Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 23:12, курсовая работа
Формирование гражданского общества и правового государства не возможно без надлежащего уровня правового регулирования, главными элементами которого, наряду с правовыми нормами и правоотношениями, являются законность и правопорядок. Их укрепление – один из путей преодоления правового нигилизма, доставшегося нам из недавнего прошлого и ставшего неотъемлемым спутником повседневной действительности.
Введение
1. Законность: понятие, признаки и содержание. Основные требования, принципы и гарантии законности.
2. Правопорядок: понятие, содержание и структура.
3. Соотношение законности и правопорядка.
4. Гарантии законности и правопорядка.
Заключение
Библиография
КУРСОВАЯ РАБОТА
ЗАКОННОСТЬ
И ПРАВОПОРЯДОК
План:
Введение
1. Законность: понятие, признаки и содержание. Основные требования, принципы и гарантии законности.
2. Правопорядок: понятие, содержание и структура.
3. Соотношение законности и правопорядка.
4. Гарантии законности и правопорядка.
Заключение
Библиография
Введение
Формирование гражданского общества и правового государства не возможно без надлежащего уровня правового регулирования, главными элементами которого, наряду с правовыми нормами и правоотношениями, являются законность и правопорядок. Их укрепление – один из путей преодоления правового нигилизма, доставшегося нам из недавнего прошлого и ставшего неотъемлемым спутником повседневной действительности.
Ухудшение положения дел в стране в переходный период породило догмы о всесилии мер государственного и правового принуждения.
Несмотря на принятие законов Российской Федерации, в целом позволяющих защищать права граждан, они продолжают относиться к этим правовым новациям с изрядной долей скептицизма, по-прежнему предпочитая официальным способам обеспечения своих интересов неформальные, основанные на силовом давлении[1]
Для того чтобы новые правовые ценности органично вошли в правовую культуру, быт и привычки членов общества, необходимо не только вести постоянную правовоспитательную работу, но и правильно определить круг этих ценностей, в который в обязательном порядке должны входить законность и правопорядок, основанные на правосознании[2] и авторитете общественности[3].
Прогресс правосознания, проходящий в настоящем времени, предполагает совершенствование всех сфер правовой жизни переходного общества в комплексе с экономическими, политическими и культурными условиями.
Правовое регулирование, как необходимый элемент построения современного общества, представляет собой сложный и многообразный процесс, осуществляемый с помощью определенных средств юридического воздействия на общественные отношения.
Законность и правопорядок, как его элементы, представляют собой атрибуты существования и развития демократически организованного общества. Они необходимы для обеспечения свободы и реализации прав граждан, образования и функционирования гражданского общества, осуществления демократии, научно обоснованного построения и рациональной деятельности государственного аппарата.
Законность можно определить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами, должностными лицами, гражданами – всеми, без исключения).[4]
Под правопорядком в таком абстрактном значении имеется в виду предмет правовой регуляции, т.е. статичное состояние права, абстрактно-общие нормы объективного права, предусматривающие юридически должный порядок взаимоотношений людей в той или иной области правовой регуляции. В этом смысле говорится о предусмотренном и закрепленном в законодательстве правовом порядке разрешения того или иного правового дела, об отраслевом правопорядке или о правопорядке в целом.[5]
Проблемы обеспечения и укрепления законности и правопорядка всегда находились в центре внимания общества и юридической науки.
В 1999 году Всероссийский центр изучения общественного мнения предлагал респондентам список морально-нравственных и правовых ценностей. Первые три места заняли: "Законность и правопорядок" (20 процентов), "Стабильность" (16 процентов), "Достойная жизнь" (10 процентов). Наименьшую поддержку получили ценности: "Сильная держава", "Свобода", "Богатство".[6]
В настоящее время, вместе со сменой политического режима, изменилось и отношение к самой правовой природе исследуемых в работе понятий.
Из истории и теории права и государства хорошо известно, что не все, что именуется «законом», «законностью», «правопорядком» и т.д., соответствует своей правовой сущности, своей правовой природе.
Так, в условиях тоталитарного социализма безудержная апология социалистической законности по сути дела была призвана прикрыть порядки и произвол диктаторского, антиправового строя с присущими ему массовыми репрессиями и силовыми методами управления. При этом социалистическая законность, по существу, сводилась к партийно-политической целесообразности. В данном контексте социалистический правопорядок трактовался как результат социалистической законности, как итог воплощения положений социалистических законов и требований социалистической законности в жизни.[7]
Среди современных ученых господствует точка зрения, что исходной основой для правовой законности и правового порядка могут быть не всякие, а лишь правовые законы. Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место только в условиях режима законности, обеспеченного правопорядком. [8]
Но в связи со сложностью проблемы, споры о сущности этих понятий продолжаются.
Что такое законность и правопорядок в правовом государстве? Каковы причины их нарушения, в чём заключаются трудности реализации российских законов?
Данная проблематика глубоко исследовалась и исследуется видными российскими учёными-юристами, к числу которых можно отнести Александрова Н.Г, Алексеева С.С., Бабаева В.К., Байтина М.И., Борисова, М.С., Строговича В.В. и др.
Это говорит о важности и актуальности исследуемых мной вопросов.
При изучении данной темы, наряду с другими проблемами, в курсовой работе мной будут рассмотрены:
теоретические аспекты законности и правопорядка;
их современное состояние в обществе и причины нарушения;
средства, предотвращающие и устраняющие нарушения законности;
проблема укрепления законности в сфере государственного управления.
Целью данной работы является исследование вопросов законности и правопорядка в условиях формирования правового государства и гражданского общества.
Вопрос 1. Законность: понятие, признаки и содержание. Основные требования, принципы и гарантии законности.
Полная и беспрепятственная реализация права может иметь место только в условиях режима законности.[9]
Законность – это определенный режим общественной жизни, метод государственного руководства, состоящий в организации общественных отношений посредством издания и неуклонного осуществления законов и других правовых актов.[10]
Законность можно рассматривать как центральный принцип права, определяющий многие другие его принципы и положения. В более широком плане можно сказать, что законность – это общий принцип организации современного демократического государства, основа обеспечения и защиты прав личности и поддержания правопорядка в стране. Законность – стержень нормального функционирования всей общественной системы.
Российская Конституция[11] упоминает о законности в ряде статей.
Как известно, Российская Федерация рассматривается Конституцией как демократическое федеративное правовое государства (ст. 1). Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории России (ст. 4). Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15). Во многих других статьях Конституции проблема законности находит свое конкретное воплощение.
В настоящее время признание верховенства права и закона придаёт проблеме законности особую актуальность. Между тем, реальное состояние законности в нашей стране далеко от идеала. Нарушений законов и иных правовых актов пока что очень много.[12]
Одна из причин этого – слабое внимание к механизму действия закона и недооценка способов его полной и последовательной реализации. Бум законотворчества отодвинул в сторону решение этой задачи. Современное российское общество до настоящего времени ощущает дефицит законности в изданных ранее правовых нормах, о чем регулярно упоминается в современных публикациях ученых – правоведов и юристов - практиков.[13]
Законность как явление и как понятие почти исчезло из поля зрения ученых – юристов, депутатов, работников правоохранительных органов. Между тем потребность в правильном её понимании и обеспечении стало достаточно ощутимой. Поэтому в плане поставленной темы полагаю необходимым рассмотреть теоретические аспекты данного понятия, поскольку определение понятия законности позволит правильно понять причины и виды её нарушения.
Законность – важнейшая правовая категория всей юридической науки и практики, а её уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества и граждан.
Юридическая наука рассматривает законность в трех аспектах - социальном, юридическом и психологическом.[14]
Социальный аспект включает в себя требования общества к государству и праву, исполнение которых необходимо для его нормального функционирования и развития.
Юридический аспект проявляется в правотворческой и правоприменительной деятельности, направленной на принятии и реализацию необходимых в конкретно – исторический период развития общества правовых норм.
Психологический аспект законности выражается в понимании и осознании необходимости исполнять правовые предписания и в конкретных психологических переживаниях людей, связанных с правоприменительной деятельностью государства.
Большинство юристов в настоящее время признают сложный характер законности. Разносторонний и многоплановый подход к определению законности находит поддержку у многих исследователей. Так, В.С. Афанасьев и Н.Л. Гранат пишут, что законность – это принцип, метод и режим реализации норм права, содержащихся в законах, и подзаконных актах, всеми участниками общественных отношений[15] Данное определение законности, отражая её основные черты и свойства, имеет комплексный характер.
Другое определение законности сформулировал Н.В. Витрук: «Законность означает идею, требование и систему (режим) реального выражения права в законах государства в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве».[16] В данном перечне к объектам, выражающем право, следует добавить и правоприменение.
Исследуя вопросы законности, В.И. Шинд раскрывает данное понятие, как «определённое состояние безопасности, стабильности, «общественного здоровья» государства»[17] Из подобной трактовки законности вытекает следующее правило: учитывая ограниченность ресурсов и времени, следует в первую очередь анализировать те нарушения законов, которые особенно беспокоят общество, и принимать все возможные меры, что бы ликвидировать эти нарушения или по крайней мере существенно их сократить.
Между тем, в юридической литературе по проблемам законности можно отметить два основных подхода:
законность – это принцип государственной и общественной жизни, требование неуклонного соблюдение и исполнения законов всеми гражданами и должностными лицами;
законность – это неуклонное соблюдение и исполнение не только законов, но и всех правовых предписаний, т.е. как правомерное поведение.
Эти два подхода к законности имеют свои особенности.
Очевидно, было бы не правильно «сталкивать» друг с другом сложившиеся концепции законности как взаимоисключающие одна другую. Обе они имеют объективные основы для существования. Действительно, чисто функциональный, «поведенческий» подход к определению законности чреват её отождествлением с правопорядком. Но ведь трактовка законности, как требования в свою очередь ведёт к её отождествлению с законодательством. Закон по своей природе предписывает определённое поведение, содержит известные требования. В противном случае законодательство (равно как и любая форма правотворчества) теряло бы всякий смысл. Даже самый совершенный закон жив только, тогда когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведения людей. Поэтому вряд ли плодотворны попытки раскрыть понятие закона вне связи с предписаниями (требованиями), заключёнными в нём. Законность органически связана с законодательством, не может без него существовать. Они возникли вместе. Право является атрибутом правового регулирования и в этом смысле законность производна от права. Субъекты права соблюдают, исполняют нормы права. Поэтому содержание правовых норм определяет содержание законности. Словом законодательство служит предпосылкой законности, но не является элементом законности.
Когда же выдвигается задача различать законность и законодательство, правомерно обратить внимание на вторую его сторону – соблюдение содержащихся в законе требований. К тому же требования закона и требование законности несколько отличны друг от друга и по своей направленности. Если первый преимущественно отвечает на вопрос, что требуется соблюдать, то второй отвечает на вопрос как соблюдать.