Законотворческий процесс и его стадии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 13:45, курсовая работа

Описание

Итак, цель данной курсовой работы – исследовать правовые основы и проблематику законотворчества.
Исходя из поставленной цели, мы ставим перед собой следующие задачи:
- рассмотреть понятие, принципы и стадии законотворческого процесса;
- проанализировать современные тенденции развития правотворческого процесса;
- в заключение работы наметить проблематику законотворческого процесса.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
1. Понятие законотворческого процесса…………………………………4
особенности законотворчества как особого вида правотворчества…….4
виды законотворчества в Российской Федерации……………………….5
2. Стадии законотворческого процесса на примере федерального законотворческого процесса……………………………………………………...8
→официальное внесение проектов законов. Законодательная инициатива……………………………………………………………………………….8
рассмотрение и принятие решения по проекту закона на заседании Государственной Думы…………………………………………………………….10
одобрение законопроекта Советом Федерации…………………………14
утверждение (подписание) законов Президентом РФ………………….17
официальное опубликование закона…………………………………….18
3. Проблемы федерального законотворчества…………………………19
Заключение………………………………………………………………….21
Список использованной литературы……………………………………22

Работа состоит из  1 файл

Законотворческий процесс (курсовая по ТГП).docx

— 191.83 Кб (Скачать документ)

В-четвертых, резко увеличился объем дублирования законодательного материала. По этому поводу В.Б.Исаков, руководитель Правового управления Аппарата Госдумы, пишет: Мы, например, никак не можем убедить разработчиков отраслевых законов "не тащить" в них разделы о социальной защите, пенсионных и налоговых льготах, составляющих предмет специального законодательства6.

Кроме того, действующие законы изобилуют иностранными терминами, зачастую федеральные законы носят декларативный характер.

Плохо реализуемое законодательство, порой, превращается в «библиотеку законов», которой никто не пользуется. Неисполнение и нарушение законов стало трагедией нашего государства7.

В чем же причины столь  серьезных проблем, противоречий и  недостатков?

Как подчеркивают исследователи, большинство указанных проблем  законотворческого процесса и недостатков кроется в игнорировании правил законодательной техники.

Однако наряду с субъективными  причинами, и в частности, нарушением правил законодательной техники, необходимо выделить и объективные причины, в том числе, стремительные изменения действительности. В стране появляются новые общественные отношения, сменяются старые, в связи с чем, законодатель просто не может поспеть за изменяющимися условиями действительности. Законодателю приходилось в поспешном порядке «латать дыры, чтобы корабль не затонул»8, поэтому поспешность, меняющаяся действительность играли не последнюю роль в проблемах связанных с законотворчеством.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Процесс законотворчества - это сложный социальный процесс, сочетающий в себе действие законов объективной действительности и субъективную волю законодателя. Только принятие объективно обусловленных выражающих общественные потребности законов может служить основой эффективного законотворчества, основным показателем которого является реальное действие закона.

Жизнеспособность  законов обеспечивается множеством компонентов. Их необходимо подвергнуть глубокому анализу, чтобы определить проблемы в процессе подготовки и реализации законов.

Естественно, перечисленный в третьей главе перечень трудностей законотворческого процесса не является исчерпывающим. Необходимо глубокое научное исследование этих вопросов, разработка на ого основе практических мер по совершенствованию законотворческого процесса.

Необходима  единая государственная программа законотворчества, которая должна охватывать уровень федерального законотворчества, уровень  субъектов Российской Федерации и уровень местного самоуправления. Такой программой является план развития всего законотворчества в целом, где каждому субъекту законотворчества определено особое место, и он сможет на основании данного документа выработать стратегию законотворчества, по крайней мере, на десятилетие вперед. К сожалению, в настоящее время целостной общегосударственной программы законотворчества нет. Очевидно, что ни Президенту, ни Правительству, ни палатам Федерального Собрания, ни субъектам Российской Федерации, ни объединениям муниципальных образований самим по себе, по отдельности, такая задача не под силу. Она может быть решена только в результате взаимодействия всех перечисленных субъектов.

 

Список использованной литературы

 

1.Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.: Юрид. лит., 1991.

2.Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М.: Статус, 2001.

3.Проблемы юридической техники/ Под ред. В.М. Баранова. Нижний Новгород, 2000.

4.Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект// Журнал российского права. 1998. №10-11.

5.Боголюбов С.А. О технике законодательного процесса// Законодательство и экономика. 1995. №5-6.

6.Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве// Российская юстиция. 1997. №7.

7.Крестьянинов Е.В. Особенности порядка принятия федеральных конституционных законов// Государство и право. 1995. №12.

8.Летягин Н. Порядок обнародования законодательных актов// Экономика и жизнь. 1995. №42.

9.Макаров В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов// Государство и право. 1995. №5.

10.Мальков В.П. Опубликование и вступление в силу федеральных законов, иных нормативных правовых актов// Государство и право. 1995. №5.

11.Серегина Е.В. Законотворчество: его понятие и задачи// Юридический вестник. 2000. №1.

12.Сильченко Н.В. Границы деятельности законодателя// Советское государство и право. 1991. №8.

13.Троицкий В.С., Морозова Л.А. Делегированное законотворчество// Государство и право. 1997. №4.

14.Магомедов С.К. Технико-правовые  аспекты законотворчества // Адвокат. - №7. - июль 2002 г.

15. Тихомиров Ю.А. Действие закона. М.: Известия. № 132. 2002.

1 Керимов Д.А. Культура и техника законотворчества. М.: Юрид. лит., 1991.-С.51

2 .Абрамова А.И., Рахманина Т.Н. Опубликование нормативных правовых актов: информационно-правовой аспект// Журнал российского права. 1998. №10-11.-С.11.

3 Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве// Российская юстиция. 1997. №7.-С.13.

4 СЗ РФ. 1994.№ 8  . Ст. 801.

5 Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат. - №7. - июль 2002 г – С.17.

6 Исаков В. Подготовка и принятие законов в правовом государстве: российские проблемы и решения // Российская юстиция. - 1997. - N 7. – С.13.

7 Тихомиров Ю.А. Действие закона. М.: Известия. № 132. 2002. – С.7.

8 Магомедов С.К. Технико-правовые аспекты законотворчества // Адвокат. - N 7. - июль 2002 г. – с.52.

 


Информация о работе Законотворческий процесс и его стадии