Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Объектом исследования являются формы правления в государствах современного мира.
Предметом исследования выступают особенности функционирования различных форм правления, их типология и признаки.
Исходя из актуальности темы, определена цель исследования – изучение действующих форм правления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и дать понятие формам правления;
охарактеризовать их типологию;
Введение 3-4
Глава 1.Понятие форм правления и их классификации 5-21
1.1. Монархия 6-12
а) Абсолютная монархия 7-9
б) Конституционная монархия 9-12
- Дуалистическая 9-10
- Парламентская 10-12
1.2. Республика 12-20
а) Президентская республика 14-16
б) Парламентарная республика 16-19
в) Смешанная республика 19-20
Глава 2. Нетипичные формы правления 21-27
2.1. «Республиканская монархия» 24-25
2.2. «Монархическая республика» 25-26
2.3. «Суперпрезидентская республика» 26-27
Заключение 28-29
Список использованных источников и литературы 30
Приложение 31
Дуалистическая
монархия - первоначальная форма ограниченной
или конституционной монархии. Здесь мы
наблюдаем уже возникающее или довольно
развитое разделение властей, во всяком
случае, отделение законодательной власти
от исполнительной. Законодательная власть
принадлежит в принципе парламенту, который
избирается подданными или определенной
частью их, если избирательное право цензовое.
Исполнительная власть принадлежит монарху,
который может осуществлять ее непосредственно
или через назначаемое им правительство.
Судебная власть принадлежит монарху,
но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной
форме правления обычно урезанное. Хотя
законы принимаются парламентом, монарх
пользуется правом абсолютного вето,
то есть без его утверждения закон в силу
не вступит. Кроме того, монарх обычно
может издавать чрезвычайные указы,
имеющие силу закона и даже более высокую,
а главное, может распускать парламент,
заменяя фактически дуалистическую монархию
абсолютной. Например, в Иордании после
роспуска парламента в 1974 г. очередные
парламентские выборы состоялись лишь
в 1989-м. Правительство, если таковое есть,
за свою деятельность несет ответственность
лишь перед монархом, но отнюдь не перед
парламентом. Последний может воздействовать
на правительство, только используя
свое правило устанавливать
бюджет государства. Рычаг этот, хотя и
достаточно мощный, может, использоваться
лишь раз в году, а, кроме того, депутаты,
вступая в конфликт с правительством или
через него с монархом, не могут
не ощущать постоянной угрозы роспуска
парламента. Как и для абсолютной монархии,
для монархии дуалистической типичен
авторитарный политический режим. Государственный
же режим может характеризоваться как
ограниченный дуализм власти. Дуалистическая
монархия есть выражение компромисса
между властвующей феодальной верхушкой
общества и остальной его частью,
в котором преобладание все же остается
за монархом и его окружением. Обычно дуалистические
монархии возникают в переходные периоды,
когда общество меняет тип исторического
развития, например, переходит от феодализма
к капитализму. В этих условиях монарх
отражает интересы уходящего с исторической
арены класса феодалов, а парламент –
зародившейся буржуазии. Примером дуалистической
монархии может служить Германия в период
(1871-1918 гг.), сейчас в Марокко.
Парламентская монархия
Парламентарная монархия существует обычно в высокоразвитых государствах, где переход от аграрного строя к индустриальному сопровождался преимущественно не коренной ломкой прежних институтов власти, а постепенным их преобразованием и приспособлением к новым условиям. Парламентская монархия в настоящее время существует в целом ряде развитых стран, в экономике которых не сохранилось сколько-нибудь существенных пережитков феодализма (Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия и др.).
В
парламентарной монархии нет никакого
дуализма. Власть монарха ограничена
не только в области законодательства,
но и в сфере государственного
управления и контроля над правительством.
Юридически за монархом сохраняется
право назначения главы правительства
и министров, но делает он это только
в соответствии предложениями лидеров
партийной фракции, располагающей
большинством мест в парламенте (точнее,
в нижней палате парламента), формально
министры считаются слугами монарха,
а само правительство — правительством
монарха, но ни министры, ни правительство
никакой ответственности (индивидуальной
или коллегиальной) перед монархом
не несут. В силу применяющихся при
этой форме правления принципов
парламентаризма правительство
формируется парламентским
Наиболее типичным примером парламентарной монархии является современная Великобритания. Полномочия британского монарха не подвергались значительным юридическим ограничениям, однако в силу действующих конституционных соглашений, нигде не зафиксированных, но неукоснительно соблюдающихся, Корона практически лишена каких-либо дискреционных полномочий. Все юридические акты, исходящие от монарха, нуждаются в министерской скрепе, причем ответственность за них несет только правительство, что находит свое выражение в известной формуле «Корона не может поступить неправильно».
1.2. Республика
Республика (от лат. res publica - общественное дело) – представляет собой такую форму правления, при которой государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определённый срок.
В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.
Например,
республиканская форма правления
во Франции окончательно установилась
лишь с принятием Конституции 1875
г. после двукратной реставрации
монархии. Швейцария и миниатюрное
государство Сан-Марино имеют эту
форму правления изначально. Большинство
же современных европейских
республик обрели ее после военных
и революционных потрясений XX века,
связанных, прежде всего с двумя
мировыми войнами. В Америке успешная
вооруженная национально-
Юридическими признаками республики являются:
1)
Выборность высших органов
2)
Избрание органов верховной
3) Осуществление власти от имени народа, а не по собственному усмотрению.
4)
Юридическая ответственность
5) Принцип разделения власти.
6)
Гарантированность прав
Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства. В развитых государствах взаимоотношения между высшими органами власти строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская
форма правления зародилась в
рабовладельческих
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города-республики выборным путем создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами(бургомистрами, мэрами и др.)
В современном мире существуют три основные разновидности республики: президентская, парламентарная и смешанная (президентско-парламенская), хотя история знает и многие другие разновидности республик: рабовладельческую, аристократическую, советскую, теократическую и др. Различия между ними обусловлены, во-первых, тем, кто формирует правительство и перед кем оно ответственно, и, во-вторых, как строят свои взаимоотношения законодательная и исполнительная ветви власти (на принципе разделения властей, что характерно для президентской республики, либо исходя из принципа сотрудничества властей, что свойственно парламентарной республике).
а) Президентская республика
Президентская республика - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая наряду с парламентаризмом соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства.
Наиболее
характерные черты
- президент одновременно
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства.
- наиболее последовательно проведен принцип разделения властей.
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом.
- более широкие, чем в
парламентарной республике
Законодательная,
и исполнительная власть в
президентской республике получают
свой мандат непосредственно от народа.
Главой исполнительной власти является
избираемый народом президент, который
совмещает эти функции с
Классической
президентской республикой
Президентские
республики распространены в Латинской
Америке. Эта форма правления
встречается также в некоторых
странах Азии и Африки. Правда,
подчас в этих странах власть главы
государства на деле выходит
за конституционные рамки, и,
в частности, латиноамериканские президентские
республики характеризовались
б) Парламентская республика
Парламентская республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В
такой республике правительство
формируется парламентским