Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2013 в 22:57, курсовая работа
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
Понятие и принципы законотворчества
Этапы законотворческого процесса
Подготовка проекта закона
Глава 2. Структура механизма обеспечения реализации закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
Глава 2. Структура механизма обеспечения реализации закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы
Введение
Актуальность темы данной курсовой работы с каждым днем растет, так как именно посредством норм регулируются отношения в нашем обществе. Нормы закреплены в законах и иных нормативных правовых актах. А они в свою очередь являются производной законотворческого процесса.
Законотворческий процесс – это основная составляющая стадии правотворчества
Законотворчество является одной из форм правотворческой деятельности государства, осуществляемой специально уполномоченными органами и должностными лицами.
С формальной точки зрения
законодательный процесс
Законы государства должны строго отвечать правовым принципам, предъявляемым к ним конституцией. Поэтому и принято говорить о правовом характере закона, под которым понимается закон, соответствующий основным свойствам права, признанным цивилизованными народами. С этой точки зрения рассматривается и принцип верховенства правового закона как один из важнейших признаков правовой государственности.
Реальность показывает, насколько широк круг вопросов, неурегулированных правом, без которых невозможно реализовать экономические и социальные программы, выдвигаемые жизнью.
Речь идет не только об обновлении, улучшении законодательства, но и о формировании многих принципиально новых правовых институтов, отвечающих новым экономически условиям, критериям правового государства.
Задача работы состоит в том, чтобы не просто описать процесс происхождения закона через все стадии его создания, а показать научные основы этой деятельности: это вопросы необходимости правового регулирования общественных отношений и адекватного отражения нормативно-правовых потребностей, вопросы научного планирования законодательной работы и прогнозирования последствий принятия закона, вопросы научной экспертизы проектов законов и их модальной сбалансированности.
Глава 1. ПОНЯТИЕ ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА В СОВРЕМЕННОМ ГОСУДАРСТВЕ
1.1 Понятие и принципы
Для этого законодателю необходимо решить ряд задач, а именно необходимостью:
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
Законотворчество характеризуется органическим единством трех его основных компонентов:
На самом деле, для того чтобы в законах адекватно отражались происходящие в обществе процессы, надо постоянно обнаруживать, изучать и умело использовать объективные закономерности, направляющие эти процессы.
1.2 Этапы законотворческого процесса.
Первым этапом законотворческого процесса является подготовка проекта закона.
"Как
известно, воля законодателя, как
бы широко ни трактовалось
это понятие, формируется под
воздействием объективных
Принятие решения о подготовке законопроекта знаменует собой начало законотворческого процесса. С принятием такого решения определяется тема будущего акта, его общая направленность. Очень много зависит от того, каков законопроект изначально, как подана его основная идея и насколько он соответствует реальным общественным потребностям.
По предлагаемому
к разработке законопроекту предварительно
составляется его концепция. В содержание
концепции законопроекта
1. подзаконные нормативные акты;
2. нормативные указы;
3. "простые" федеральные законы;
4. конституционные федеральные законы;
5. Конституция РФ /как целое/;
6. Положения гл.1 Основы конституционного строя Конституции РФ 1993 г.2
Важным является вопрос о том, кто готовит законопроект. Сложившаяся юридическая практика идет "ведомственным" путем, т.е. правоподготовительная деятельность осуществляется министерствами и ведомствами. Основные адресаты в планах законопроектных работ - Министерство финансов, Прокуратура РФ, Министерство юстиции. Основная тяжесть работы ложится на работников аппарата этих государственных структур, что влечет ряд негативных последствий. Проект закона вырабатывается, как правило, в спешке из-за большой загруженности специалистов аппарата, зачастую достаточно низок их профессиональный уровень, кроме того, они, так или иначе, находятся в плену у определенного стереотипа правового мышления. Другой негативной чертой, на наш взгляд, является деперсонифицированность проекта, когда официальным автором является ведомство, а конкретные создатели просто неизвестны и не несут за свое детище никакой ответственности.
Сложившаяся ситуация естественно привлекает внимание ученых-правоведов. Большинство склоняется к тому, что подготовкой законопроектов аппарат заниматься не должен. В частности С.С. Алексеев выступил с предложением передать работу по составлению законопроектов группе специалистов, ученых, практиков, обладающих компетентностью в том или ином законодательно разрешаемом вопросе. "Закон как изобретение, как всякое достижение человеческого ума должен создаваться талантливыми личностями. Настоящие законы нельзя создавать большими коллективами. Необходимо привлечь к выработке законов людей с конструктивным мышлением".1
Полезной
была бы практика подготовки проектов
законов специально созданными научно-исследовательскими,
творческими группами, и объявление
соответствующего конкурса среди авторских
коллективов. Еще один момент, на котором
бы хотелось остановиться. Это законотворческая
деятельность членов парламента. Европейская
практика показывает, что такого понятия
нет вообще, депутаты работают только
с готовым проектом, который создается
специалистами. Статус депутата в РФ
позволяет Думе обращаться с законодательной
инициативой, внести обоснованное предложение
о законодательном нововведении
и отстаивать его". Депутат Совета
Федерации и депутат
А. законопроектов и поправок к ним;
Б. законодательных предложений о разработке и принятии
новых федеральных
конституционных законов и
В. законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу".2
Если такая инициатива будет одобрена, то ее "обработкой" займутся профессионалы. На наш взгляд, это существенно сократило бы количество "некачественных" проектов, а возможно даже и законов. Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить:
1. Создание концепции будущего закона;
2.Анализ
существующих норм, регулирующих
данные отношения и изучение
соответствующего мирового
3. Непосредственная работа над текстом проекта;
4. Экспертиза готового законопроекта.
Особое
внимание, на наш взгляд, следует
уделить разработке концепции будущего
закона - ее экономическому, социально-политическому
контексту. Найти объективно необходимое
сочетание юридического и практического
содержания акта, что требует привлечения,
как юристов, так и специалистов
в конкретно необходимых