Законотворческий процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие законотворческого процесса…………………………………4
особенности законотворчества как особого вида правотворчества…….4
виды законотворчества в Российской Федерации……………………….5
2. Стадии законотворческого процесса на примере федерального законотворческого процесса……………………………………………………...8
→официальное внесение проектов законов. Законодательная инициатива……………………………………………………………………………….8
рассмотрение и принятие решения по проекту закона на заседании Государственной Думы…………………………………………………………….10
одобрение законопроекта Советом Федерации…………………………14
утверждение (подписание) законов Президентом РФ………………….17
официальное опубликование закона…………………………………….18
3. Проблемы федерального законотворчества…………………………19
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Законотворческий процесс (курсовая по ТГП).docx

— 191.83 Кб (Скачать документ)

 

Рисунок 2. Осуществление государственной инициативы Государственной Думой

По результатам обсуждения законопроекта в первом чтении Государственная Дума может:

1) принять законопроект  в первом чтении и продолжить  работу над ним с учетом  предложений и замечаний в  виде поправок;

2) отклонить законопроект;

3) принять закон.

В случае принятия законопроекта  в первом чтении Государственная  Дума устанавливает срок подачи поправок к законопроекту и внесения его  на второе чтение.

Поправки к законопроекту, принятому в первом чтении, вносятся субъектами права законодательной инициативы в ответственный комитет. Ответственный комитет изучает и обобщает внесенные поправки. На основании внесенных в законопроект поправок ответственный комитет составляет таблицу поправок, рекомендуемых комитетом к принятию, таблицу поправок, рекомендуемых к отклонению, таблицу поправок, по которым не было принято решений.

Текст законопроекта с  учетом поправок, рекомендуемых к  принятию, таблицы поправок направляются ответственным комитетом в Совет  Государственной Думы для включения в календарь рассмотрения палатой вопросов во втором чтении.

Законопроект вместе с  поправками к нему рассылается Президенту РФ, в Совет Федерации, в Правительство  РФ, субъекту права законодательной  инициативы, внесшему законопроект, депутатам  Государственной Думы не позднее, чем за 15 дней до его рассмотрения во втором чтении.

В начале второго чтения законопроекта  в Государственной Думе с докладом выступает представитель ответственного комитета. Докладчик сообщает об итогах рассмотрения законопроекта в ответственном комитете, о поступивших поправках и результатах их рассмотрения.

Затем председательствующий выясняет, имеются ли возражения против поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст законопроекта, рассматриваемого во втором чтении. Если возражений не имеется, председательствующий ставит на голосование вопрос о принятии в целом поправок, рекомендуемых ответственным комитетом для внесения в текст данного законопроекта. Если возражения имеются, то сначала на голосование ставятся поправки, против которых не имеется возражений, а затем проводится голосование отдельно по каждой поправке, в отношении которой имеются возражения.

После этого Государственная  Дума переходит к рассмотрению поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению. Принятие решения по отклоненным поправкам производится в том же порядке, что и одобрение поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к принятию.

Далее председательствующий ставит на голосование предложение  о принятии каждой поправки, включенной в таблицу поправок, по которым  ответственным комитетом не было принято решений.

По окончании голосования  по поправкам председательствующий ставит на голосование предложение о принятии законопроекта во втором чтении. По предложению депутатов Государственной Думы в день принятия законопроекта во втором чтении может быть проведено голосование о принятии закона в целом.

Принятый во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения с участием Правового управления Аппарата Государственной Думы возможных внутренних противоречий, установления правильной взаимосвязи статей и для редакционной правки, необходимой в связи с изменениями, внесенными в текст законопроекта при рассмотрении его во втором чтении.

По завершении этой работы законопроект представляется ответственным комитетом в Совет Государственной Думы.

Совет Государственной  Думы назначает третье чтение законопроекта  для голосования в целях его  принятия в качестве закона. При  рассмотрении законопроекта в третьем  чтении не допускаются внесение в  него поправок и возвращение к  обсуждению законопроекта в целом  либо к обсуждению его отдельных  разделов, глав и статей. Если законопроект не принят Государственной Думой в третьем чтении, он не подлежит дальнейшему рассмотрению. В исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

Федеральный закон принимается  Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов палаты. Закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ, федеральный конституционный закон считаются одобренными, если за их одобрение проголосовало не менее чем две трети от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый Государственной  Думой федеральный закон, федеральный  конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о  поправках к Конституции РФ в течение пяти дней передаются Государственной Думой на рассмотрение Совета Федерации.

Если принятый Государственной  Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со ст. 106 Конституции РФ и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней этот федеральный закон направляется Государственной Думой Президенту РФ для подписания и обнародования.

Третья стадия - рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации. Поступивший из Государственной Думы федеральный закон, федеральный конституционный закон, одобренный закон Российской Федерации о поправках к Конституции РФ регистрируется в Совете Федерации и в срок, не превышающий 48 часов, вместе с сопровождающими документами направляется всем членам Совета Федерации. Председатель Совета Федерации назначает комитет палаты, ответственный за подготовку заключения по данному закону.

В отношении федерального закона, не подлежащего обязательному  рассмотрению Советом Федерации, в  заключении комитета формулируется  одно из следующих решений: одобрить принятый Государственной Думой  федеральный закон и не вносить  его на рассмотрение палаты или рекомендовать Совету Федерации рассмотреть на своем заседании принятый Государственной Думой федеральный закон. Председатель Совета Федерации может согласиться с решением комитета и не вносить принятый Государственной Думой федеральный закон на рассмотрение Совета Федерации, а может отклонить решение комитета и включить в повестку дня заседания Совета Федерации федеральный закон, принятый Государственной Думой. Председатель Совета Федерации не вправе принять решение о не включении в повестку дня заседания Совета Федерации рассмотрение федерального закона, не подлежащего обязательному рассмотрению Советом Федерации, если Президент РФ, Правительство РФ или оба члена Совета Федерации, представляющие один субъект Федерации, настаивают на рассмотрении федерального закона Советом Федерации и если не истек четырнадцатидневный срок рассмотрения федерального закона Советом Федерации.

По федеральным законам, которые в соответствии со ст. 106 Конституции РФ подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации, ответственный комитет вправе принять одно из следующих решений: рекомендовать Совету Федерации одобрить федеральный закон, принятый Государственной Думой; рекомендовать Совету Федерации отклонить федеральный закон, принятый Государственной Думой, изложив в заключении мотивы, по которым комитет считает необходимым его отклонить.

Рассмотрение принятого  Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации  начинается с оглашения заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение федерального закона, и проекта постановления, внесенного этим комитетом. Затем Совет Федерации большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации принимает решение одобрить или отклонить федеральный закон без обсуждения либо обсудить его на заседании палаты.

По результатам обсуждения принятого Государственной Думой  федерального закона Совет Федерации принимает одно из следующих решений: одобрить или отклонить федеральный закон.

Федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, считается одобренным Советом  Федерации, если он не был им рассмотрен в течение 14 дней.

По результатам рассмотрения принятого Государственной Думой  федерального закона, подлежащего в соответствии со ст. 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации, председательствующий ставит на голосование вопрос об одобрении федерального закона. В случае недостаточной подготовленности вопроса о рассмотрении федерального закона Совет Федерации вправе принять решение о переносе его рассмотрения на следующее заседание. На очередном заседании Совета Федерации рассмотрение федерального закона должно быть завершено принятием решения об одобрении или отклонении данного федерального закона.

Постановление Совета Федерации  об одобрении федерального закона принимается  большинством голосов от общего числа  членов Совета Федерации.

Федеральный закон считается  отклоненным Советом Федерации, если за его одобрение не проголосовало  необходимое число членов Совета Федерации. Решение об отклонении федерального закона оформляется постановлением Совета федерации.

В постановлении Совета Федерации  об отклонении федерального закона может содержаться перечень разделов, глав, статей по которым необходимо преодолеть разногласия между Советом Федерации и Государственной Думой, а также может содержаться предложение о создании согласительной комиссии.

Если при повторном  рассмотрении Государственной Думой  федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума принимает его с учетом всех предложений Совета Федерации, ответственный комитет Совета Федерации подтверждает это своим заключением и вносит предложение об одобрении Советом Федерации принятого Государственной Думой федерального закона без обсуждения.

Если при повторном  рассмотрении Государственной Думой  федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная Дума приняла его в редакции, учитывающей часть предложений Совета Федерации либо содержащей изъятия или новые положения по отношению к ранее принятой редакции, федеральный закон рассматривается Советом Федерации как вновь принятый.

Постановление Совета Федерации  об отклонении или одобрении принятого Государственной Думой федерального закона в пятидневный срок направляется в Государственную Думу.

Принятый Государственной  Думой и одобренный Советом Федерации  федеральный закон вместе с постановлением Совета Федерации в пятидневный срок со дня подписания постановления направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и обнародования.

Для принятия федерального конституционного закона необходимо, чтобы проект федерального конституционного закона, рассмотренный  и одобренный Государственной Думой, был одобрен большинством не менее  трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации.

При повторном рассмотрении федерального закона Государственной  Думой обсуждаются только предложения, содержащиеся в протоколе.

Если при повторном  рассмотрении федерального закона, отклоненного Советом Федерации, Государственная  Дума не приняла его в редакции согласительной комиссии и выразила свое несогласие с решением Совета Федерации об отклонении федерального закона, он ставится на голосование в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый в указанном порядке федеральный закон направляется в течение пяти дней Председателем Государственной Думы Президенту РФ для подписания и обнародования.

Четвертая стадия — подписание и обнародование закона Президентом РФ.

В соответствии со ст. 107 Конституции  РФ Президент РФ в течение 14 дней подписывает федеральный закон  и обнародует его. Порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов и федеральных законов регулируется Федеральным законом от 14 июня 1994 г. «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания».4

В соответствии с этим Законом  на территории Российской Федерации  применяются только те федеральные  конституционные законы, федеральные  законы, которые официально опубликованы. Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Федеральные конституционные  законы, федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Проблемы федерального  законотворчества

 

Законодательство  РФ постоянно обновляется. Некоторые  отрасли его меняются. Закон постепенно занимает ведущее положение в правовом регулировании.

Стремительный темп законотворчества порождает ряд острых противоречий.

Во-первых, действующее законодательство России не всегда является системным: не всегда согласованно действуют акты Российской Федерации и международно-правовые. По-прежнему «сталкиваются» акты разного  уровня - законы, акты Президента, Правительства, субъектов Федерации.

Во-вторых, порой уже подготовленные нормативные акты не унифицированы по структуре, не связаны с действующим законодательством. Не всегда в них выдерживаются стиль изложения и единство терминологии. Имеются случаи несоблюдения обязательного правила отмены устаревших актов и их частей, если они противоречат новым законам. В ряде случаев недавно принятые законы страдают излишней декларативностью предписаний, иногда в них отсутствует эффективный механизм действия норм закона и обеспечения их реализации, что отрицательно сказывается на применении законов5.

В-третьих, велико число ведомственных  актов. В то же время имеются законы, регулирующие мелкие, незначительные вопросы, которые целесообразно решать подзаконными актами.

Информация о работе Законотворческий процесс и его стадии