Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:23, курсовая работа
В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Введение
Глава 1. Теоретические основы законности и правопорядка к теории государства и права
o 1.1 Сущность и принципы законности
o 1.2 Понятие, особенности и структура правопорядка
o 1.3 Конституция как основа законности в Российской Федерации
Глава 2. Реализация законности и правопорядка
o 2.1 Соблюдение законности и правопорядка в экономике
o 2.2 Законность и правопорядок в сфере публичных финансов
Заключение
Список использованных источников и литературы
В России федеральная Конституция имеет «высшую юридическую силу» (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ). Это положение является исходным для понимания соотношения Конституции и законности, конституционного контроля и законности, конституционализма и законности, для разработки понятия конституционной законности. В отличие от соотношения Конституции и закона понятийный аппарат для этих явлений, на наш взгляд, еще не выстроен в должной мере. Ни в российской, ни в зарубежной науке анализом соотношения этих понятий юристы-государствоведы почти не занимались. Борисов В.В. Правовой порядок/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2 т / Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 2008. 214с.
Так, существуют разные взгляды о соотношении законности и конституционного контроля. По мнению некоторых авторов (В.А. Кряжков), принцип законности, поскольку он не назван в Федеральном конституционном законе от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», не имеет отношения к этому органу (и к институту конституционного контроля в целом), поскольку Конституционный Суд призван не подчиняться законам, а проверять их на предмет соответствия Конституции РФ. Другие исследователи, напротив, считают, что принцип законности является определяющим в организации и деятельности Конституционного Суда, «это универсальный правовой принцип, относящийся не только к судебным органам, но и ко всем государственным органам».
Разделяя последний подход (хотя и в более широком его истолковании), видимо, следует признать, что законность - это не только принцип. Это - цель, требование, правовой режим и факт реальной жизни (хотя и не во всех странах и не во все периоды их развития), определенное состояние в обществе и государстве.
Как цель законность должна присутствовать в деятельности всех органов государства, физических и юридических лиц: в обществе, коллективе, производственной единице, где соблюдается законность, отношения людей, их организации имеют прочный правовой фундамент, а в этом заинтересованы все (кроме преступных элементов и группировок). Законность - также правовой постулат, требование, обращенное ко всем участникам общественных отношений, а иногда и отношений личного характера (например, в семье). Как правовой режим законность утверждается в результате правовой урегулированности тех отношений в обществе, которые должны быть регламентированы правовыми нормами и поддаются такому регламентированию, а также реализации правовых норм на практике. Это - сочетание статической и динамической стороны законности, причем, во-первых, речь идет не только о законах, но и о правовых актах, изданных во исполнение их, а, во-вторых, что еще более важно, о соответствии законов и иных актов общечеловеческим ценностям, общепризнанным принципа международного права. Законы, иные акты, противоречащие этому (как было, например, в фашистской Германии), и дискриминационная практика их осуществления не являются элементами законности, они ликвидируют ее. Напротив, реализация законов, отвечающих принципам отношений, выработанных человечеством (справедливости, взаимопомощи и партнерства, свободы и достоинства личности и др.), составляет фактическую часть режима законности.
Сказанное относится и к конституционной законности. Вместе с тем необходимо учитывать, что конституционная законность - это не просто часть общего режима законности, а его основа, ядро.
Это обусловлено тем, что главные параметры общественного и государственного строя, статуса человека и гражданина определены основным законом - конституцией.
С другой стороны, бесспорно, что режим законности включает в качестве главной части обеспечения законности надзор и контроль за соблюдением конституции. Надзор за соблюдением Конституции РФ осуществляется прокуратурой Российской Федерации. Своими методами контроль за соблюдением конституционной законности на федеральном уровне осуществляют Президент РФ, Конституционный Суд РФ. Таким образом, конституционная законность имеет разные стороны: она является базой для осуществления и развития режима законности и одновременно главным, решающим объектом надзора за ее соблюдением, ибо нарушение конституционных положений влечет нелегитимность текущего законодательства, правоприменительной практики, неверные установки правосознания.
Подводя итог, следует иметь в виду, что любая конституция является не столько отражением действительности, сколько целью, к которой надо стремиться. Поэтому наличие Конституции, даже принятой всенародным голосованием, заметные изменения в деле построения демократического федеративного правового социального светского государства все же недостаточны, чтобы говорить об утверждении конституционной законности. Конституция только тогда на деле является ядром законности, когда ее принципы и нормы воплощаются в действиях всех их адресатов. Однако особенность право реализации в данном случае состоит как раз в составе субъектов, призванных проводить Конституцию в жизнь. В первую очередь - в деятельности органов государства и должностных лиц, поскольку конституционализм по сути своей направлен на ограничение деятельности государства по отношению к обществу, так как именно власть прежде всего связывается конституционными установлениями. Реализация Конституции требует серьезной организационной работы государственных органов и органов местного самоуправления. Разумеется, граждане, их объединения и все негосударственные учреждения также призваны соблюдать Конституцию. Более того, некоторые ее нормы прямо адресованы гражданам. И, по-видимому, по отношению к гражданам следует говорить о необходимости их большей активности, в особенности, когда Конституция принимается референдумом. В противном случае завоеванные социально-политические и правовые ценности будут поставлены под угрозу.
Глава 2 Реализация законности и правопорядка
2.1 Соблюдение законности и правопорядка в экономике
Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны.
Системный кризис, охвативший Россию в середине 1998 г., во многом стал следствием кризиса законности и правопорядка в экономической сфере.
Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Идет дальнейшее ее обострение. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами.
Появились новые, ранее нехарактерные для нашей страны правонарушения: лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и др.
Новые правонарушения - закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в России. Тагиев А.С. Соблюдение законности и правопорядка в экономике. Гражданин и право. 2010. № 7. С. 25.
Устойчивым признаком нарушений законности в экономике стало обретение определенного вида правонарушениями транснационального характера. Вызывает тревогу активизация противоправных сделок, связанных с вывозом сырьевых и энергетических ресурсов, переводом валюты за рубеж и т.п. Транснациональная основа многих правонарушений (включая и преступления) обусловила причинение нашему государству колоссального материального ущерба, не говоря об отрицательных последствиях чисто экономического характера (свертывание производств, потеря позиций на рынке товаров, перекачка российских капиталов за границу и др.).
Своеобразие современной ситуации, характеризующей состояние законности в экономике, видно и в том, что правонарушения совершаются на основе сращивания представителей частного сектора экономики и должностных лиц органов государственной власти. Практика подобного сращивания существенно расширяет возможности паразитирования за счет государства, повышает степень неуязвимости противоправной деятельности, многократно увеличивает опасность причинения крупного вреда государственным интересам. Несмотря на существующие запреты, должностные лица органов власти нередко занимаются предпринимательской деятельностью, входят в состав руководящих органов акционерных обществ, правлений банков, советов директоров и др. Вследствие этого они обеспечивают лоббирование, а часто и прямую поддержку интересов соответствующих структур, получая достаточно солидную плату за оказываемые услуги.
Курс на реформирование российской экономики предопределил особую важность обеспечения неуклонного исполнения законодательства о приватизации, которая связана с процессами, долгое время определявшими и продолжающими оказывать серьезное воздействие на состояние законности в сфере экономики.
Как свидетельствуют материалы научных исследований, обеспечить правовую безупречность приватизации в сложившихся на момент начала ее проведения условиях было невозможно. Приватизация государственных и муниципальных предприятий - это прежде всего передел собственности. Данная проблема всегда решалась болезненно, вплоть до возникновения в ходе приватизации сложных конфликтных ситуаций.
Поэтому исключительную важность приобретают: надежное правовое обеспечение приватизационных процессов; тщательная проработка решений, принимаемых на основе заложенных в законе требований; точное, единообразное соблюдение установленного законодательством порядка приватизации отдельных объектов. Приватизацию следовало проводить под контролем государства, чтобы ее не захлестнула стихия личных и клановых амбиций и притязаний лиц, которые получили доступ к решению вопросов изменения форм собственности объектов, созданных трудом всего народа. К сожалению, на практике многое получилось не так, как обещали в своих заявлениях «реформаторы от экономики».
Основные нарушения закона при приватизации допущены были, на наш взгляд, в следующем:
- передача государственного имущества на баланс коммерческих организаций или в их уставные фонды вопреки предусмотренным процедурам отчуждения имущества;
- игнорирование прав трудовых коллективов предприятий в ходе акционирования;
- приватизация запрещенных объектов;
- допуск иностранных фирм непосредственно или через подставные предприятия к выпуску акций оборонных предприятий;
- занижение стоимости приватизационных объектов;
- нарушение целостности технологически связанных предприятий через наделение структурных подразделений правами юридического лица и их последующую приватизацию и др.
По сути дела, ни одна из целей приватизации не была достигнута. В процессе разгосударствления собственности, не сопровождавшегося действенным контролем, произошло фактическое разбазаривание государственных средств.
Особенно большой ущерб от форсированной приватизации любой ценой был причинен наукоемким, конкурентоспособным отраслям, работавшим в ряде случаев с опережением мирового опыта. Речь идет прежде всего о предприятиях космического и оборонно-промышленного комплекса. Примечательно, что процесс приватизации был не единожды использован иностранными фирмами для ослабления и даже устранения российских предприятий с мирового рынка.
Сложилась целая система способов нелегального вывоза валюты за пределы России. В их число входят:
· занижение контрольной цены при экспорте товара и завышение при его импорте;
· заключение контрактов на условиях предоставления коммерческого кредита на основе отзывного аккредитива, на условиях инкассо с предварительным акцептом;
· умышленная задержка возвращения валютной выручки, которая помещается в иностранный банк;
· помещение средств на счета созданных зарубежных совместных предприятий;
· необоснованные авансовые перечисления при импорте в счет будущих поставок, которые не осуществляются;
· открытие оффшорных фирм, позволяющих вести дела с самой фирмой;
· ценовые манипуляции по оставлению валюты за рубежом, прикрытие бартерными операциями;
· перечисления на счета иностранных фирм валютных средств для оплаты фиктивных услуг;
· внесение страхового депозита в иностранный банк для получения кредита, который в действительности не берется;
· не возврат валютной выручки без какого-либо формального прикрытия;
· утечка за рубеж валюты физических лиц, в том числе с помощью кредитных карточек;
· контрабандный путь перемещения валюты, культурных ценностей, драгоценных камней, золота.
По данным ГУЭП МВД России, в 1995-2000 гг. было выявлено более 750 преступлений с использованием электронных средств доступа, ущерб от которых составил 200 млрд. руб.
Большую остроту и актуальность приобретают нарушения налогового законодательства, такие, как:
· уклонение от регистрации налогоплательщиков;
· нелегальные фирмы;
· создание компаний, зарегистрированных на подставных лиц;
· занижение налогооблагаемой базы путем сокрытия выручки от реализации;
· завышение себестоимости продукции;
· занижение объема реализованной продукции;
· совершение незаконных финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными, без оприходования полученных денег;
· совершение незаконных товарообменных (бартерных) сделок;
· сознательное занижение в статистических отчетах объемов произведенной продукции и т.п.
В ряде регионов страны значительная часть продукции (работ, услуг) реализуется в форме товарообмена (бартера), путем взаиморасчетов, а также векселями. Массовый выпуск векселей, не имеющий каких-либо ограничений и используемый в целях привлечения денежных средств, позволяет налогоплательщикам скрывать просроченную задолженность.
Огромные налоговые потери несет государство на рынке алкогольной продукции. По данным МВД России, производство и оборот алкогольной продукции остаются наиболее криминальной сферой предпринимательской деятельности.Матузов Н.И., Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. N 1. С. 6-9.
Миллиарды рублей целевого кредита, предназначенные для укрепления сельскохозяйственного производства, часто оседают в коммерческих банках либо расходуются не по назначению, что приводит к разорению многих крестьянских хозяйств.
Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что на протяжении последних пяти лет увеличилось количество гражданских дел по земельным спорам, рассматриваемых судами общей юрисдикции, в том числе о праве собственности на землю, по спорам, связанным с землепользованием, и т.д. Удовлетворяемость исковых требований составляет 73% рассмотренных судами дел этой категории с вынесением решения.
Состояние законности в экономике обусловлено действием единого комплекса факторов. В их совокупности условно можно выделить две группы обстоятельств.