Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 09:23, курсовая работа
В юридической литературе нет единого мнения о трактовке данных правовых категорий, существует несколько определений и рассуждений о законности и правопорядке. В правовой системе общества эти два понятия тесно взаимосвязаны между собой. Например, упорядоченность, с одной стороны, есть результат осуществления права и законности, а с другой - их важнейшее свойство. Долгое время в содержание законности и правопорядка вкладывалось исполнение законов и поэтому различие между ними не проводилось.
Введение
Глава 1. Теоретические основы законности и правопорядка к теории государства и права
o 1.1 Сущность и принципы законности
o 1.2 Понятие, особенности и структура правопорядка
o 1.3 Конституция как основа законности в Российской Федерации
Глава 2. Реализация законности и правопорядка
o 2.1 Соблюдение законности и правопорядка в экономике
o 2.2 Законность и правопорядок в сфере публичных финансов
Заключение
Список использованных источников и литературы
Гарантии законности в юридической литературе подразделяют на две группы: общие и специальные. Экономические, политико-идеологические, нравственно - духовные гарантии относятся к общему виду гарантия. К специальным гарантиям - относят юридические. Ефремов А.Ф. Принципы и гарантии законности. Самара 1999.
Определяющее значение среди общих гарантий имеют экономические и политические: различные формы собственности и соответствующий им способ производства, бескризисное развитее экономики, уровень занятости населения в общественно полезном труде, состояние политической системы, идеология, уровень стабильности в обществе, состояние культуры. Именно неблагополучие в этих сферах создает благоприятную среду для развития преступности.
Нравственно-духовные гарантиями законности - являются благоприятная морально-психологическая обстановка, в которой реа-лизуются юридические права и обязанности участников правоотноше-ний; уровень их духовности и культуры; чуткость и внимание госу-дарственных органов и должностных лиц к человеку, его интересам и потребностям. В создании здоровой нравственной обстановки в сфере правового регулирования участвуют все звенья политической системы общества, в том числе благотворительные организации, учрежде-ния культуры и искусства, школа, высшие учебные заведения, цер-ковь. Нравственно здоровое общество - это общество, функционирую-щие на основе законов.
Поэтому нравственно - духовные начала в любом процессе играю важную роль, так как в государстве, в котором господствует волюнтаризма, где игнорируются нормы морали и права, исторические традиции и обычаи, то данная страна движется к политической и экономической деградации.
Общие гарантии образуют материальную основу применения юридических мер по укреплению законности. Последние являясь непосредственным способом обеспечения законности, в то же время производны о первых; специальные гарантии должны быть, закреплены в нормативно-правовых актах.
Юридические гарантии законности - это обусловленная особенностями социально-экономического строя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве и непосредственно направленных на обеспечение законности.
В связи с изменением форм собственности новое гражданское законодательство России в значительной мере изменяет условия обеспечения законности в сфере имущественных отношений путем введения обычая делового оборота. Это позволяет в рамках специально - юридических гарантиях дополнительно выделить два самостоятельных типа: Правовые, которые предусмотрены действующим законодательством и являются обязательными для всех и договорные, которые обусловлены нормативными актами, регулирующими сферу договорных отношений, распространяются только на участников договорных отношений.
В научной литературе довольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав юридических гарантий законности. В качестве наиболее значимых можно назвать: полноту и эффективность юридических норм; эффективность мер юридической ответственности и защиты, способствующая восстановлению нарушенных прав; высокий уровень надзора за реализацией требований законности; высококачественная и профессиональная работа органов государственной власти по обеспечению законности и правопорядка; постоянное совершенствование юридической деятельности; развитое правовое сознание и высокая правовая культура населения в государстве.
Глава II. Правопорядок: понятие, структура, функции.
Правопорядок - есть порядок, основанный на праве. То есть это система отношений, охраняемых, защищаемых, регулируемых правом. Вне права или без права правопорядок не мыслим. Само это понятие слагается их двух слов «право» и «порядок», наиболее точно передающих суть этого явления. Назначение права - вносить определенный порядок во взаимоотношения между людьми и их объединениями. Поэтому правопорядок выступает как «состояние урегулированности общественных отношений». Борисов В.В. правовой порядок»/ Общая теория государства и права: Академический курс: В 2т/ Под ред. Марченко М.Н. Т.2 М., 1998
Отсюда следует, что характер, уровень, содержание, функционирование и обеспечение правопорядка в значительной мере зависят от того, как трактуется право. Если под правом понимать только высокие, но абстрактные идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, то и понятие правопорядка будет весьма расплывчатым и неустойчивым. В этом случае создается впечатление, что нет обязательности соблюдения норм права, а достаточно всего лишь поддерживать определенные взгляды или идеи.
Если же под правом понимать исходящие от публичной власти конкретные, формально определенные и обязательные для всех юридические нормы, выражающие указанные выше ценности, то появляется реальная возможность установления в обществе твердого правопорядка, стабильности. Когда все члены общества действуют в соответствии с определенными правовыми нормами, то это и есть правопорядок.
Установление твердого правопорядка является одной из основных задач современной России. В одном из президентских посланий Федеральному Собранию российской Федерации, так и называется «Порядок во власти - порядок в стране». В нем, в частности говорится: « России нужен порядок, однако при этом необходимо ответить на два непростых вопроса: какой порядок и как его наводить. Абсолютное большинство возникающих у нас проблем порождено, с одной стороны пренебрежением к правовым нормам, с другой - неумелыми действиями власти. В этих условиях порядок в стране начинается только в наведения порядка в самом государственном организме. Не повысив качества управления, не решить другие проблемы. Сегодня именно управленческая сфера должна быть объявлена «зоной особого внимания», приоритетом номер один. У этого приоритета есть простое короткое имя - правовой порядок. Это и есть ответ на вопрос: какой порядок нам нужен. Из этого вытекает ответ и на другой вопрос: как этого порядка достичь. Главный способ навести порядок - начать с власти, коренным образом усовершенствовать всю систему управления, начиная с верхних эшелонов». Послание Президента РФ Федеральному Собранию « Порядок во власти - порядок в стране»// Российская газета. 7 февраля 1997.
Мысль сформирована вполне четко - России нужен не полицейский порядок, а демократический, и соответственно методы его достижения должны быть демократическими.
Порядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизни общества. Качество степень правопорядочности общественной жизни во многом определяет общие "здоровье" всего общественного организма и его индивидов. В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика, достигается гармония в дей-ствиях законодательной, исполнительной и судебной власти, актив-но осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяется его материальные и духовные потреб-ности.
Формирование правового порядка участвует все элементы меха-низма правового регулирования общественных отношений. Их причин-но - следственная связь составляет основу правовой жизни общества, которая и приводит, в конечном счете, к установлению правового по-рядка.
1. Нормы права - это нормативная предпосылка правопорядка, первичное звено механизма правового регулирования, моделирующее "идеальный" правопорядок.
2. Правоотношение - элемент механизма правового регулирования, обеспечивающий переход от идеального, предполагаемого законодате-лем правопорядка к установлению конкретного возможного или дол-жного поведения участников общественных отношений, предусмотренно-го правовыми нормами. На этом этапе к механизму правового регули-рования подключается законность, призванная гарантировать возмож-ное и должное поведение субъектов правоотношений.
3. Акты реализации юридических прав и обязанностей являются завершающей предпосылкой правопорядка. В условиях режима закон-ности права и обязательности участников правоотношений реально воплощаются в их поведении, достигают своей цели и, таким обра-зом, переходят в такую систему общественных отношений, которая и образует правовой порядок.
Содержание правопорядка составляет правомерное поведение субъектов, то есть такое поведение, которое урегулировано норма-ми права и достигло цели правового регулирования.
Структура правопорядка - это единство и одновременное разделе-ние урегулированной правовой системы общественных отношений в соответствии с особенностями их отраслевого содержания.
Правопорядок есть реализованная система права. Он включает конституционные, административные, финансовые, земельные, семей-ные и другие виды общественных отношений, урегулированные с нор-мами соответствующих отраслей права. В этой связи в структуре правопорядка выделяются не только отраслевые, но и более дробные группы отношений, которые урегулированы подотраслями и институ-тами права.
Правопорядок не тождественен законности: они соотносятся между собой как цель и средство. Это означает, что правопорядок может быть обеспечен только правовыми средствами. Порядок, установленный при помощи незаконных средств и методов не может быть назван правовым. Клименко А.В., Румынина В.В. Теория государства и права. М. 2002
Особенность правопорядка как специфической системы обществен-ных отношений выражается в том, что складывается оно только на основе правовых норм и в силу этого охраняется государством. По-этому правопорядком охватывается далеко не все отношения, имею-щие место в обществе. Определённая часть общественной жизни не нуждается в правовой регламентации. Она находится в сфере дей-ствия норм морали, норм различных общественных организаций и дру-гих не правовых нормативных регуляторов. В этом смысле правопоря-док является лишь элементом общей системы общественных отношений, складывающейся под воздействием нормативного регулирования. Это часть общественного порядка.
2.1. Соотношение правового и общественного порядка.
Необходимо различать два понятия «правопорядок» и общественный порядок», так как они соотносятся между собой как часть и целое. Если правопорядок, как сказано выше основывается на праве и является конечным итогом его реализации, то общественный порядок предполагает соблюдение не только правовых, но и всех социальных норм, действующих в обществе. Это результат общесоциальной регуляции, которая включает в себя и правовую.
В связи с этим необходимо подчеркнуть, что правопорядок и общественный порядок не совпадают лишь частично. Правопорядок является центральной частью общественного порядка, которая в решающей части покрывает весь общественный порядок, так как основная масса наиболее существенных и принципиальных отношений закрепляется, опосредуется, охраняется правом. Этими отношениями являются: отношения собственности, социально-экономического и политического устройства, положения личности, ее права, свободы, обязанности: семейные, трудовые, гражданские, административные и иные отношения.
Правовое поле достаточно широко, так как за его пределами находятся только морально-этические, личные, дружеские и иные отношения, не требующие юридической регламентации или даже объективно не подконтрольные такому воздействию. Правопорядок выражает в первую очередь волю государства, но объективно в нем заинтересованы все.
В целом различия между общественным порядком и правопорядком заключаются в следующем:
Данные категории не совпадают по своему происхождению и эволюции.
Общественный порядок исторически возникает вместе с возникновением и становлением человеческого общества как его органическая часть и условия существования, правопорядок же в качестве политико-юридического явления зарождается гораздо позже, когда возникает публичная власть, право, законы, так как он - атрибут государства.
Правопорядок и общественный порядок имеют разную правовую основу. Правопорядок базируется на нормах права и является результатом реализации этих норм. Общественный порядок основывается на следствии соблюдения не только правовых, но и всех социальных норм общества.
При нарушении правопорядка и общественного порядка возникают разные последствия. В первом случае могут быть применены юридические санкции, а во втором - только меры морального характера.
Данные категории по-разному обеспечиваются. Если правопорядок опирается на особый аппарат принуждения, то общественный порядок - насилу общественного мнения, меры негосударственного воздействия.
Правопорядок и общественный порядок различны по своему объему, элементному составу, содержанию. Общественный порядок значительно шире, чем правопорядок.
Глава III. Взаимосвязь законности, правопорядка, демократии
и государственной дисциплины.
Законность и правопорядок тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Они соотносятся между собой как причина и следствие: есть законность - есть правопорядок, нет законности - нет и правопорядка. Если законы и иные нормативно-правовые акты всеми соблюдаются, то результатом такого положения является четкий правовой порядок.
Если правопорядок слаб и непрочен, то это говорит о том, что законы не соблюдаются, нарушаются, игнорируются, иначе говоря, отсутствует законность как режим всеобщего уважения и исполнения законов.
Законность логически предшествует правопорядку, связь здесь жесткая, причинно-следственная. Ведь не случайно в повседневном общественно- политическом лексиконе оба эти понятия ставят вместе: укрепление законности и правопорядка или нарушение законности и правопорядка. Правопорядок - это реальный показатель состояния законности, он отражает степень соблюдения законов. Правопорядок - это итог законности.
Взаимосвязь законности, правопорядка и демократии четко прослеживается. Не может быть подлинной демократии без твердой законности и правопорядка, без дисциплины и организованности. Демократия в любом ее понимании не моет действовать вне правового поля, демократия может успешно развиваться только в правовом измерении. Любой порядок есть продолжение свободы, правовой порядок - тем более.
Демократия - это не вседозволенность, она есть четко отлаженная система управления обществом. Право, законы, порядок - неотъемлемые элементы демократии, без которых она превратилась бы в нечто непрочное и непонятное. Демократия без правовых рамок это анархия. Законность и правопорядок являются основой демократии.
Демократия - это власть народа. Власть без закона неполноценна, а закон, в свою очередь, бессилен без власти. Закон и власть в известном смысле можно назвать синонимами, так как они нужны друг другу и невозможны друг без друга. Суд выносит решение от имени власти, государства и на основе соответствующего закона, олицетворяя тем самым их тесную взаимосвязь. Власть призвана обеспечивать соблюдение закона, а закон удерживает власть в своих рамках, страхует от произвола и самоуправства.