментариях религиозных книг. Такие нормы регламентируют отправление обрядов, церковных служб, соблюдение постов. Религиозные нормы могут иметь также нравственное содержание (например, заповеди из Ветхого завета: не убий, не укради, почитай родителей своих и т.д.).
В древности и в Средние века многим религиозным нормам придавался юридический характер (каноническое право в средневековой Европе). В современных мусульманских государствах основными источниками права являются религиозные книги — Коран и Сунна. Известно также, что в первые годы советской власти нормы мусульманского права применялись в некоторых регионах Средней Азии и Кавказа.
Ныне
в большинстве цивилизованных стран
люди имеют возможность
Религиозные запреты и дозволения, представляя собой элементарные нормы человеческих взаимоотношений, концентрируют в себе выработанный тысячелетиями опыт социального общежития людей. Это источник божественной и человеческой мудрости, путеводный компас благоденствия, нормального существования человечества.
Политические нормы не должны иметь первенства над правом. Иное порождает политический произвол и способствует созданию тоталитарных режимов. Только там возможны подлинно демократический строй и цивилизованное гражданское общество, где политика, политические нормы опираются на закон, где право ограничивает политическую власть, где человек, его интересы и права являются основным объектом деятельности государства.
10. Нормы
общественных, объединений (корпоративные
нормы) регулируют права и обязанности
членов партий, профсоюзов, добровольных
обществ (молодежные, женские, творческие,
научные, культурно-просветительские,
спортивно-оздоровительные и другие объединения),
порядок их создания и функционирования
(структура, порядок управления, полномочия
органов объединения, размер членских
взносов и т.п.), а также отношения таких
объединений с государственными
2.2
Соотношение права
и моральных норм
Соотношение между правом и моралью сложное, оно включает в себя четыре компонента: единство, различие, взаимодействие и противоречия. Внимательное сопоставление права и морали, выяснение взаимосвязей между ними позволяют более глубоко познать оба эти явления3.
Единство права и морали состоит в том, что:
во-первых, они представляют собой разновидности социальных норм, образующих в совокупности целостную систему нормативного регулирования и в силу этого обладают некоторыми общими чертами, у них единая нормативная основа;
во-вторых, право и мораль преследуют, в конечном счете, одни и те же цели – упорядочение и совершенствование общественной жизни, внесение в нее организующих начал, развитие и обогащение личности, защиту прав человека, утверждение идеалов гуманизма, справедливости;
в-третьих, у права и морали один и тот же объект регулирования – общественные отношения (только в разном объеме);
в-четвертых,
право и мораль в качестве нормативных
явлений определяют границы должных
и возможных поступков
в-пятых, право и мораль в философском плане представляют собой надстроечные категории, обусловленные прежде всего экономическими, а также политическими, культурными и иными детерминирующими факторами.