Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, реферат
Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
1. Понятие формы (устройства)
государства, ее структура и
факторы, влияющие на ее
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
Форма государства является непосредственным выразителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, будет и его форма.
Традиционно в 60-70-х годах
отечественная теория государства
и права выделяла две составляющие
формы государства: форму правления
и форму государственного устройства.
В более поздний период утвердилось
мнение, согласно которому в форме
государства три основных, взаимосвязанных
блока: форма правления, форма национально-
Форма государства, в узком
смысле форма правления, в широком
смысле включает в себя также форму
государственного устройства (унитарное
государство, федерация, характер взаимоотношений
между государством и его частями,
между центральными и местными органами
управления и др.) и политический
режим, т. е. совокупность методов и
приёмов осуществления
Формы государства весьма разнообразны, причиной чему послужили следующие факторы:
1. Историческая традиция
развития национальной
2. Исторические особенности
становления самой
3. Принятие той либо
иной государственной формы
4. Избрание той или
иной государственной формы в
молодых странах,
За всю историю развития государства и права были высказаны десятки, если не сотни различных мыслей и суждений по вопросу о формах государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения данной проблемы. Еще в Древней Греции и Риме философы и юристы высказывали разнообразные, порою весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они отличаются друг от друга.
2. Форма правления
2.1. Монархия
Форма правления рассматривается
как организация государства, включающая
в себя порядок образования высших
и местных государственных
В историческом процессе монархия складывается еще в Древнем Мире, (Др.Израиль, Др.Египет, государства Эллады, Др.Рим и.т.д.) в период рабовладельческих государств, но наиболее полное выражение эта форма нашла в Средние века, когда вместе с господствовавшим в общественных отношениях феодализмом она послужила крепким цементом для строительства государства. Примером могут служить все европейские государства (Англия, Франция, Польша, и др.). В период буржуазных революций и последовавших за ними перемен монархия как форма правления зачастую сохранялась, но при этом претерпевала существенные изменения (Например, ограниченная власть короля в Великобритании.). В наше время на Земле существует несколько государств, сохранивших монархическую форму правления, причем не только конституционную, но и абсолютную ее разновидность.
Для абсолютистской монархии - характерно полное бесправие народа, отсутствие каких-либо представительных учреждений, сосредоточение всей государственной власти в руках монарха. Он издает законы, назначает чиновников, ведет внешнюю и внутреннюю политику, собирает и расходует налоги, причем делает это самостоятельно без всякого участия народа в законодательной деятельности, без контроля народа за управлением государством. Абсолютистские формы монархии, как правило, сопровождаются произволом, жестокой эксплуатацией народа, безудержным господством классов, выразителем и защитником интересов которых и выступает чаще всего монарх. Так, в рабовладельческом обществе монархия зачастую выступает как неограниченная деспотия, но расцвет абсолютистской монархии как формы правления приходится в основном на средневековье. С развитием буржуазных отношений абсолютистская монархия в некоторых государствах эволюционирует в монархию конституционную, приспосабливаясь, таким образом, к интересам нового господствующего класса - буржуазии.
Ограниченная монархия может
быть конституционной или
Конституционной монархии свойственно
юридическое, законодательное ограничение
власти монарха как в области
законодательной, так и исполнительной
деятельности. Несмотря на то, что монарх
формально назначает главу
Дуалистическая монархия представляет собой форму правления, которая возникает в переходные периоды развития общества. В дуалистической монархии парламент обладает законодательной властью. Кроме того, он принимает законы по вопросам бюджета, налогов и сборов, финансового, кредитного, таможенного регулирования. Исполнительная же власть сосредоточена в руках монарха. Монарх и парламент являются двумя самостоятельными различными ветвями власти. Отсюда и название - дуалистическая монархия. В дуалистической монархии действует двухпалатный парламент. Нижняя палата формируется выборным путем и представляет интересы буржуазии. Верхняя палата состоит из феодалов, назначаемых в неё монархом. Правительство подчиняется монарху. Он по своему усмотрению назначает, перемещает и отстраняет от должности членов правительства. Монарх обладает правом вето на применяемые парламентом законы. Поскольку дуалистическая монархия возникает на стыке двух исторических эпох и представляет собой выражение и воплощение политического компромисса между феодалами и буржуазией, то в качестве примера целесообразно привести Германскую империю последней четверти 19 века, которая и явилась таковой. Дуалистическая монархия в Германской империи была юридически оформлена Конституцией 1871 года. Само же государство представляло собой федерацию, состоявшую из 22 государств и трех вольных городов. Высшими органами Германской империи являлись: Император, Союзный Совет и Рейхстаг. В дуалистической монархии центральной фигурой во властных структурах государства остается монарх.
Парламентарная монархия, в отличие от дуалистической, является чисто буржуазной формой правления. Её существование обусловлено не буржуазными производственными отношениями, а определенными историческими условиями (сила традиции, приверженность общества к старым обычаям). Образцом парламентарной монархии буржуазного типа служит Великобритания. Королевская власть является пожизненной и передается по наследству прямым потомкам монарха. Монарх формально наделен обширными полномочиями по управлению страной и является источником законодательной, исполнительной и судебной власти. Фактически же он не играет значительной роли в проведении внутренней и внешней политике государства.
Монархию как форму правления весьма красноречиво характеризуют не только юридические, но и социально-психологические признаки. Можно указать на следующее. Власть монарха воспринимается как нечто божественное, а монарх - как человек, осененный божьей благодатью, наделенный властью от бога. Монархия основана и держится на патриархальном сознании, представлении, что «каждый за себя, один царь - за всех», признании неравенства людей, их ранжировании по имущественному положению, званию, месту в социальной иерархии. Монархическая власть сопровождается доверием к монарху, провозглашением верности и любви к нему, надеждами на царя-батюшку. Вместе с тем монархия держится и на принуждении, жесткой дисциплине и субординации, наконец, монархическое сознание в целом является консервативным. Ему свойственны терпение, желание сохранять существующие традиции, установившиеся нормы поведения. Таким образом, монархия как форма правления - это сложный конгломерат власти, юридических основ ее организации и осуществления, социально-
психологического состояния общества.
2.2. Республика
Республика - это форма
правления, при которой высшие органы
власти коллегиальные, имеют мандат
народа на осуществление государственной
власти. Для республики обязательно
наличие высшего