Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 20:12, курсовая работа
Государство, являясь особой организацией публичной политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил всего народа), имеет свои задачи и функции.
Эти задачи и функции практически реализуются посредством конкретных действий личного состава, находящегося на службе у государства - государственных служащих. Государство приобретает реальность и силу именно в этих кадрах в контингенте его служащих. Задачи и функции государства становятся, при их практической реализации, задачами и функциями набранных государством, служащих. От государственных служащих зависит работа государства.
1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
1.1 Понятие государственной службы в Российской Федерации
1.2 Виды государственной службы
1.3 Принципы государственной службы
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
3. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
4. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
5. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ:
5.1 Порядок поступления гражданина РФ на государственную службу и требования, которые в связи с этим к нему предъявляются
5.2 Порядок прохождения государственной службы: а) исполнения служащими должностных полномочий; б) продвижение по службе, порядок присвоения чинов, рангов; в) прохождение аттестации
5.3 порядок оставления государственной службы
Данная в ФЗ
«Об основах государственной
службы» классификация видов
государственной службы не единственная.
Существуют и другие классификации
видов государственной службы. Каждый
вид государственной службы имеет своё
правовое оформление, характеризуется
особыми признаками и специальным правовым
статусом.
Содержание каждого вида государственной
службы установлено соответствующими
нормативными актами, закрепляющими его
правовое положение.
В соответствии с конституционно-правовым принципом разделения властей государственная служба может быть подразделена на службу в органах представительной, исполнительной и судебной власти. За этими рамками остаётся служба как профессиональная деятельность в органах прокуратуры, которая также должна быть государственной.
В специальной литературе общепризнанно подразделение государственной службы в зависимости от характера деятельности государственных органов, на гражданскую и милитаризованную.
Гражданская служба
может быть: обще функциональной - это
осуществление общих
Гражданская служба регулируется только ФЗ РФ «Об основах государственной службы РФ» и рядом подзаконных актов.
Милитаризованная
государственная служба - это государственная
служба на должностях в органах государственного,
управления, в вооружённых силах,
в органах внутренних дел в
органах государственной
Милитаризованная служба имеет множество отличительных от гражданкой службы признаков, устанавливающих правовое положение этих видов государственной службы и соответствующих государственных служащих. Такими признаками, по мнению Бахраха Д.Н., являются: 1) наличие специальных особых дисциплинарных уставов, положений о дисциплине; 2) эти служащие имеют особые условия поступления на службу, её прохождения, присвоения, специальных званий, проведения аттестации и прекращение службы; особый порядок привлечения к правовой ответственности; и др.
В качестве примера милитаризованной государственной службы можно привести службу в милиции. Служба в милиции, кроме Конституции РФ и ФЗ «Об основах государственной службы РФ» регулируется специальным законом РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 г.:
«Задачами милиции
являются:
- обеспечение личной безопасности граждан;
- предупреждение и пресечение преступлений
и административных правонарушений;
- раскрытие преступлений;
- охрана общественного порядка и обеспечение
общественной безопасности;
- оказание помощи в пределах, установленных
настоящим Законом, гражданам, должностным
лицам, предприятиям, учреждениям, организациям
и общественным объединениям в осуществлении
их законных прав и интересов».[3]
«Милиция имеет право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие…»[4]
«Сотрудники милиции обязаны проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия…».[5]
3. Принципы государственной службы:
Принципы государственной службы это основополагающие идеи, установления выражающие объективные закономерности и определяющие научно - обоснованные направления реализации компетенции, задач и функций государственных органов, полномочий государственных служащих, действующих в системе государственной службы.
Принципы государственной
службы обуславливают значимость, законность
и социальную ценность отношений, возникающих
в системе государственной
Принципы государственной службы - это субъективное понятие. Они формулируются человеком (законодателем) исходи из конкретного правового опыта и правовой культуры в стране базируются на основных положениях правовой системы с учётом достигнутого уровня развития отраслевого законодательства.
Принципы современной
государственной службы закрепляются
в различных законодательных и других
нормативных правовых актах:
Конституции РФ, федеральных и других
законах, указах Президента РФ, постановлениях
Правительства РФ, конституциях уставах
и иных законодательных и нормативных
актах субъектов РФ. Они реализуются государственными
служащими посредствам их практических
действий.
Принципы государственной службы, установление
в ФЗ «О основах государственной службы
РФ», являются моделью для всех других
законодательных и иных нормативных правовых
актов, которые также определяют систему
принципов публичной службы.
Принципы государственной службы можно подразделить на конституционные и организационные.
Конституционные
принципы обусловлены положениями
Конституции РФ, которые конкретизируются
в соответствующих
Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной деятельности в государственных органах.
К конституционным
принципам государственной службы относятся:
1) принцип верховенства Конституции РФ
и федеральных законов над нормативными
правовыми актами, должностными инструкциями
при исполнении государственными служащими
должностных обязанностей и обеспечении
их прав; 2) принцип приоритета прав и свобод
человека и гражданина, их непосредственного
действия; 3) принцип единства системы
государственной власти, разграничения
предметов ведения между
РФ и субъектами РФ; 4) принцип разделения
законодательной, исполнительной и судебной
властей; 5) принцип равного доступа граждан
к государственной службе в соответствии
со способностями и профессиональной
подготовкой; 6) принцип внепартийности
государственной службы, отделения религиозных
объединений от государства.
Прочие принципы
государственной службы, содержаться
в ст. 5 ФЗ
«Об основах государственной службы РФ»
можно отнести к организационным принципам
государственной службы. Это: 1) принцип
обязательности для государственных служащих
решений, принятых вышестоящими государственными
органами и руководителями в пределах
их полномочий и в соответствии с законодательством
РФ; 2) принцип единства основных требований,
предъявляемых к государственной службе;
3) принцип профессионализма и компетентности
государственных служащих; 4) принцип гласности
в осуществлении государственной службы;
5) принцип стабильности кадров государственных
служащих в государственных органах.
2. ГОСУДАРСТВЕННАЯ
ДОЛЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
КЛАССИФИКАЦИЯ.
В научной литературе относительно понятия «должность» и его содержания споров не существует. Учёные-юристы понимают должность как простейший элемент государственной администрации, как первичную и основную клеточку её организационной структуры.
«Государственно-служебная должность - это часть организационной структуры государственного органа (организации), обособленная и закреплённая в официальных документах (штатах, схемах должностных окладов и др.), с соответствующей частью компетенции государственного органа (организации предоставляемой лицу - государственному служащему в целях её практического осуществления».[7]
Таким образом,
должность характеризуется
1) является частью организационной структуры
государственного органа;
2) включает в себя часть компетенции государственного
органа, установленной в правовых актах.
С организационной
точки зрения должность представляет
собой определённую структурную
единицу, находящуюся в системе
государственной службы. В этом смысле
должность является независимой
от самого государственного служащего,
то есть от конкретного лица, её занимающего.
Должность также определяет круг задач,
которые передаются одному государственному
служащему или группе служащих, занимающих
однотипные должности в государственных
органах.
Государственный служащий не является
«собственником» занимаемой им должности.
При осуществлении должностных функций
он должен исполнять содержащиеся в законодательных
и иных нормативных актах служебные функции
и задачи.
Внутренняя структура
государственного органа представляет
собой систему различных по своему
характеру, значению и уровню должностей,
включённых в утверждённый штат должностей.
Государственные должности - это учреждённая
в установленном порядке государственная
организация (путём принятия коллегиального
решения или единоличного распоряжения
должностного лица) первичная структурная
единица, которая отражает содержание
и объём полномочий занимающего её лица
и содержится за счёт финансовых средств
государственного бюджета (сюда включается
заработная плата служащего, занимающего
данную должность её техническое обеспечение,
установленные льготы и привилегии и пр.).
Государственный
служащий не владеет занимаемой им
должностью.
Она принадлежит государственной администрации.
Назначение государственным, органом
(должностным лицом) служащего на должность,
соответствующую его квалификационному
разряду (рангу, классному чину, степени
и т.д.), происходит в рамках установленных
законом правил разделения квалификационных
разрядов, классных чинов, рангов и степеней,
с одной стороны, и должностей - с другой.
«Государственной
является должность в федеральных
органах государственной
Конституцией РФ, с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и ответственность
за исполнение этих обязанностей»[8].
Законодательное
определение государственной
РФ».
Государственными
должностями государственной службы
являются только государственные должности
категорий «Б» и «В», включённые в
Реестр государственных должностей государственной
службы в РФ. Таким образом, среди государственных
должностей ФЗ «Об основах государственной
службы РФ» выделяет и государственные
должности государственной службы, и государственные
должности РФ.
Государственные
должности категории «Б»
«А». Государственная служба на государственных
должностях категории
«Б» ограниченна сроком, на котором назначаются
или избираются соответствующие лица,
замещающие государственные должности
категории
«А».
Государственные
должности категории «В»
В реестре государственных
должностей федеральных государственных
служащих утверждённом Указом Президента
от 11 января 1995г. №33 установлен перечень
наименований государственных должностей.
Часть 1
Реестра включает наименования государственных
должностей федеральных государственных
служащих, замещаемых в порядке назначения
для обеспечения деятельности лиц, избранных
для назначения на должности, предусмотренные
Конституцией РФ и федеральными законами:
Президента
РФ и Совета Безопасности РФ, Председателя
Совета Федерации или
Федерального Собрания и его заместителей,
Председателя Совета
Федерации Федерального Собрания и его
заместителей, Председателя
Государственной Думы Федерального Собрания,
его заместителей и органов Государственной
Думы Федерального Собрания и т.д.
Часть 2 Реестра
определяет должности кадрового
корпуса государственных
Администрации Президента РФ, в Аппарате
Совета Федерации
Федерального Собрания, в Аппарате Государственной
Думы Федерального
Собрания, в Аппарате Правительства и
т.д.
Государственные
должности государственной
Аппарате Президента РФ); г) по замещению
в данное время - занятые и вакантные; д)
по признаку взаимоотношений государственных
служащих занимаемые ими должности разделяются
в ст. 6 ФЗ «Об основах государственной
службы РФ» на пять групп:
- высшие государственные должности государственной
службы (5 – я группа);
- главные государственные должности государственной
службы (4 – я группа);
- ведущие государственные должности государственной
службы (2 – я группа);
- старшие государственные должности государственной
службы (1 – я группа).