Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 17:49, курсовая работа
Объектом исследования являются формы правления в государствах современного мира.
Предметом исследования выступают особенности функционирования различных форм правления, их типология и признаки.
Исходя из актуальности темы, определена цель исследования – изучение действующих форм правления. В соответствии с этим поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность и дать понятие формам правления;
охарактеризовать их типологию;
Введение 3-4
Глава 1.Понятие форм правления и их классификации 5-21
1.1. Монархия 6-12
а) Абсолютная монархия 7-9
б) Конституционная монархия 9-12
- Дуалистическая 9-10
- Парламентская 10-12
1.2. Республика 12-20
а) Президентская республика 14-16
б) Парламентарная республика 16-19
в) Смешанная республика 19-20
Глава 2. Нетипичные формы правления 21-27
2.1. «Республиканская монархия» 24-25
2.2. «Монархическая республика» 25-26
2.3. «Суперпрезидентская республика» 26-27
Заключение 28-29
Список использованных источников и литературы 30
Приложение 31
в) Смешанная республика
Смешанная
республика или ещё ее называют
президентско - парламентская
отличается двойной ответственностью
правительства – перед президентом и
парламентом. Схожие черты правления можно
найти и в современной России, хотя роль
парламента существенно ограничена по
сравнению с французским парламентом.
Смешанная республика сочетает в себе
наиболее сильные стороны парламентской
и президентской систем правления.
Она соединяет в себе сильную президентскую
власть (достоинство президентской республики)
и эффективный контроль за правительством
со стороны парламента (сильная сторона
парламентской республики). С одной стороны,
президент наделён широким кругом полномочий:
он является главой государства, верховным
главнокомандующим, обладает отлагательным
вето на решения парламента, назначает
главу правительства (премьер-министра),
имеет право распустить парламент и назначить
новые выборы, единолично ввести чрезвычайное
положение и т.д. С другой стороны, парламент
имеет возможность контролировать деятельность
премьера и правительства посредством
утверждения бюджета страны, вынесения
вотума недоверия им. Например, по Конституции
Французской Республики 1958 г. Президент
избирается гражданами и руководит
правительством, что характерно для президентской
республики. В то же время,
назначаемое им правительство должно
пользоваться доверием нижней палаты
Парламента - Национального собрания,
что характерно для парламентарной
республики. Вместе с тем Президент
может распускать Национальное собрание
по своему усмотрению, что не характерно
ни для той, ни для другой разновидности
республиканской формы правления. Наблюдается
самое различное соединение элементов
парламентарной и президентской республик,
а иногда появление таких черт, которых
не было ни у одной из этих форм. В последнем
случае происходит не просто смешение
разных сторон отдельных разновидностей
республиканской формы правления, а рождается
новое качество, возникает своеобразный
гибрид. В результате остается все меньше
"чистых" президентских или парламентарных
республик, возникают полупрезидентские,
полупарламентарные республики. Для этой
цели используются как концепция
"рационализированного парламентаризма",
имеющая целью ограничить власть парламента
и усилить исполнительную власть, так
и требование ответственного правительства,
неразрывно связанное с идеей парламентарной
республики. Один из наиболее типичных
примеров смешанной формы - республика
Перу по конституции 1933 года (до переворота
1968 г). Отличительная черта формы правления
в Перу состояла в двойственном положении
правительства по отношению к президенту
и конгрессу по вопросу о политической
ответственности. Совет министров был
ответственен как перед президентом, так
и перед законодательным органом. К тому
же реализацию президентом некоторых
своих важных функций конституция ставила
в преимущественную зависимость от волеизъявления
конгресса. Особая разновидность смешанной
формы правления существовала в Панаме
с 1972 по 1979 годы. Ее существенная отличительная
черта состоит в особом положении главы
правительства в системе государственных
органов республики - по конституции 1972
года он, а не президент был ключевым звеном
государственного механизма. Президент
юридически, а еще больше фактически был
низведен до положения второстепенной
фигуры в структуре центральных органов
государства. Совет кабинета наделялся
конституцией главным образом совещательными
полномочиями и действовал как консультативный
орган при носителе высшей исполнительной
власти - главе правительства. Еще одна
особенность формы правления Панамы до
конца 1978 года - формальное отсутствие
в стране партийной системы, поэтому парламентские
выборы проводились по территориальному
признаку.
Глава 2. Нетипичные
формы правления
Все
формы правления (кроме ярко выраженной
дуалистической монархии) существуют
в различных государствах мира. Но
на их базе и наряду с ними путем
совмещения и появления новых
признаков создаются
2.1. «Республиканская монархия»
Как уже говорилось, глава государства в монархии – наследственный и пожизненный. Выборы нового монарха обычно проводятся в том случае, когда прекращается династия (например, выборы царем Михаила Романова в России в 1613 г.). Вместе с тем, в современных условиях есть такие монархи, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а переизбирается через определенный промежуток времени. Такая система, как уже существует в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах, своеобразных федеративных выборных монархиях. В каждом из этих государств глава государства переизбирается раз в 5 лет. Это сближает главу государства - монарха с президентом, а монархическую форму правления с республиканской. Однако оба государства остаются монархиями, ибо главой государства не может быть избран любой гражданин, удовлетворяющий избирательным квалификациям и требованиям для президента, а только один из "местных монархов" - правителей составных частей федерации.
В
Малайзии 9 из 13 субъектов федерации
возглавляются наследственными
султанами (управление в четырех
других организовано иначе), и только
эти 9 образуют Совет правителей, который
раз в 5 лет избирает главу государства.
В Малайзии Совет правителей не обладает
властными полномочиями, власть монарха
тоже существенно ограничена (особенно
после конституционной реформы 1983-1984
гг.). Иначе обстоит дело в ОАЭ.
Высший совет семи эмиров - субъектов
федерации обладает всей полнотой власти
- он принимает законы. Национальное
же собрание, назначенное эмирами (каждый
эмир назначает определенное число
членов, установленное Временной
конституцией 1971 г., и зависящее от
размеров эмирата), имеет лишь консультативный
характер. Высший совет эмиров избирает
главу государства раз в 5 лет.
Несмотря на такие выборы, основные
полномочия главы государства
2.2. «Монархическая республика»
Вместе
с тем, в современном мире в
условиях тоталитарных систем появились
разновидности республики, характеризующиеся
нелегитимностью власти. Например,
когда в стране происходит государственный
переворот, который ставит во главе
государства единоличного диктатора,
(может называться как угодно - президентом,
вождем, генеральным секретарем
центрального комитета партии
и т.д.) или группу диктаторов,
форма правления официально может
провозглашаться или оставаться
республиканской, но ее демократическая
суть меняется. Это происходит и
в том случае, когда законно
избранное или назначенное
1960
г., “черные полковники” в
Греции в 1967 г., А.Пиночет в
Чили в 1973 г. В фашистских
государствах по существу были
ликвидированы выборы как
Есть
и примеры такой замены монархии
республикой, которые означают ликвидацию
существовавшей при монархии демократии.
Например, те же греческие "черные полковники"
в июне 1973 г. ликвидировали монархию,
однако демократии стране такая
"республика" отнюдь не добавила.
"Социалистические" республики служили
и служат прикрытием единоличной
диктатуры генерального первого
секретаря компартии или
Начало
этому явлению было положено, видимо,
в Индонезии (президент Сукарно),
затем последовала
В политической жизни Латинской Америки из-за частых переворотов и контр переворотов вопрос о форме государства обычно приобретает большее значение, чем в ряде других стран. Постоянная кризисная ситуация объясняется тем, что система власти не отвечает современным условиям. Замена президентской формы правления парламентарной могла бы способствовать стабилизации. Несомненно, что нестабильность на континенте вызвала к жизни особые модели форм правления в ряде стран Латинской Америки. Президентская форма правления сложилась в этих странах под влиянием США. Однако, несмотря на значительное сходство с формой правления в США, президентские республики в Латинской Америке уже на ранней стадии развития представляли собой особую разновидность, характеризовавшуюся наличием таких специфических черт, как:
1) Высокая степень централизации государственного аппарата;
2)
Гипертрофированное развитие
3)
Большая роль армии в
4)
Преобладание насильственных
5) Почти повсеместное отсутствие развитых партийных систем;
Одной из основных отличительных особенностей этой формы правления по сравнению с США явилась и значительно большая концентрация власти в руках президента, а также абсолютизация роли исполнительной власти. Уже тогда, в XIX веке, сложилась система, когда ключевым органом государственного механизма стал президент, которого конституции наделяли широчайшими полномочиями. По определению О.А.Жукова, “реальной формой политического властвования в Латинской Америке в XIX веке стали диктаторские режимы”.
Соединяя
в своих руках функции главы
государства и главы