Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 17:09, курсовая работа
"Общество имеет право, а государство обязано" - такова формула правового демократического государства. Это означает, что государственная власть в любой своей ипостаси должна контролироваться обществом и быть зависимой от него. Одним из путей к этому идеалу стал знаменитый принцип разделения властей, согласно которому у каждой ветви власти - свои собственные, четко определенные задачи и цели. Судебная власть отвечает за правосудие, исполнительная - за исполнение законов, а законодательная власть создает законы и представительствует.
Введение
1. Законодательный процесс в Украине.
2. Стадии законотворческого процесса в Украине
3. Право законодательной инициативы в зарубежных странах.
Заключение.
Список использованной литературы
Если своевременно внесенное предложение или поправку по каким-либо техническим или субъективным причинам не распространили среди депутатов, то это обстоятельство не мешает их обсуждению и голосованию по ним. В этом случае их содержание оглашается председательствующим на заседании.
В случае, если ни один из вынесенных на второе чтение вариантов текстов статьи (ее части) голосованием не поддержан, статья (ее часть) считается отклоненной.
По результатам второго чтения Верховная Рада может принять решение об: а) отклонении законопроекта; б) возвращении его на доработку с последующей подачей на повторное второе чтение; в) опубликовании его для всенародного обсуждения, доработки и подачи на повторное второе чтение; г) возвращении проекта на доработку с последующей подачей его на третье чтение; д) принятии проекта во втором чтении и подаче его на третье чтение.
Решение о возвращении законопроекта, рассмотренного во втором чтении, на доработку и рассмотрение его в третьем чтении принимается Верховной Радой при условии, что объем определенных ею для доработки статей является незначительным. При этом определяются части, разделы, главы, статьи, части статей и предложения к законопроекту, подлежащие доработке. Принятие такого решения отменяет результаты предварительного голосования по этим статьям.
Третье чтение проводится с целью внесения редакционных поправок, согласования структурных частей одобренного во втором чтении законопроекта между собой и с другими законами. Во время третьего чтения рассматриваются и принимаются решения только относительно тех статей и поправок, рассмотрение которых выносится на третье чтение. В третьем чтении законопроекта могут также рассматриваться предложения и поправки Президента Украины к принятой во втором чтении редакции законопроекта.
Подготовленный на третье или повторное третье чтение законопроект подается профильным комитетом также в виде сравнительной таблицы с предложениями и поправками к текстам статей, подлежащим голосованию в третьем чтении. Тексты статей, принятые Верховной Радой ранее во втором или повторном втором чтениях, подаются в виде окончательной редакции и должны сопровождаться указаниями об этом. Во время третьего чтения голосование относительно статей, не принятых в целом на втором чтении, осуществляется в соответствии с процедурой, установленной для второго чтения, независимо от последствий голосования во втором чтении относительно частей этих статей.
Одновременно с законопроектом на третье чтение профильный комитет подает проект Верховной Рады о порядке введения рассматриваемого закона в действие. В случае необходимости подается законопроект, который должен содержать также изменения и дополнения к действующим законам.
По результатам третьего чтения законопроекта Верховная Рада может принять следующие решения: а) отклонить законопроект; б) возвратить его на доработку с последующей подачей этого законопроекта на повторное третье чтение; в) одобрить законопроект в целом и вынести его на всеукраинский референдум; г) принять закон в целом и ввести его в действие, если это не требует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Принятие закона в парламенте является решающей стадией правотворчества. На этой стадии в наибольшей степени решается судьба законопроекта — будет ли он принят, отклонен либо отправлен на очередную доработку.
Принятие нормативного акта в Верховной Раде осуществляется голосованием, которое может быть тайным или открытым. Свой голос депутаты отдают путем нажатия кнопки на пульте, специально оборудованном возле каждого депутатского места. Текущие (простые) законы принимаются простым большинством голосов от конституционного состава Верховной Рады (ст. 91 Конституции Украины). По особенно важным сторонам жизнедеятельности государства и общества — принятие Конституции и конституционных законов, внесение в них изменений, необходимо квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады Украины.
Внесение изменений и дополнений в законы, осуществляется путем принятия соответствующего закона в соответствии с процедурой трех чтений. Законопроект о внесении изменений и дополнений в закон подается на рассмотрение Верховной Раде профильным комитетом в виде сравнительной таблицы с изложением текста закона, который подлежит изменению или дополнению. Изменения и дополнения к закону могут вноситься путем изъятия или дополнения его структурных частей или изложения всего текста закона в новой редакции. Если предложение о внесении изменений к закону отклоняется по результатам голосования, предварительная редакция закона остается без изменений.
Отмена закона осуществляется голосованием относительно его в целом. Принятие Верховной Радой закона в целом в новой редакции и введение его в действие отменяет ранее принятый закон. Если закон признается утратившим свою силу, то его текст не распространяется среди депутатов. Закон или постановление о порядке введения в действие закона, о внесении изменений или дополнений в действующий закон или о его отмене должны содержать положения о правовых последствиях для субъектов правоотношений, которые наступят в связи с внесением в действующий закон тех или иных изменений, дополнений или его отменой.
Опубликование и введение законов в действие (промульгация) осуществляется в соответствии с требованиями Конституции Украины.
Нормативный акт не может действовать, если нет его официальных дубликатов. Статья 57 Конституции Украины гарантирует каждому человеку, проживающему в Украине, возможность ознакомления со своими правами и обязанностями. Согласно данной статье законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, должны быть доведены до сведения населения в порядке, установленном законом. Законы и иные нормативно-правовые акты, определяющие права и обязанности граждан, которые не доведены до сведения населения в порядке, установленном законом, являются недействительными.
В
теории права и государства иногда
различают понятия «
Под обнародованием в теории права и государства понимается распространение содержания нормативно-правовых актов через любые иные средства массовой информации (не являющиеся официальными печатными изданиями: газеты, журналы, радио, телевидение, телеграф, рассылка через соответствующие средства связи государственным органам, учреждениям и организациям и т.п.). Обнародование не влечет никаких юридических последствий и выполняет информационную функцию.
Впрочем, законодатель эти термины не различает и при формулировке законодательных положений использует термины «опубликование в официальных изданиях» (т.е. под ним понимается сам технический процесс отражения содержания текста нормативно-правового акта в соответствующих информационных изданиях) и «официальное обнародование» (т.е. доведение содержания нормативно-правового акта до адресата через официальные источники).
В соответствии с Указом Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10 июня 1997 г., законы Украины и другие акты Верховной Рады Украины подлежат обнародованию на государственном языке в официальных печатных изданиях, которыми являются «Официальный вестник Украины », « Ведомости Верховной Рады Украины », газета «Урядовий кур'ер».
Лишь в отдельных случаях акты Верховной Рады Украины могут быть обнародованы через телевидение и радио. Официальное опубликование нормативно-правового акта осуществляется после включения его в Единый государственный реестр с указанием присвоенного ему регистрационного кода.
В
п. 2 вышеупомянутого Указа
Опубликование и введение в действие законов (промульгация) является заключительной стадией законодательного процесса, под которой обычно понимают санкционирование Президентом принятого Верховной Радой закона путем собственноручного подписания и его официального обнародования. Промульгация содержит такие основные моменты: а) подписание закона Президентом; б) принятие его к исполнению; в) официальное опубликование (обнародование); г) вступление закона в действие. Только после процедуры промульгации закон, как правило, приобретает общеобязательную силу для всех субъектов регулируемых им отношений.
В соответствии со ст. 94 Конституции Украины, после принятия закона парламентом закон подписывает Председатель Верховной Рады Украины и безотлагательно направляет его Президенту Украины.
Президент Украины в течение пятнадцати дней после получения закона может изучать его, привлекая для этого ученых, специалистов, экспертов, проводить консультации с компетентными органами и лицами. В случае согласия с текстом закона, Президент Украины в течение пятнадцати дней после его получения подписывает закон, принимая к исполнению и официально его обнародует. В случае же, если Президент не согласен с какими-либо законодательными положениями или законом в целом, он возвращает закон со своими мотивированными и сформулированными предложениями в Верховную Раду Украины для повторного рассмотрения. Данное право Президента прямо предусмотрено в ст. 94, п. 30 ст. 106 Конституции Украины и иначе называется правом вето Президента. Вето Президента отменяет результаты голосования за закон в целом. Повторное рассмотрение закона, который возвратил Президент, является неотложным. Предложения Президента рассматриваются вначале в профильных комитетах парламента, а потом на его пленарном заседании. В случае, если Президент Украины в течение установленного срока не возвратил закон для повторного рассмотрения, закон считается одобренным Президентом Украины и должен быть подписан и официально обнародован.
Верховная Рада может преодолеть вето Президента и принять закон при повторном рассмотрении, проголосовав за него не менее чем двумя третями от ее конституционного состава (квалифицированным большинством голосов). В этом случае Президент Украины обязан подписать принятый закон и официально обнародовать его в течение десяти дней. По общему правилу, закон вступает в силу через десять дней со дня его официального обнародования, если иное не предусмотрено самим законом, но не ранее дня его опубликования в официальном печатном издании.
Если нормативно-правовой акт Верховной Рады Украины опубликован в газете «Урядовий кур'ер» ранее чем в «Официальном вестнике Украины» или «Ведомостях Верховной Рады Украины », он вступает в силу через десять дней после опубликования в этой газете (п. 6 Указа Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10 июня 1997г.).
Акты Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, которые не имеют общего значения или нормативного характера, могут не публиковаться по решению соответствующего органа. Эти акты и акты с ограничительными грифами официально обнародуют-ся путем направления соответствующим государственным органам и органам местного самоуправления и доведения их содержания до ведома предприятий, учреждений, организаций и лиц, на которых распространяется их действие. Неопубликованные акты Верховной Рады Украины вступают в силу с момента получения их государственными органами или органами местного самоуправления, если издавшим их органом не установлен другой срок вступления в силу (п. 7 Указа Президента Украины «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» от 10 июня 1997 г.).
При подготовке и издании нормативных актов (в том числе законов) важную роль играет юридическая техника.
Юридическая техника — это совокупность правил, приемов, способов подготовки, составления, оформления, формулирования, обработки юридических документов, их систематизации и учета.5
Различают следующие виды юридической техники: законодательная (правотворческая) техника, техника систематизации нормативных актов, техника учета нормативных актов, техника составления и обработки индивидуальных актов. В общих чертах ее можно подразделить на юридическую технику в правотворчестве (включает технико-юридические приемы и правила при выработке законов и подзаконных актов) и юридическую технику в правоприменительной деятельности (охватывает технико-юридические правила и приемы при выработке договоров, судебных и административных актов).
Информация о работе Законодательный процесс. Понятие и стадии