Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, реферат
Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
Тирания, как и деспотия, основана на произволе. Однако если в деспотии произвол и самовластие обрушиваются, прежде всего, на головы высших должностных лиц, то при тирании им подвержен каждый человек. Законы не действуют, поскольку тираническая власть в большинстве своем не стремится их создать.
4.4. Тоталитарный режим
Тоталитарный режим является,
как правило, порождением ХХ в., это
фашистские государства, социалистические
государства периодов «культа личности».
Сам термин появился в конце 20-х
годов, когда некоторые политологи
стремились отделить социалистическое
государство и искали четкое определение
социалистической государственности.
Тоталитарный режим является крайней
формой авторитарного режима. Тоталитарное
государство выступает как
4.5. Фашистский режим
Фашистский режим представляет
одну из крайних форм тоталитаризма,
прежде всего характеризуемой
4.6. Авторитарный режим
Авторитарный режим может осуществляться в иных формах. Он может быть основан на праве, моральных началах, но его нельзя все же отнести к режимам, где население участвует в управлении, а власть осуществляется наиболее эффективным способом.
Все же при любой форме
авторитаризма государственная
власть не формируется и не контролируется
народом. Несмотря на то, что существуют
представительные органы, реально они
никакой роли в жизни общества
не играют. Парламент штампует решения,
выработанные правящей элитой во главе
с вождем или группой лиц (хунтой,
олигархией). Зачастую авторитарные режимы
в относительно «мягкой» форме осуществляются
для проведения реформ, укрепления
государства, его целостности, единства,
противопоставления сепаратизму, экономическому
развалу. В авторитарном государстве
управление осуществляется, как правило,
централизованно. Решения центральной
власти, не учитывающие зачастую экономические,
национальные, географические, бытовые,
религиозные и другие особенности
тех или иных групп населения,
исполняются отнюдь не добровольно.
В случае отклонения людей от “генеральной
линии” применяется принуждение. Использование
насилия становится характерным
для авторитарного режима. Вот
почему авторитарное государство не
может существовать без опоры
на полицейский и военный
4.7. Переходные режимы
Переходные режимы формируются в результате победы радикальных оппозиционных сил, могут существовать десятилетиями и отличаются либо демократической, либо авторитарной направленностью. Среди них своей спецификой выделяются военные режимы, устанавливаемые в результате военных переворотов. При этих режимах вся власть в центре и на местах принадлежит военным и назначаемым ими чиновникам.
Чрезвычайные государственно-
Авторитарному режиму противостоит
демократический режим, прежде всего
наиболее современная форма последнего
- либерально-демократический
4.8. Либерально-
Либерально-демократический
режим существует во многих странах.
Его значение такого, что некоторые
ученые полагают: либеральный режим
- это собственно не режим осуществления
власти, а условие существования
самой цивилизации на определенном
этапе ее развития, даже финальный
итог, которым и заканчивается
вся эволюция политической организации
общества, наиболее эффективная форма
такой организации. Но с последним
утверждением трудно согласиться, так
как в настоящее время идет
эволюция политических режимов и
даже такой ее формы, как либерально-
В теории государства и
права либеральными называются также
политические методы и способы осуществления
власти, которые основаны на системе
наиболее демократических и
Либеральный режим имеет
и свои проблемы, главные среди
них - социальная защита некоторых категорий
граждан, расслоение общества, фактическое
неравенство стартовых
4.9. Демократический режим
Собственно демократический режим (democratia - в переводе с греческого - народовластие) - это одна из разновидностей либерального режима, основанного на признании принципа равенства и свободы всех людей, участии народа в управлении государством. Предоставляя своим гражданам широкие права и свободы, демократическое государство не ограничивается только их провозглашением, т.е. формальным равенством правовых возможностей. Оно обеспечивает для них социально-экономическую основу и устанавливает конституционные гарантии этих прав и свобод. В результате - широкие права и свободы становятся реальными, а не только формальными.
В демократическом государстве
народ является источником власти.
И это становится не просто декларацией,
а фактическим положением дел. Представительные
органы и должностные лица в демократическом
государстве, как правило, избираются,
но меняются. Критерием избрания того
или иного человека в представительный
орган являются его политические
взгляды, профессионализм. Профессионализация
власти - отличительный признак
Демократическое общество характеризуется развитием ассоциативных связей на всех уровнях общественной жизни. При демократии существует институциональный и политический плюрализм: партии, профсоюзы, народные движения, массовые объединения, ассоциации, союзы, кружки, секции, общества, клубы объединяют людей по различным интересам и склонностям. Интеграционные процессы способствуют развитию государственности и свободы личности. Референдумы, плебисциты, народные инициативы, обсуждения, демонстрации, митинги, собрания становятся необходимыми атрибутами общественной жизни. Объединения граждан участвуют в управлении делами государства. Наряду с исполнительной властью на местах создается параллельная система прямого представительства. Общественные органы участвуют в выработке решений, советов, рекомендаций, а также осуществляют контроль за исполнительной властью. Таким образом, участие народа в управлении делами общества становится поистине массовым и идет по двум линиям: выборы управленцев - профессионалов и прямое участие в решении общественных дел (самоуправление, саморегуляция), а также контроль за исполнительной властью. Демократическое общество характеризуется как бы совпадением объекта и субъекта управления. Управление в демократическом государстве производится по воле большинства, но с учетом интересов меньшинства. Поэтому принятие решений осуществляется как путем голосования, так и с использованием метода согласования при принятии решений.
Разумеется, и демократический
режим имеет свои проблемы: чрезмерное
социальное расслоение общества, временами
своеобразную диктатуру демократии
(авторитарное господство большинства),
а в некоторых исторических условиях
этот режим ведет к ослаблению
власти, нарушениям порядка, даже скатыванию
к анархии, охлократии, порой создает
условие для существования
Заключение
Форма государства может быть понята лишь в единстве трех составляющих элементов: формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. Несмотря на имеющиеся различия, форма всех существующих государств имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
Форма правления отвечает на вопрос о том, кто и как правит, как устроены органы государства.
Форма национально-государственного
устройства и административно-
Политический режим
Наиболее распространенной формой государства на нашей планете в настоящее время является демократическая республика, которая представляет собой продукт наиболее прогрессивных представлений человечества об устройстве современного общества. Однако по мнению многих ученых это не исключает появления в будущем принципиально новых элементов формы государства.