Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 19:38, реферат
Цель данной работы - показать сущность понятия «форма государства», раскрыть его составляющие, связь между ними и изучить их многообразие.
1. Понятие формы (устройства) государства, ее структура и факторы, влияющие на ее изменение
2. Форма правления
3. Государственное устройство: понятие и виды
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки
Симметричная федерация
В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих один и тот же правовой статус. Только субъекты являются частями федерации в Германии (земли), в ОАЭ (эмираты), Аргентине (провинции), России (применяются разные названия субъектов). Однако абсолютно симметричных федераций нет, какие-то элементы различий между субъектами существуют. В Германии земли имеют неодинаковое число голосов в верхней палате парламента -- бундесрате (от трех до шести голосов независимо от численности представителей земли), в однопалатном совещательном Национальном собрании ОАЭ эмираты имеют от 8 до 4 представителей, в России одни субъекты имеют свои конституции и называются в федеральной Конституции государствами (хотя и в скобках), другие -- нет, в Бельгии тоже есть различия между субъектами и т.д. Пожалуй, только в Австрии, Мексике, Бразилии, Аргентине структура федераций ближе к идеалу симметричной федерации (с точки зрения правового положения ее составных частей).
Асимметричная федерация
Асимметричная федерация состоит из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов), а статус субъектов в свою очередь может быть неодинаков. В США помимо штатов (субъектов) существуют небольшие территории (владения)-- Виргинские Острова, Восточное Самоа, федеральный округ Колумбия, Пуэрто-Рико, которые не пользуются правами штатов (их население, в частности, не участвует в выборах парламента США).
Нетрадиционные федерации
Наряду с другими федерациями
существуют также договорные, учредительные
и конститутивные федерации. Договорные
федерации создаются как
3.3. Конфедерация
Конфедеративная форма государственного
устройства - это объединение государств,
как правило, на договорной основе,
для достижения определенных целей
(экономических, военных, политических,
социальных и др.), позволяющая создать
наиболее благоприятные условия
для деятельности этих государств.
Эти цели могут носить как временный,
так и постоянный характер. Так, страны
Европейского экономического сообщества
в своем общении преследуют, прежде
всего, экономические цели, причем эти
цели относятся к разряду
Для достижения поставленных целей в конфедерации создаются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению. Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее определяется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех ее членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.
Исторический опыт показывает,
что конфедеративные
Существует мнение, что конфедерация может стать со вре-менем весьма распространенным явлением, и не исключено, что конфедерация (и даже конфедеративное го-сударство) окажется в будущем конструктивной моделью государственного устройства, в особенности в условиях, когда распадаются государства имперского характера, имевшие внешние атрибуты феде-рации, такие, как СССР, Югославия.
3.4. Содружество
Содружество - это весьма редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенной степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единица и д.р.), во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина), в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ), иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, например, у стран Британского содружества наций), в-четвертых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхождение, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привнесения и ассимиляции иных, чужеродных элементов), в-пятых, религии (но не всегда). Однако содружество - это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.
Цели, выдвигаемые при
создании содружества, могут быть самыми
различными. Они затрагивают важные
интересы государств, что не позволяет
их отнести к разряду
Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, которые могут принимать главы государств (устав Содружества, акты об их общих вооруженных силах и т.п.).
Следует отметить, что Содружество как объединение государств может носить и переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при нерешенности, противоречивости интересов, целей государств, образовавших его, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств.
3.5. Сообщество
Межгосударственные
3.6. Союз
Союз -- эта еще одна разновидность государственных соединений с определенной целью. Союзные формирования можно встретить в России, например союз России и Белоруссии. Этот союз является политическим объединением двух суверенных стран, с общей конституцией и языком. Среди зарубежных стран наиболее отчетливо элементы союза характерны для Европейского Союза (ранее -- Сообщества). В состав союза входит 15 суверенных государств. Союз имеет Европарламент, члены которого теперь избираются прямым голосованием избирателей в государствах-членах по избирательным округам, каждое государство имеет определенное число избирательных округов в основном в пропорции к численности населения (ранее, члены Европарламента избирались косвенными выборами -- парламентами отдельных государств). Среди органов Союза есть Совет министров, другие органы, некоторые из них могут принимать решения, обязательные для государств-членов. По ряду вопросов принимаются европейские правовые акты, которые имеют обязательную силу. Некоторые из них действуют непосредственно в государствах-членах. Другие акты обязывают государства-члены привести внутреннее законодательство в соответствие с актами Европейского союза. В 2002 г. в Европейском союзе была введена общая денежная единица - евро. В теории государства и права Европейский Союз понимается по-разному, как союз и, как сообщество.
3.7. Империя
Империя - сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. В прошлом входящие в империю образования при неразвитости транспортных средств и средств связи мало соприкасались с имперской властью. В Новое время, особенно в ХХ веке, положение, разумеется, существенно меняется. Некоторые политологи пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса. Круг империй достаточно широк. Они существовали во все исторические эпохи. Империями были и Римское государство последнего периода своего существования, и Великобритания, и Россия.
3.8. Фузия и инкорпорация
Фузия (слияние государств)
и инкорпорация (внешне оформляемое
как слияние присоединение
Фузией было, например, воссоединение ФРГ и ГДР, инкорпорацией, как полагают многие, - присоединение Эстонии, Латвии и Литвы к СССР в 1940 г.
3.9. Автономия
Среди трех основных видов
форму государственного устройства
стоит выделить автономию, как отдельное
государственное образование. Слово
“автономия” (греч. - свой закон) обозначает
самостоятельность, самоуправление. В
современном понимании автономия -- это
внутреннее самоуправление районов государства,
отличающихся географическими, национальными,
бытовыми особенностями (Крым на Украине,
Корсика во Франции). В зависимости от
объема полномочий существуют две формы
территориальной автономии: административная
(местная) и политическая (законодательная).
В законодательной автономии ее органы
имеют право издания местных законов по
строго определенным вопросам, точно зафиксированным
в конституции либо иных законах государства.
Автономия такого рода существует, например,
в Финляндии (Аландские острова, населенные
преимущественно шведами). Административная
же автономия не обладает правом издавать
собственные местные законы, а может издавать
только постановления и иные нормативные
акты, однако по сравнению с обычными административно-
4. Политический режим. Виды режимов и их признаки.
4.1. Виды политических режимов
Для постижения формы государства
объективно необходимо изучение методов
и способов, с помощью которых
государство управляет
4.2. Деспотический режим
Деспотический режим (despotia - в переводе с греч. Неограниченная власть). Этот режим характерен для монархической формы правления, а именно для абсолютистской монархии, когда власть осуществляется исключительно одним лицом, становящимся деспотом. Деспотии возникли в древности и характеризовались крайним произволом в управлении (власть осуществлялась подчас болезненно властолюбивыми лицами), полным бесправием и подчинением деспоту со стороны его подданных, отсутствием правовых и моральных начал в управлении. Деспотический режим встречался в основном в странах Средиземноморья, на Ближнем Востоке, в странах Азии, Африки, Южной Америке, словом, в государствах азиатского способа производства, рабовладельческих обществах, некоторых феодальных странах. Он характерен для ранних этапов развития человеческого общества, государственности. Однако этот режим возникал и может возникать и в некоторых современных государствах в силу исторического своеобразия их развития, личностных характеристик их политических лидеров, монархов, способов борьбы за власть и ее осуществление или подавление противников режима и т. д.
4.3. Тиранический режим
Тиранический режим - также
основан на единоличном правлении.
Однако в отличие от деспотии, власть
тирана подчас устанавливается