Законность и правопорядок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 18:16, курсовая работа

Описание

В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.

Содержание

Введение
Законность: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «законность».
Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
Принципы законности и проблема их реализации.
Субъекты законности.
Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
Правопорядок: проблемы теории и практики.
Проблема определения понятия «правопорядок».
Понятие правопорядка
Признаки и уровни правопорядка.
Принципы правопорядка
Структура и функции правопорядка
Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
Соотношение законности и правопорядка.
Взаимосвязь закона и правопорядка
Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа состоит из  1 файл

Т.гп. курсовая работа.docx

— 147.34 Кб (Скачать документ)
 

    СОДЕРЖАНИЕ

 
Введение
    1. Законность: проблемы теории и практики.
    2. Проблема определения понятия «законность».
    3. Узкое «широкое» нормативистское понимание законности
    4. Взаимосвязь концепции закона и теории законности.
    5. Принципы законности и проблема их реализации.
    6. Субъекты законности.
    7. Законность в Российской Федерации: проблемы теории и практики.
  1. Правопорядок: проблемы теории и практики.
    1. Проблема определения понятия «правопорядок».
    2. Понятие правопорядка
    3. Признаки и уровни правопорядка.
    4. Принципы правопорядка
    5. Структура и функции правопорядка
    6. Тенденции развития правопорядка в условиях демократического общества.
  2. Соотношение законности и правопорядка.
    1. Взаимосвязь закона и правопорядка
    2. Гарантии законности и правопорядка, проблемы их обеспечения и укрепления.

Заключение.

Список  используемой литературы.

стр. 

2 

4

12

13

14

17

19 

21

25

31

32

37

40 
 

42

50 

60

62

 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Среди многочисленных проблем юридической  науки и практики, которые в  последние годы привлекают к себе повышенное внимание ученых-правоведов и общества в целом, находятся вопросы правового порядка. Потребности и интересы общества, государства, граждан настоятельно требуют упорядоченности и стабилизации основных сторон общественной жизни. На современном этапе развития России общественный правовой порядок выступает единственно возможным путем дальнейшего движения. Формирование правового государства и цивилизованное демократическое развитие невозможно без этого. Правопорядок выступает необходимым условием возрождения экономики, функционирования всех социальных сфер, стабилизации жизненных процессов и становления подлинного народовластия.

    В заявлениях официальных лиц и  прессы подчеркивается, что необходим порядок в работе власти, в нормотворчестве и других сферах государственной жизни. Только при таком положении гарантируется реальность прав и свобод граждан, их законных интересов и выполнение всеми субъектами возложенных на них обязанностей, реализация ответственности за свое поведение, а, следовательно, демократическое общество.

    Изучение  правопорядка потому актуально, что  «правопорядок образует правовую основу гражданского общества. На нем базируются все его сферы: и социально-культурная, и экономическая, и политическая. Он, является правовой основой и  всей государственной деятельности. Рассмотрение правопорядка актуально и потому, что за последние годы несколько изменились взгляды на понятие правопорядка и его формирование» [1].

    Интересно исследовать не просто понятие правопорядка и его формирования и поддержания, но и соотношение законности, правопорядка и демократии. Долгое время различие между ними не проводилось, они употреблялись как равнозначные понятия. Сходство и различие во взаимодействии имеет огромное практическое значение, как для укрепления законности, так и упрочения правопорядка. Хотелось бы отметить, что при анализе и описании законности и правопорядка очень важно учитывать те социальные связи и отношения, в которых они исследуются. Взятые сами по себе, они абсолютно ничего не значат.

    Если  право, законность и правопорядок выступают  юридической основой общества и  функционирования государственной  власти, то вполне естественно напрашивается вывод о путях упрочения этих основ, о тенденциях их развития. Чем лучше люди понимают объективные требования развития, тем активнее они участвуют в достижении национальных целей. Поэтому представляет интерес рассмотрение тенденций в развитии правового порядка.

    Говоря  и исследуя правопорядок и законность нельзя не затронуть термин «демократия». А о его важности говорит уже  то, что первая статья Конституции Российской Федерации закрепляет: «Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления»[2].

    Еще до начала глубоких социальных преобразований в России отечественные ученые-юристы проблеме законности (социалистической законности) и правопорядка уделяли  значительное внимание в статьях  и в специальных монографических  исследованиях [3]. Понятно, что эти публикации не отражают процессов, происходящих сегодня в нашей стране, хотя и содержат интересные теоретические разработки. Вместе с тем обращает на себя внимание то, что в последние годы интерес к этой проблеме в теоретическом плане не был высоким. Во многих изданиях, посвященных анализу правовой действительности современной России, и даже в учебниках по теории государства и права нет разделов законности [4].

    В данной работе исследуется понятие законности и правопорядка, соотношения законности, правопорядка и демократии. А также, сделана попытка проследить динамику развития взглядов на эти категории и современное их понимание, выявление их характерных черт, содержания и формы, построение структуры, определение функций и принципов, проведение анализа положения законности в современном Российском государстве, рассмотрены виды охраны (зашиты) законности и правопорядка, и предложены тенденции их развития.  

[1] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. – М.: Бек, 1996. – С.176.

[2] Конституция Российской Федерации с комментариями для изучения и понимания/ Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: ИНФРА-М,2010.-113с.

[3] Алексеев С.С. Общая теория права. Т.1. М.,1981. С.217, 223.

    [4] Теория государства и права: Курс лекций / Под редакцией проф. М.Н.Марченко. М.: Зеркало, ТЕИС, 1999. – с.286.

  1. Законность: проблемы теории и практики.
    1. Проблема определения понятия «законность».

    Как устойчивое явление общественной жизни, законность возникает и формируется  в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство  граждан перед законом. Такие  условия в значительной мере создаются  рыночными экономическими отношениями, при которых свобода частой собственности  ставится равной возможностью для всех. Обеспечить равенство в сфере  производства материальных благ, поставить  производителей в одинаково выгодные условия - главная задача закона правового  государства. 
Имущественное же неравенство создается не юридическими законами, а естественными возможностями каждого человека. Поэтому до тех пор, пока в обществе существуют неравное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, а, следовательно, и о законности.

    В советский период, наибольшее распространение  получило определение законности как  строгого и неуклонного соблюдения законов основанных на законах других правовых актов государства всеми  без исключения органами, общественными  организациями, должностными лицами и  гражданами [5].

    Несколько иную позицию занимал М. С. Строгович, по мнению которого высшим выражением государственной воли является закон, его соблюдение и исполнение составляют содержание законности, а иные нормативные акты государственных органов должны издаваться на основе закона, во исполнение закона, в соответствии с законом. «Поэтому их соблюдение и исполнение есть тем самым соблюдение и исполнение закона, а их нарушение — нарушение закона»[6].

    Интересную  точку зрения высказывал П.М. Рабинович, он выделил главные элементы, без которых законность не может выполнить своего социального назначения. Это, во-первых, издание системы правовых норм, правильно отражающих закономерности общественного развития и волю парода; во-вторых, их строгое и неуклонное проведение в жизнь. Единство этих составных элементов обеспечивает подлинную законность в обществе. Наличие научно обоснованного законодательства, правильно отражающего объективные закономерности общественного развития, не может обеспечить осуществления целей, стоящих перед советским обществом, если нормы законодательства не проводятся в жизнь, если его предписания нарушаются. С другой стороны, осуществление правовых актов, противоречащих законам общественного развития, общенародной воле, также приносит вред интересам социалистического общества. Научно обоснованное законодательство, его строгое и неуклонное проведение в жизнь составляют две стороны режима социалистической законности [7].

      «В советской юридической науке сложилось и стало господствующим понимание законности как строгого и неуклонного исполнения законов и подзаконных нормативных актов всеми субъектами советского права - государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Такое понимание законности было доминирующим в литературе , в тех или иных вариациях кочевало из учебника в учебник вплоть до последнего времени»[7]. Отдельные попытки по-новому подойти к раскрытию содержания «законности» не находили поддержки и серьезно не обсуждались.

    Проблема законности была “оттеснена” вниманием к другим острым проблемам переходного периода. Например, в нашем законодательстве были и существуют законы, которые не отличаются высоким качеством, нередко отражают отраслевые или корпоративные интересы, изобилуют отсылочными нормами, что создает обширное поле для подзаконного нормотворчества.

    Рассматривая  классическое определение советского периода, нужно отметить, что сущность законности действительно заключается  в строгом, неукоснительном соблюдении и исполнении действующих законов  всеми субъектами права. В публикациях последнего времени обращается внимание на то, что такая трактовка законности не отражает современных процессов политико-правовой жизни общества, поэтому многое относительно законности требует переосмысления, иных подходов, оценок, выводов.

    В публикациях и диссертационных исследованиях последнего времени, представляется интересной точка зрения, согласно которой законность определяется как строгое и неукоснительное соблюдение, исполнение и применение законов, а также надлежащее использование предусмотренных в них прав (свобод) гражданами и иными субъектами права [8]. Можно сказать, что такое определение не упрощает проблему, а подчеркивает ее многоаспектность и своеобразную сложность.

    “Первым условием законности,– пишет П.И. Стучка,– является сам закон”[9].

    Понятие законность появилось на рубеже Средневековья  и нового времени.

Важной  предпосылкой законности в современной  России является Конституция. В ней нашли отражение качественные изменения российского общества, происшедшие на рубеже 90-х гг. ХХ столетия. Можно сказать, что это Основной Закон России – важный фактор политической стабильности, учитывающий общепризнанные принципы и нормы международного права, инструмент, обеспечивающий необходимость демократизации общества. Однако в самой Конституции понятие «законность» встречается всего лишь в двух статьях. В п.2 ст 72 «законность» фигурирует как предмет совместного ведения РФ и ее субъектов, а в ст.114 «меры по обеспечению законности» прописаны как одна из функций правительства РФ. [10]

    Помимо  Конституции слово «законность» содержится почти в 2000 действующих  нормативных актах Российской Федерации. В нормативных актах упоминается о соблюдении законности, об органах на которые возложена эта задача. Однако ни в одном из нормативных актов не закреплено определение «законность», поэтому оно остается исключительно теоретическим.

    Довольно  часто законность рассматривается в качестве основы дисциплины, в частности государственной. Скажем, все требования законности, обращенные к государственным служащим (к сотрудникам органов внутренних дел и др.), составляют одновременно и содержание дисциплины.

    Дисциплина  – важнейший фактор общественной жизни. Она необходима для жизнедеятельности  и организаций, и отдельных индивидов  и с этой точки зрения близка к законности. И дисциплина, и законность непосредственно связаны с состоянием упорядоченности и организованности общественных отношений. Вместе с тем эти явления (т.е. законность и дисциплина) не совпадают. Законность означает в основном требование соблюдения правовых предписаний и не имеет значения, чем руководствуется субъект, реализуя правовые предписания.

Информация о работе Законность и правопорядок