Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 14:08, реферат
Целью работы является определение направлений совершенствования форм и методов государственного регулирования отраслей социальной сферы, способных составить основу формирования в России социального государства.
Введение 3
1.Основы государственного регулирования социальной сферы 5
1.1. Роль, принципы и функции социальной политики в общественном развитии 5
1.2. Особенности состояния и развития отраслей социальной сферы в субъектах Российской Федерации 9
1.3. Социальная стратегия 10
2. Основные механизмы реализации государственной политики в социальной сфере 12
2.1. Государственная политика в области здравоохранения 13
2.2. Государственная политика в сфере охраны окружающей среды 15
2.3. Государственная политика в области культуры 18
Заключение 22
Список литературы 24
Спецификой отраслей социальной сферы России является зависимость их размещения и уровня развития от концентрации экономически активного населения в регионах с наибольшей занятостью в производственной сфере.
Это обстоятельство приводит к вторичности основных параметров состояния и развития отраслей социальной сферы относительно состояния и динамики производственной и инвестиционной активности в субъектах Российской Федерации.
Сегодняшнее
социально-экономическое
В
дореформенный период эти различия
в той или иной мере сглаживались
политикой выравнивания условий
жизнедеятельности населения, путем
перераспределения бюджетных
В этих условиях было достаточно эффективно развивать не только сферу производства в Восточно-Сибирском регионе с поставками продукции в Северо-Западный регион и, наоборот, специализировать целые мегаполисы на производстве продукции, поставляемой в рамках кооперации в бывшие союзные республики и страны соцлагеря и т. п., но и создавать соответствующую структуру социальной сферы в городах и поселках, удаленных от промышленных развитых центров в России. [7]
Формирование
социальной стратегии происходит в
любом государстве вне
Под социальной стратегией будем понимать совокупность долгосрочных и среднесрочных целей развития общества в области уровня и качества жизни населения.
Социальная стратегия является продуктом общественного консенсуса. Общество участвует в формировании социальной стратегии, однако активность в этой области в отдельные периоды различна. Она существенно выше в периоды граничных состояний общества и практически сходит на нет при стабильной социально-экономической ситуации. Яркими примерами для современной России являются взлет общественно-политической активности в конце 1980-х — начале 1990-х гг. и ее последующий резкий спад к концу 1990-х гг., когда многие региональные выборы либо были сорваны либо были признаны состоявшимися при минимально допустимом уровне явки избирателей. Формы участия общества в формировании социальной стратегии различны — от экстремальных (как это было, например, в России в августе 1991 г. и октябре 1993 г.) до систематической работы в законодательных органах власти выборных представителей населения.
Ответственность
за реализацию социальной стратегии
возлагается обществом на органы
законодательной и
В
разделе "Социальная политика" Программы
социально-экономического развития Российской
Федерации на среднесрочную перспективу
(2002-2004 гг.), которая была утверждена
распоряжением Правительства
Однако конкретные показатели пенсионной реформы в стране (вплоть до размеров тарифов обязательных страховых взносов на пенсионное обеспечение) были определены только в декабре 2001 г., с принятием федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Основная
цель социальной стратегии достигается
путем реализации совокупности частных
целей, а вклад каждой из них в
большинстве случаев может быть
оценен количественно. [9]
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.
Решение социальных вопросов - ключевое направление деятельности государства, обеспечивающее благополучие граждан и стабильное экономическое развитие.
В настоящее время в развитии отраслей социальной сферы существует ряд проблем, сдерживающих формирование конкурентоспособной системы образования, обеспечивающей потребности экономики в квалифицированных специалистах, создание современной системы здравоохранения и профилактики здоровья населения, а также развитие культуры и средств массовой коммуникации. К основным из них относятся: недостаточные темпы реструктуризации учреждений социальной сферы; ограничение возможности главных распорядителей средств федерального бюджета по повышению качества бюджетного планирования и эффективности расходования бюджетных средств; низкое качество социальных услуг, оказываемых населению на бесплатной основе; неконтролируемое замещение бесплатных социальных услуг платными; возрастание регионального и социального неравенства в обеспеченности населения услугами образования, здравоохранения и культуры.
Радикальные
социально-экономические
Ситуация
с системой охраны населения Российской
Федерации остается неудовлетворительной.
И дело здесь не только в недостаточном
финансировании, но и в неэффективном
использовании огромного
Применительно к здравоохранению как системе политических, экономических, правовых, социальных, организационных и других мер, направленных на охрану и укрепление здоровья каждого человека, можно выделить следующие общечеловеческие ценности:
В 2006 году произошёл решительный поворот к социально-ориентированной экономике. Имеются в виду четыре национальных проекта, выдвинутых президентом В.В.Путиным, в том числе, по здравоохранению. Как известно, национальным проектам предшествовало выступление В.В.Путина на встрече с членами правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета 5 сентября 2005 года, где Президент Российской Федерации, говоря о мерах в области здравоохранения, подчеркнул необходимость развития первичной медицинской помощи, профилактики заболеваний, включая вакцинацию и эффективную диспансеризацию населения.
Сам
факт, что появился национальный проект
– это серьёзный прорыв в области
социальной политики. Но этого недостаточно.
По большому счёту, национальный проект
– это, по определению Всемирной
организации здравоохранения, всего
лишь «фрагментарное усилие» в области
здравоохранения. Развитие системы
здравоохранения требует
Федеральный Закон «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» в его первой статье определил, что охрана здоровья – это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. [4]
Таким образом, чтобы медицинская помощь была доступной и качественной необходим комплекс мер, прежде всего, политического, экономического и правового характера.
Экологическая доктрина Российской Федерации определяет цели, направления, задачи и принципы проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии на долгосрочный период.
Стратегическая цель государственной политики в области экологии - сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны.
Для этого необходимы:
Разработка программ в сфере ООС:
Совершенствование нормативно правовой базы.
Принятые акты:
Информация о работе Государственная политика в области отраслей социальной сферы