Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 13:53, реферат
Целью работы является рассмотрение глобального терроризма в современном мироустройстве.
Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:
- Определение понятий терроризм, международный терроризм и его основных черт;
- Выявление отличительных черт современного терроризма;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. Понятие, основные черты и глобальный характер терроризма……………………………………………………………...3
ГЛАВА 2. Современный терроризм, его причины и условия………9
ГЛАВА 3. Меры по предотвращению терроризма…………………15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………..26
Ключевым антитеррористическим
решением ООН, существенно расширяющим
рамки и возможности
Всеобъемлющим международным документом в сфере борьбы с терроризмом является Глобальная контртеррористическая стратегия ООН (далее – Стратегия), содержащаяся в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и принятая 8 сентября 2006 года, а также План действий по её реализации. В Стратегии нашли отражения продвигаемые Россией на протяжении многих лет инициативы о противодействии террористической идеологии.
Генеральная ассамблея ООН, спустя два года после принятия Стратегии, подвела итоги её реализации и одобрила Резолюцию 62/272 от 15 сентября 2008 года, определяющую дальнейшие пути развития международного сотрудничества.
В принятой Резолюции вновь
выражено решительное осуждение
терроризма во всех его формах и
проявлениях, кем бы, где бы и с
какой бы целью он не осуществлялся.
Рекомендовано в этой борьбе участвовать
неправительственным
В рамках реализации идеи подключения
неправительственных сил в
Здесь же впервые в международных
документах ООН прозвучала мысль
о необходимости всем государствам
приложить усилия для заключения
Всеобъемлющей конвенции о
Для реализации Глобальной
антитеррористической стратегии создан
специальный орган – Целевая
группа по осуществлению
В структуре ООН действует несколько органов, непосредственно занимающихся координацией противодействия терроризму на глобальном уровне: Комитет Совета Безопасности ООН, учреждённый резолюцией 1373 (2001 г.) о борьбе с терроризмом (Контртерористический комитет) и его Исполнительный директорат, а также по вопросам их ведения – Управление ООН по наркотикам и преступности, Международная организация уголовной полиции - Интерпол.
В настоящее время
В рамках правового регулирования международного европейского сотрудничества по противодействию терроризму, укреплению его международной правовой базы особое место занимают три европейские конвенции, ратифицированные Российской Федерацией.
Европейская Конвенция о выдаче (1957 г.) с Дополнительным протоколом (1975 г.) и Вторым дополнительным протоколом (1978 г.); Европейская Конвенция о пресечении терроризма (1977 г.); Европейская Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма (2005 г.).
Главная новация Конвенции 2005 года - признание уголовными преступлениями трёх ключевых составов: публичного подстрекательства к совершению террористических актов; подготовки террористов и их вербовки. Особое значение имеет положение, направленное на пресечение доступа террористов и их спонсоров к общественным трибунам, СМИ, Интернету, закрытие террористических веб-сайтов.
Предотвращение терроризма,
согласно настоящей Конвенции, охватывает
также меры в сферах образования
и культуры, задействование в этих
целях неправительственных
Наращивается международное сотрудничество в борьбе с терроризмом в рамках Содружества Независимых Государств (далее – СНГ), Шанхайской организации сотрудничества (далее – ШОС), других региональных структур, а также в формате двусторонних отношений.
Базовыми документами в борьбе с терроризмом в рамках СНГ является: Договор о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом (1999 г.); Договор о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств - участников СНГ (1999 г.); Протокол об утверждении Положения о порядке организации и проведения совместных антитеррористических мероприятий на территориях государств - участников СНГ (2002 г.).
Обеспечение координации взаимодействия компетентных органов государств - участников СНГ в борьбе с международным терроризмом возложено на Антитеррористический центр государств - участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ).
В рамках ШОС специально
принятым странами-участницами
18 января 2008 года принят
Регламент взаимодействия
В соответствии с этим Регламентом РАТС проводит совместные учения войсковых подразделений и сил спецназа по ликвидации террористических угроз; формирует единый банк данных по террористическим, экстремистским и сепаратистским организациям и лицам, вовлечённым в эту деятельность; принимает ежегодные программы сотрудничества на текущий год; организует международный розыск лиц, совершивших преступления террористического характера; обеспечивает безопасность мероприятий международного масштаба в государствах - участницах ШОС20.
Всё это способствует тому, что уже на ранних стадиях удаётся выявлять, пресекать и предупреждать деятельность террористических организаций на территориях государств - членов ШОС.
Сложность, многогранность феномена современного терроризма требует всеобъемлющего подхода, сочетающего силовые, политико-дипломатические, экономические и гуманитарные действия, эффективной стыковки антитеррористических мер, предпринимаемых на международном и национальном уровнях. Сегодня назрела необходимость совершенствования созданной международной системы, которая могла бы обеспечивать одновременно как профилактику терроризма, так и адекватные меры по урегулированию возникающих кризисных ситуаций, связанных с терроризмом.
Приоритетными областями международного сотрудничества, повышающими эффективность борьбы с терроризмом, являются:
- совершенствование антитеррористической международной правовой базы;
- уточнение механизмов оказания правовой помощи, в том числе выдачи террористов, нацеленной на практическую универсализацию принципа: «либо выдай, либо суди»;
- активизация борьбы с финансированием терроризма, в том числе по пресечению каналов его подпитки за счёт незаконного оборота наркотиков, отмывания «грязных» денег;
- противодействие доступу террористов к средствам массового поражения и их доставке, возможному применению ими биологических веществ, ядерных и радиоактивных материалов;
- усиление контроля за оборотом обычных вооружений;
- приложение основных усилий на поиск и обезвреживание источников, организаторов и руководителей террористической деятельности;
- согласование общих принципов применения вооружённых сил и военных группировок в борьбе с мировым терроризмом;
- объединение всего мирового сообщества против идеологии терроризма;
- выработка единой технологии в освещении проблем противодействия терроризму в средствах массовой информации, тщательная регламентация порядка освещения в СМИ, Интернете ситуаций, связанных с актами терроризма;
- максимально полное использование возможностей межпарламентских связей по объединению усилий в борьбе с терроризмом, в том числе по розыску и преданию суду лиц, подозреваемых в терроризме;
- укрепление в сознании людей понимания того, что потенциальными жертвами террористов являются не отдельные личности, а большинство ни в чём неповинных граждан;
- организация на международном уровне скоординированной научно-исследовательской и правотворческой работы в сфере борьбы с терроризмом.17
Правовая борьба с терроризмом предполагает постоянное использование имеющейся информации, ее пополнение, развертывание научных исследований межотраслевого характера, а также, и это очень важно, осуществление необходимого надзора (парламентского, прокурорского, судебного, общественного) за антитеррористической деятельностью. Последняя, как показывает опыт многих стран, имеет склонность к выходу за пределы необходимого.
С этих позиций можно высказать некоторые соображения сугубо практического свойства. Прежде всего, необходимо выработать правовые и организационные гарантии защиты прав граждан от злоупотребления возможностями борьбы с терроризмом, от выхода должностных лиц за пределы Конституции, чем бы они ни пытались оправдаться. Одной из таких гарантий является жесткая индивидуальная ответственность за принимаемые решения и осуществляемые действия. Но в целом предписания, связанные с правовым воздействием на терроризм (выявление, профилактика, привлечение к уголовной и иной ответственности, регулирование и ограничение правовых возможностей граждан и пр.) должны быть внутренне согласованны и на единой основе проведены через систему уже действующих нормативных актов. Это относится к законам, регламентирующим деятельность правоохранительных органов, в особенности так называемых силовых структур, устанавливающим статусы субъектов права, включая граждан, определяющим их права и обязанности, например, в сфере получения информации, деятельности СМИ, к законам о чрезвычайном положении, уголовному, уголовно – процессуальному и иному законодательству. Печальная практика указывает на необходимость введения жестких правил принятия решений в сфере борьбы с терроризмом, а также иным противоправным насильственным и в целом антиконституционным поведением. Более того, необходимо установить запреты на принятие определенного рода решений без соблюдения необходимого процедурного порядка.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Международный терроризм
в последние десятилетия
Можно сделать вывод о том, что в ХХ веке терроризм стал: одним из наиболее опасных вызовов международной стабильности; превратился в глобальную проблему; стал более социально опасным, многоликим по преследуемым целям и видам проявления; получил возможность использовать в своих целях достижения науки и техники; в ряде случаев стал осуществляться при участии государственных органов, получив статус «государственного терроризма».
В последние десятилетия
терроризм
Борьба с терроризмом требует комплексного подхода, который должен включать меры и экономического, и политического, и социального, и правового характера. Это долговременная программа, реализация которой зависит от многих факторов.
И в решении этой задачи должны быть задействованы не только отдельные специально создаваемые для этой цели антитеррористические центры или даже правоохранительные органы и спецслужбы. Для борьбы с этой всеобщей угрозой необходимо объединение усилий всех государственных и общественных структур, ветвей власти, средств массовой информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ