Формирование правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 00:12, реферат

Описание

Цель исследования- рассмотреть особенности взаимодействие государства права и экономики.
Задачи исследования:.
Изучить понятие права и государсвта.
Определить особенности правового государства.
Проанализировать соотношение правового государства и гражданского общества.
Выявить взаимосвязь права и государсвта с другими сферами общественной жизни.
Расмотреть правовое государство в России.

Содержание

Введение................................................................................................................3
Понятие права и государства.......................................................................6
Правовое государство...................................................................................11
Понятие правового государства...........................................................11
Признаки правового государства.........................................................11
Пути формирования и основы правового государства.....................12
Соотношение правового государсвта и гражданского общества..........15
Взаимосвязь права и государства с другими сферами общественной жизни......................................................................................................................19
Право, экономика и политика...............................................................19
Право, правосознание и правовая культура.......................................19
Правовое государство в современной России............................................26
Заключение...........................................................................................................30
Библиографический список..............................................................................31

Работа состоит из  1 файл

политология.docx

— 54.65 Кб (Скачать документ)

4.2 Право, правосознание  и правовая культура.

Существуют различные  формы общественного сознания, посредством  которых люди осознают (отражают) окружающий мир. Это политическое, нравственное, национальное, эстетическое, религиозное  сознание. К формам общественного  сознания относится и правосознание.

Правосознание представляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые  выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления  о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном  поведении. Особенность правосознания  как специфической формы общественного  сознания выражается в следующем:

1. В правосознании отражаются  лишь те явления, которые составляют  правовую сторону жизни общества. Оно охватывает процесс создания  правовых норм, реализацию их  требований в общественной жизни.  Политические, нравственные и другие  идеи и представления тоже  активно воздействуют на формирование  и реализацию норм права. Но  прежде чем получить выражение  в правовых нормах, в практике  их применения, они должны пройти  через правосознание, то есть  получить правовую форму в  виде правовых идей и представлений.

2. Особенность правосознания  выражается также в способе  отражения явлений общественной  жизни. Осознание правовых явлений  жизни общества осуществляется  посредством специальных юридических  понятий и категорий. К их числу относятся, например, такие понятия, как правомерность, неправомерность, правоотношение, юридическая ответственность, законность. Нравственное же сознание оценивает окружающий мир с помощью собственных понятий: добра, зла, справедливости, несправедливости, чести, достоинства.

В структурном отношении  правосознание состоит из двух элементов: научного правосознания (правовой идеологии) и обыденного правосознания (правовой психологии)8:

1. Правовая идеология  - это система взглядов и представлений,  которые в теоретической форме  отражают правовые явления общественной  жизни. Теоретическое отражение  правовых идей и взглядов содержится  в научных исследованиях по  вопросам государства и права,  их сущности и роли в общественной  жизни. Поскольку в них содержатся  объективные выводы и обобщения,  это позволяет государству и  его органам эффективно использовать  их в правотворческой и правоприменительной  деятельности.

2. Правовая психология - это  совокупность чувств, привычек, настроений, традиций, в которых выражается  отношение различных социальных  групп, профессиональных коллективов,  отдельных индивидов к праву,  законности, системе правовых учреждений, функционирующих в обществе. Правовая  психология характеризует те  переживания, чувства, мысли людей,  которые возникают в связи  с изданием норм права, состоянием  действующего законодательства  и практическим осуществлением  его требований. Радость или огорчение  после принятия нового закона, чувство удовлетворения или неудовлетворения  при реализации конкретных норм, нетерпимое или равнодушное отношение к нарушениям правовых предписаний - все это относится к области правовой психологии.

На содержание правовой психологии, уровень ее зрелости значительное влияние  оказывает внедрение в сознание людей научных представлений  о правовых явлениях общественной жизни.

Общественное и индивидуальное правосознание. Общественное правосознание  обобщает правовые взгляды, идеи, традиции, которые вырабатываются отдельными людьми (индивидами). Научное правосознание  и правовая психология не существуют вне сознания отдельных личностей. Они включают все то типичное, наиболее существенное, что содержится в правовом сознании индивидов.

Индивидуальное правосознание - это чувства и представления  о праве конкретной личности. Общественное правосознание развивается через  правосознание отдельных индивидов. Однако оно неизмеримо богаче, чем  правосознание индивида, так как  отражает правовую жизнь общества в  целом. Индивидуальное правосознание  не может охватить всего многообразия правовых явлений различных периодов жизни общества - оно отражает лишь отдельные, существенные черты. Правосознание  конкретного человека складывается под влиянием тех условий, в которых он живет и работает. А так как условия жизни индивидов различны, то это сказывается и на их правосознании. Вот почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а другого - ограниченным, отстающим от общего уровня общественного правосознания. Очень важно учитывать различия в уровне правосознания отдельных людей при организации работы по правовому воспитанию.

Роль правосознания в  общественной жизни. Правосознание  играет важную роль в совершенствовании  и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание  является необходимым фактором при  создании норм права. Ведь правовые нормы  формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих  органов. Прежде чем получить выражение  в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей  проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому  качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми  представлениями, уровнем правосознания  тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание  является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти  требования тоже выполняются посредством  их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания  граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм. Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка.

Таким образом, правосознание  есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан. Совершенное  правосознание свидетельствует  также о высокой общей и  правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных  правоотношений.

Правовую, в том числе  профессионально-правовую, культуру юристов  можно рассматривать в двух аспектах: как оценочную (аксиологическую) категорию  и как категорию содержательную. В первом случае она понимается как  качественное состояние правовой жизни  общества на каждом данном этапе его  развития. Это позволяет охватить и оценить правовую жизнь в  целом и основные ее сферы в  отдельности. Типичным и наиболее полным применительно к этому подходу следует считать определение понятия правовой культуры общества как качественного состояния правовой жизни общества, выражающегося в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правосознания и правового развития личности, а также в степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Применительно к личности каждого гражданина в рассматриваемом аспекте правовая культура - это знание и понимание права, осознанное исполнение его предписаний.

Профессионально-правовая  культура  - это глубокие, объемные и формализованные знания законов  и подзаконных актов, а также  источников права, правильное понимание  принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями или принципами законности, т.е. высокая степень владения правом в предметно-практической деятельности. Соответственно для каждого юриста это степень овладения профессией, уровень специальной подготовки.

Содержательный анализ правовой культуры предполагает понимание ее как системы овеществленных и  идеальных элементов, относящихся  к сфере действия права и их отражению в сознании и поведении людей. В структуре правовой культуры в конкретно-социологическом аспекте соответственно выделяют следующие наиболее крупные элементы, которые у юристов-профессионалов имеют свое определенное содержание и качественный уровень:

- право как систему  норм, выражающих возведенную в  закон государственную волю;

- правоотношения как систему  общественных отношений, участники   которых   обладают  взаимными   правами  и обязанностями;

- правосознание как систему  духовного отражения всей правовой  действительности;

- правовые учреждения  как систему государственных  органов и общественных организаций, обеспечивающих правовой контроль, реализацию права;

- правовое поведение,  деятельность.

Правовая культура функционирует  во взаимодействии с другими областями  или сферами культуры: политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д. При этом в  специфическом содержании правовой культуры обязательно проявляются черты и особенности, свойственные как господствующей культуре данного общества, так и отдельным ее областям. Обеспечение максимального взаимного соответствия между всеми элементами правовой культуры - магистральная линия укрепления в обществе законности и правопорядка.

В этой связи особо значимым является взаимодействие, взаимообслуживание элементов правовой и нравственной культуры и областей культуры в целом. Обеспечить социально адекватное, законопослушное поведение личности в условиях демократического государства можно лишь через нравственное и правовое сознание одновременно. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры служит непосредственным внутренним (личностным) механизмом определения правовой позиции (выбора правомерного или противоправного варианта поведения). Поэтому основными составляющими профессионально-юридической культуры следует считать профессионально-правовую и профессионально-нравственную сферы или области культуры. Быть мастером своего дела в сфере правопорядка - значит обладать высоким уровнем профессиональной культуры.

 

  1. Правовое государство в современной России.

В Конституции РФ нашли  свое признание и нормативное  закрепление все три основных аспекта правовой государственности  – гуманитарно-правовой (права и  свободы человека и гражданина), нормативно-правовой (конституционно-правовая природа и требования ко всем источникам действующего права) и институционально-правовой (система разделения и взаимодействия властей).

Действующая конституция  РФ, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, конституировала  РФ как демократическое правовое государство с федеративной формой государственного устройства и республиканской  формой правления. Кроме того, Конституция определяет РФ  как социальное государство и как светское государство. Определенная глава Конституции  посвящена правам и свободам граждан РФ, которые сформулированы в соответствии с нормами международного права.

Реальные демократические  преобразования в праве  начались  со  второй  половины 80-х годов  в годы перестройки,  особенно после  поражения августовского (1991г.) путча.  Получил общее признание принцип  «правового государства», были отменены репрессивные, иные реакционные институты  и положения,  стали  развиваться  демократическое законодательство,  система  правосудия (созданы Конституционный  суд Российской Федерации, Высший арбитражный  суд Российской Федерации). В октябре 1991г. Верховным Советом Российской Федерации была одобрена концепция  судебной реформы, которая направлена  на  утверждение судебной власти в государственном механизме  как самостоятельной влиятельной  силы,  независимой в своей  деятельности от властей законодательной  и исполнительной. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991г. Декларация прав и свобод человека и гражданина,  исходит из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что соблюдение и защита  прав  и свобод,  чести и достоинства человека  -  главная обязанность государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагает  создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реальность этих конституционных положений,  равенство всех перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности.

     В течение  долгих десятилетий в  нашей   стране  действовала однопартийная  система, которая исключала возможность  создания и функционирования  легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией  являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

     Необходимым  фактором,  определяющим во многом  успех многих преобразований  в  государственной  и политической  жизни нашего общества,  является  уровень политической и правовой  культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового  нигилизма, который особенно отчетливо  проявился в последнее время  не только у граждан,  но  и у представителей государственного  аппарата. Уважение и соблюдение  конституции,  закона всеми членами,  всеми должностными лицами - неотъемлемая  черта демократического государства.

На  территории  распавшегося  СССР происходят сложные процессы в  развитии государства и права - становление  в новых «независимых  государствах»  государственных  и  правовых систем,  соответствующих  требованиям современного гражданского общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший  экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший  те негативные последствия, которые  породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства9.

Конституционная модель российской правовой государственности остается еще не сформированной до конца. Поэтому  первоочередной является задача доведения  до конца процесса формирования всех конституционных институтов. Наряду с существенными достоинствами  конституционная модель РФ имеет  и ряд недостатков, т.к. процесс  формирования правового государства  в РФ сталкивается со значительными  трудностями, идет весьма медленно и  достаточно противоречиво. В России пока не удалось реализовать в  полной мере ни одного из основных принципов  правового государства.

Информация о работе Формирование правового государства