Глобальный терроризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:53, реферат

Описание

Целью работы является рассмотрение глобального терроризма в современном мироустройстве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Определение понятий терроризм, международный терроризм и его основных черт;
- Выявление отличительных черт современного терроризма;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Понятие, основные черты и глобальный характер терроризма……………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. Современный терроризм, его причины и условия………9
ГЛАВА 3. Меры по предотвращению терроризма…………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..26

Работа состоит из  1 файл

Реферат.docx

— 57.67 Кб (Скачать документ)

 Эпицентр террористической  активности в течение ряда  лет смещался от стран Латинской  Америки к Японии, ФРГ, Турции, Испании, Италии. Одновременно с  разной степенью интенсивности  осуществлялись террористические  акции таких организаций, как  ИРА в Англии и Северной  Ирландии, ЭТА в Испании. Активизировались  палестинские и израильские террористы, террористические организации в  ряде стран Африки и Азии, а  также в США. В последние  годы на Ближнем Востоке большую  активность развили исламские  военизированные террористические  группы ориентации “Хамас” и “Хезболлах”, сикхские террористические движения и группы в Индии, алжирские и другие террористы. Активно действует, широко используя террористические методы, колумбийская наркомафия, отвоевывая у официальной власти все новые позиции. Появилось немало новых регионов, где террористическая угроза стала особенно масштабной и опасной. На территории бывшего СССР в условиях обострения социальных, политических, межнациональных и религиозных противоречий и конфликтов, разгула преступности и коррупции , внешнего вмешательства в дела большинства стран СНГ пышным цветов расцвел постсоветский терроризм.13

 Террористическая деятельность в современных условиях характеризуется широким размахом, отсутствием явно выраженных государственных границ, наличием связи и взаимодействием с международными террористическими центрами и организациями; жесткой организационной структурой, состоящей из руководящего и оперативного звена, подразделений разведки и контрразведки, материально-технического обеспечения, боевых групп и прикрытия; жесткой конспирацией и тщательным отбором кадров; наличием агентуры в правоохранительных и государственных органах; хорошим техническим оснащением, конкурирующим, а то и превосходящим оснащение подразделений правительственных войск; наличием разветвленной сети конспиративных укрытий, учебных баз и полигонов. Характерно, что, получая в свои руки современные средства ведения информационной войны, международный терроризм навязывает народам свои идеи и свои оценки ситуации, широко и небезуспешно решает мобилизационные задачи по привлечению в свои ряды молодежи, не говоря уже о профессиональных наемниках.14

 Террористические организации  наладили между собой тесные  связи на общей идеолого-конфессиональной, военной, коммерческой и другой основе. Террористические группировки, особенно их руководители во многих случаях тесно взаимодействуют в вопросах приобретения вооружений, прикрытия друг друга, разделения функций и задач при проведении ими масштабных операций (как, например, в Афганистане или Ливане).

На сегодня терроризм - это уже не только и не столько  диверсанты-одиночки, угонщики самолетов  и убийцы-камикадзе. Современный  терроризм - это мощные структуры  с соответствующим их масштабам  оснащением. Примеры Афганистана, Таджикистана, Косова, Чечни и стоящих за ними мощных покровителей и доноров показывают, что современный терроризм способен вести диверсионно-террористическую войны, участвовать в масштабных вооруженных конфликтах. Терроризм превратился в весьма прибыльный бизнес глобального масштаба с развитым «рынком труда” (наемники и прочие) и приложения капитала (поставки оружия, наркоторговля и др.).

На сегодня в различных  регионах мира исламистами-радикалами организована и совершенствуется разветвленная  сеть подполья, складов оружия и  взрывчатых веществ, обеспечивающих структур, финансовых учреждений. В качестве прикрытия для террористических организаций создана и функционирует  система фирм, компаний, банков и  фондов. Руководство террористов  совершенствует работу по проникновению  в общественные организации, государственные  структуры в целях вербовки агентуры, контроля сфер политической, экономической  и социальной жизни общества и  оказания целенаправленного воздействия на их деятельность.

 Отличительными особенностями современного терроризма являются формирование международных и региональных руководящих органов для решения вопросов планирования террористической деятельности, подготовки и проведения конкретных операций, организации взаимодействия между отдельными группами и исполнителями, привлекаемыми к той или иной акции; возбуждение антиправительственных настроений в обществе в целях успешной борьбы за влияние и власть; проникновение в общественные и государственные политические, экономические и силовые структуры; создание разветвленной сети центров и баз по подготовке боевиков и обеспечения операций в различных регионах мира, создание сети подполья, тайников и складов оружия и боеприпасов в различных странах и регионах; создание сети фирм, компаний, банков, фондов, которые используются в качестве прикрытия террористов, финансирования и всестороннего обеспечения их операций; концентрация финансовых средств в руках террористов в связи со срастанием терроризма с наркобизнесом и торговлей оружием; использование права на политическое убежище, проживание, деятельность и базирование, предоставляемое рядом государств; использование конфликтных и кризисных ситуаций для распространения своего влияния.15

Важной особенностью современного терроризма, которая должна оставаться в поле зрения экспертов и аналитиков по данной проблематике, является то, что  он стал серьезным фактором инициирования  и формирования очагов военной опасности  и милитаризации ситуации в ряде регионов мира. Происходит своего рода смешение и подмена причин и целей кампаний террора и войны. Это подтверждается многолетними событиями в Индии, Шри Ланке, Турции, на территории бывшего СССР - в Приднестровье, Грузии, Чечне, Таджикистане, в зоне армяно-азербайджанского конфликта и др.

К числу внутренних факторов роста терроризма, относятся:

наличие в стране большого нелегального "рынка" оружия и  относительная легкость его приобретения;

образование новой "российской диаспоры" (расселения граждан РФ за пределами своей страны);

наличие значительного контингента  лиц, прошедших школу войн в Афганистане, Приднестровье, Сербии, Чечне, Таджикистане и других "горячих точках", и  их недостаточная социальная адаптированность в обществе переходного периода;

ослабление или отсутствие ряда административно-контрольных  правовых режимов;

наличие ряда экстремистских группировок, квазивоенных формирований;

сплоченность и иерархичность  преступной среды;

утрата многими людьми идеологических и духовных жизненных  ориентиров;

обостренное чувство социальной неустроенности, незащищенности у значительных контингентов граждан;

настроения отчаяния и  рост социальной агрессивности, общественная фрустрация, падение авторитета власти и закона, веры в способность и  возможность позитивных изменений;

слабая работа правоохранительных и социальных государственных и  общественных органов по защите прав граждан;

низкий уровень политической культуры в обществе;

широкая пропаганда (кино, телевидение, пресса, литература) культа жестокости и силы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3. МЕРЫ ПО ПРЕДОТВРАЩЕНИЮ ТЕРРОРИЗМА

Акты терроризма, составляющие по своей сути международные преступления, наносят непоправимый ущерб международному правопорядку в целом. Это обстоятельство требует консолидации усилий целого ряда государств в масштабах региона  либо всего мира. Современное международное  право выработало целый ряд международных  конвенций универсального и регионального  характера, которые на основе четких критериев устанавливают в качестве предмета своего правового регулирования  взаимное сотрудничество государств в борьбе с международным терроризмом.

Еще перед Второй мировой  войной под эгидой Лиги Наций были разработаны Конвенция о предотвращении терроризма и наказании за террористические действия и Конвенция о создании Международного суда (1937 г.). Хотя эти  документы не были приняты, однако были выработаны общие понятия, указано  на необходимость сочетания международно-правовых норм и национальных законодательств  по борьбе с терроризмом.

К актам универсального характера  относятся: Конвенция 1963 г. о преступлениях  и некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушных судов; Конвенция 1970 г. о борьбе с незаконным захватом воздушных судов; Конвенция 1970 г. о  борьбе с незаконными актами, направленными  против безопасности гражданской авиации; Конвенции 1988 г. о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности морского судоходства; Конвенция 1979 г. о борьбе с захватом заложников; Конвенция 1980 г. о физической защите ядерного материала; Конвенция 1973 г. о  предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной  защитой, в том числе дипломатических  агентов.

К региональным актам такого рода можно отнести: Вашингтонскую  конвенцию от 2.02.1971 г. о предотвращении и наказании терроризма, принимающих форму международно значимых преступлений против личности, и связанного с этим вымогательства; Европейскую конвенцию о борьбе с терроризмом 1976 года; Дублинское соглашение 1979 г. по применению Европейской конвенции о борьбе с терроризмом. Международному сообществу принадлежит заслуга принятия принципа международного осуждения терроризма и признания его во всех случаях независимо от политических мотивов противозаконным действием (Резолюция ГА ООН 40/61 от 9 декабря 1985 г.). В Декларации о мерах по пресечению международного терроризма, принятой на 49-й Сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1994 г., было подчеркнуто, что никакие идеологические, расовые, этнические, религиозные или другие мотивы не оправдывают преступных действий, направленных на создание атмосферы террора среди широких слоев населения. На встрече стран «семерки» в Галифаксе, в которой участвовала и Россия, было принято решение содействовать практическим мерам многостороннего сотрудничества в борьбе с терроризмом. В соответствии с этим решением на конференции глав внешнеполитических и правоохранительных органов стран «восьмерки», принята Заключительная декларация, определяющая политические обязательства стран-членов «восьмерки» по взаимодействию в борьбе с терроризмом.

Борьба с современным  терроризмом должна быть глобальной и опираться на солидарность мирового сообщества, и это положение находит  все большее понимание в мире среди политиков и аналитиков.

В России проблема терроризма в последние годы приобрела особо  острый характер. В наши дни, как  это ни прискорбно, терроризм вошел  в повседневную жизнь российского  общества, представляя реальную угрозу национальной безопасности страны. Похищение  людей, взятие заложников, случаи угона  самолетов, взрывы бомб на железных дорогах, в общественных местах, акты насилия  в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы и их реализация в  ходе политической борьбы, физическое устранение политических соперников, покушения на представителей различных ветвей власти и т.д. стали уже привычным явлением.16

Россия участвует в  международном антитеррористическом сотрудничестве в глобальном и региональном масштабах, а также в двустороннем формате. Международное сотрудничество Российской Федерации в области  борьбы с терроризмом проводится в соответствии с положениями  Федерального закона «О противодействии  терроризму», Концепции противодействия  терроризму в Российской Федерации. При этом такое сотрудничество осуществляется на основе и при строгом соблюдении принципов и норм международного права, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Координацию деятельности федеральных  органов исполнительной власти в  области международного антитеррористического  сотрудничества осуществляет Министерство иностранных дел Российской Федерации.

Реализацию решений, принятых в рамках международного антитеррористического  сотрудничества, обеспечивает Национальный антитеррористический комитет.

Сотрудничество в борьбе с терроризмом на глобальном уровне осуществляется Организацией Объединённых Наций. Под эгидой ООН, начиная с 1963 года, разработан и действует  в этой сфере ряд международных  документов. Основополагающими среди  них являются: Конвенция о преступлениях  и некоторых других актах, совершаемых  на борту воздушных судов 1963 года («Токийская конвенция»); Конвенция  о борьбе с незаконным захватом воздушных  судов 1970 года («Гаагская конвенция»); Конвенция о борьбе с незаконными  актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 года («Монреальская конвенция»); Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 года; Международная конвенция о борьбе с захватом заложников 1979 года; Конвенция о физической защите ядерного материала 1980 года; Протокол о борьбе с незаконными актами насилия в аэропортах, обслуживающих международную гражданскую авиацию, 1988 года; Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 1988 года; Протокол к Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, 2005 года; Протокол о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1998 года; Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ в целях их обнаружения 1991 года; Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом 1997 года; Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 года; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 года.

Информация о работе Глобальный терроризм