Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 19:53, реферат
Бытие политической системы — это процесс действия ее субъектов: государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов, форм и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы, ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса.
Бытие политической системы — это процесс действия ее субъектов:
государственных институтов, партий, общественных организаций, элит, лидеров и
всех граждан. Вне живой деятельности политических сил в ее многообразии типов,
форм и видов невозможно осмыслить ни функционирования политической системы,
ни особенностей политических режимов, ни в целом политического процесса.
Государство, например, как еще отмечал М. Вебер, есть комплекс специфических
совместных действий людей. Оно перестает существовать в политическом смысле,
как только исчезает возможность функционирования определенных типов совместных
действий. Главным образом — осуществления власти от имени общества особыми
группами людей.
Деятельностный подход в политологии не менее значим, чем в социологии. Смысл
политологической науки заключается в основном в объяснении сути процесса и
организации политических действий, их детерминации и влияния на общество.
Категория деятельности при изучении политических явлений играет роль
объяснительного принципа и методологического основания.
В начале данной работы хотелось бы сразу конкретизировать рассматриваемое во
второй части
работы понятие «политическая
Понятия «политическая культура» и «политическое сознание» используются для
обозначения сложных черт и взаимосвязей субъективной стороны политики.
Политическая культура — постоянно изменяющийся и развивающийся феномен,
чутко реагирующий на динамику окружающего мира. Присутствие в термине
«политическая культура» самого понятия «культура» создает ряд трудностей в его
определении. До сих пор нет единого мнения, что такое культура. Существует
множество ее определений, часто весьма далеких друг от друга.
Если под культурой понимать всю сумму результатов материального и духовного
производства человеческого общества, то политическая культура представляет ту
часть общей культуры, которая объединяет исторический опыт, память социальных
общностей и отдельных людей в сфере политики, их ориентации, установки, навыки,
определяющие политическое поведение.
Политическая культура — это совокупность официально принятых и неофициально
бытующих в данной стране политических норм, правил, принципов и обычаев,
которые достаточно жестко (хотя порой и незаметно) определяют, направляют,
ограничивают политическое поведение как государственных деятелей, так и рядовых
граждан. Нет политической культуры, единой для Европы и Ближнего Востока,
Западного полушария и Дальневосточного региона. Существуют многие типы и
вариации политической культуры — региональные, национальные и тд. В каждой
конкретной стране есть собственная базисная модель политической культуры, и
проявляется
она в национально-
В осмысление политической культуры большой вклад внесли американские
политологи Г.Алмонд, С.Верба, СЛипсет, Л.Пай и др. Их подходы к изучению
проблемы были разными. Политическая культура трактовалась то как
психологическое явление, как совокупность внутренних ориентации человека на
политические объекты, то как модель желательного поведения и мышления.
Объективистский подход призван был раскрыть содержание политической культуры
через нормы и санкционированные образцы поведения граждан и групп. Однако все
исследования были ориентированы на субъективный контекст политики, ценностные
ориентации человека в политике, на оценочные суждения и мнения человека о
политических объектах. Оценочные суждения отражают индивидуально-личностное
отношение к явлениям политики и власти, меру осознания своего гражданского
долга, глубину понимания и значимости идей свободы, справедливости, равенства,
гуманизма.
I. Политическая деятельность – специфическая форма активности
субъекта.
Понятие деятельности охватывает все многообразие форм активного отношения
людей к окружающему миру — природному и социальному, включающему
целесообразное изменение его в соответствии с человеческими потребностями.
Каждая сфера жизни общества (экономическая, социальная, духовная и т. д.)
характеризуется совокупностью присущих ей форм и видов деятельности, равно как
и общественных отношений.
Особое место занимает политическая деятельность, составляющая основное
содержание политической сферы жизни. Определить содержание понятия
политической деятельности — это означает дать существенное определение
политики.
Возможны два концептуальных подхода при рассмотрении проблемы политической
деятельности, вытекающие из неоднозначного понимания политической системы.
Один из них: деятельность понимается, прежде всего, как саморегуляция
политической системы внутри себя, являющейся самостоятельным организмом.
Субъектами деятельности выступают организационные группы лиц: парламентские,
партийные фракции, правящие группировки (элиты), правительство, другие органы
власти, лидеры, функционирующие непосредственно в политической системе. Иной
подход (чаще всего встречается у марксистских авторов) базируется на понимании
политической системы в виде организации, управляемой внешними, по отношению к
политическим институтам, социально-классовыми силами. Понятие политической
деятельности в таком случае включает обобщенное выражение воздействий на
систему социальных групп и общественных объединений, людей, то есть субъектов
гражданского общества.
Политическая деятельность представляет собой совокупность организованных
действий субъектов как внутри политической системы, так и вне ее, подчиненных
реализации общих социальных интересов и целей. В основе своей политическая
деятельность — это руководство и управление общественными отношениями при
помощи институтов власти. Ее суть — управление людьми, человеческими
сообществами.
Конкретное содержание политической деятельности составляет: участие в делах
государства, определение форм, задач и направления деятельности государства,
распределение власти, контроль за ее деятельностью, а также иное воздействие на
политические институты. Каждый из отмеченных моментов обобщает многообразные
виды деятельности: скажем, непосредственное выполнение людьми политических
функций в рамках институтов государственной власти и политических партий и
опосредствованное участие, связанное с делегированием полномочий тем или иным
институтам; профессиональная и непрофессиональная деятельность; руководящая и
исполнительская деятельность, направленная на укрепление данной политической
системы или, напротив, на ее разрушение; институционализированная или
неинституционализированная деятельность (к примеру, экстремизм); системная или
внесистемная и т. д.
М. Вебер, говоря о составе политической деятельности, подчеркивал, в первую
очередь, деятельность по сохранению порядка в стране, т. е. «существующих
отношений господства».
Если говорить об институтах, входящих в политическую систему, то
деятельность каждого из них имеет свои существенные признаки и, прежде всего,
раз личные цели и средства их достижения.
Сущность политической деятельности раскрывается в специфике ее объекта и
структурных элементов: субъекта, целей, средств, условий, знания, мотивации и
норм, наконец, самого процесса активности.
Непосредственным объектом политической деятельности выступают политические
ценности, институты, политическая система в целом и стоящие за ними социальные
группы, партии, элиты, лидеры.
В сферу политической деятельности включается не общество как целое, не
социально-классовые отношения во всех возможных аспектах, а лишь отношения
общества, социальных групп, классов, слоев, элит к институтам политической
власти и последних к обществу.
Субъекты политической деятельности разнообразны. Отметим, в частности, два
их вида: групповые и индивидуальные субъекты. К групповым относятся:
классовые, национальные, территориальные (региональные), корпоративные,
элитарные субъекты. Индивидуальный субъект — любая политически активная
личность, действующая в единстве с группой.
Анализ политической структуры общества позволяет выявить разновидности
групповых субъектов (политических групп), сложившихся в данной
социально-политической ситуации. Политические группы следует отличать от
социальных групп. В качестве субъектов политического действия зачастую
выступают лишь отдельные части (слои) больших социальных групп или смешанные
группы. Различные слои одной и той же социальной группы или общности (скажем,
нации) нередко оказываются ориентированными на неодинаковые, а иногда и на
противоположные цели и ценности.
Существенный признак политической деятельности — ее рациональность. Иными
словами, осознанная ориентированность на политические интересы, цели и
ценности; взаимосвязь мотивов выбора целей и средств практических действий,
познавательной и оценочной деятельности. Отсюда (по М. Веберу) наличие двух
видов рациональности: целерациональное (осознанность, научная обоснованность
политических целей) и ценностно-рациональное (осознанность ценностей). То и
другое доказывает превращение знания и ценностей в важнейшие факторы власти и