Государство – ведущий политический институт: понятие, признаки, функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2010 в 20:41, реферат

Описание

Массовая политическая грамотность необходима и всему обществу, ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных форм государственной и общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества, важное условие его благополучия. Овладение гражданами основами политической науки и демократической культуры — одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.doc

— 96.50 Кб (Скачать документ)

Введение

Политические  знания и культура нужны сегодня  любому человеку, независимо от его  профессиональной принадлежности, поскольку, живя в обществе, он неизбежно должен взаимодействовать с другими  людьми и государством. Без обладания  такими знаниями личность рискует превратиться в объект манипулирования и порабощения со стороны более активных политическом отношении сил.

      Массовая  политическая грамотность необходима и всему обществу,  ибо предохраняет его от деспотизма и тирании, от антигуманных и экономически неэффективных  форм государственной и  общественной организации. Поэтому сознательное формирование политической культуры как искусства совместного  цивилизованного проживания людей в государстве — забота всего современного общества,  важное условие его благополучия. Овладение гражданами  основами политической науки и демократической культуры —  одно из важнейших условий успеха политических и общественных реформ в России.

Тема: Государство – ведущий политический институт: понятие, признаки, функции.

Цель: Раскрыть сущность государства, его признаки и назначение.

Методы: анализ литературы. 
 
 
 
 
 

1.Сущность государства

1.1.  Широкое и узкое  значения термина  «государство»

     Центральным институтом политической системы является государство. В его деятельности концентрируется основное содержание политики. Сам термин «государство» обычно употребляется в двух значениях. В широком смысле государство понимается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Оно тождественно стране и политически организованному народу. В этом значении говорят, например, о российском, американском, немецком государстве, имея в виду все предоставляемое им общество.

      Примерно  до 17 века государство обычно трактовалось широко и не отделялось от общества. Для обозначения государства применялись многие конкретные термины: «княжество», «королевство», «правление» и другие. Одним из первых от традиций широкого значения государства отошел Макиавелли. Он ввел для обозначения любой верховной власти над человеком, будь то монархия или республика, специальный термин “stati” и занялся исследованием реальной организации государства.

      Четкое  разграничение государства и  общества было обоснованно в договорных теориях государства Гоббсом, Локком, Руссо и другими представителями либерализма. В них эти понятия разделяются не только содержательно, но и исторически, поскольку утверждается, что существовавшие первоначально в свободном и неорганизованном состоянии индивиды  в результате  хозяйственного или иного взаимодействия вначале образовали общество, а затем для защиты своей безопасности и естественных прав договорным путем создали специальный орган — государство. В современной науке государство в узком смысле понимается как организация, система учреждений, обладающие верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.д.

      Государства разных исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И все  же они имеют некоторые черты, которые в большей или меньшей степени присущи каждому из них, хотя у современных государств, подверженных интеграционным процессам, они порою достаточно размыты.

1.2. Общие признаки  государства

 Общими  для государства являются следующие  признаки:

1. Наличие публичной власти. Этот признак означает, что власть организационно оформлена. Обладает аппаратом принуждения и управления, выступает единственным представителем всего общества.

2. Территория, очерчивающая границы государства.  Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному или религиозному признаку, а на основе территориальной и, обычно, этнической общности людей.

3. Суверенитет,  т.е. верховная власть на определенной территории. В любом современном обществе имеется множество властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия  на легальное применение силы, физического принуждения. Диапазон  государственного принуждения простирается  от ограничения свободы до  физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государства имеются специальные средства (оружие, тюрьмы и т. д.), а также органы — армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура.

5. Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания многочисленных служащих и для материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность  членства в государстве. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и необязательно для населения,  государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия  на представительство как целого  и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация, кроме разве что тоталитарных партий — государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

8.Наличие  государственной символики (флаг, гимн, герб).

9. Государственный  язык.

     Названные признаки составляют каркас, отличающий государство от всех других организационно оформленных общественно-политических структур.

      Определение общих признаков государства  имеет не только научное, но и практическое политическое значение, особенно для международного права. Государство — субъект международных отношений. Лишь на основе обладания качествами государства те или иные организации признаются субъектами международного права и наделяются соответствующими правами и обязанностями. В современном международном праве выделяются 3 минимальных признака государства: территория, народ, объединенный правовым союзом граждан (гражданством), и суверенная власть, осуществляющая эффективный контроль  хотя бы над большинством территории и населения.  

1.3. Причины и теории возникновения государства

Государство — одно из самых совершенных, сложных  и противоречивых созданий человеческой цивилизации. Большая часть известной  нам истории народов — это  полная драматизма картина, повествующая о формировании, столкновениях и гибели государственных образований,  об изощренной борьбе за власть,  в которой люди не щадили ни себе подобных, ни самих себя.

      С первых и до последних дней своей  жизни человек в большей или  меньшей степени зависит от государства, призванного защищать его права и безопасность, но взамен требующего от него соблюдения многочисленных, подчас весьма обременительных норм и правил. Возникший еще в античных государствах, исполненный трагизма конфликт между стремящейся к свободе человеческой личностью и жестокими ограничениями, налагаемыми на нее государством и обществом, не разрешен и по сей день.

      Государство в его современных формах сложилось  в ходе длительного исторического  развития. Предшественниками государственных  институтов были догосударственные формы социальной саморегуляции, самоорганизации человеческих сообществ. Долгое время вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляли человеческие сообщества, делая их способными к совместной деятельности и взаимной поддержке, традиции, нормы, обычаи, которые поддерживались авторитетом старейшин и мнением всех членов племени, рода, патриархальной семьи.

      Возникло  государство не сразу: постепенно от общества обособились институты  политического руководства, которым шаг за шагом передавались функции, прежде осуществлявшиеся всем племенем или родом. Наиболее важной причиной, вызвавшей усложнение системы социально-политического руководства, стало развитие хозяйственной деятельности человека. Она породила более развитые формы кооперации и организации совместной деятельности, способствовавшие повышению эффективности труда людей и появлению избыточного продукта. Поначалу незначительное, но с течением времени все более явное имущественное расслоение привело к необходимости создания специфических норм, правил и структур, регулировавших имущественные отношения. Учащавшиеся столкновения между численно возросшими племенами из-за плодородных земель , охотничьих территорий и т.д. вызывали необходимость сохранять достояние племени  и увеличивать его за счет других с помощью специально для этого созданной вооруженной силы.

      Уже первые институты политического  руководства, самой логикой жизни  поставленные над обществом, отделенные от него и опиравшиеся на профессиональную вооруженную силу, получили известную независимость и самостоятельность. У них стали формироваться свои интересы, далеко не всегда  совпадавшие с  интересами индивида, рода, племени. Возникновение этих  институтов  дало примитивным  обществам мощный стимул развития, но одновременно и усложнило процесс принятия решений в сфере управления. Усиление имущественного неравенства, а также укрепление все более отдалявшихся от общества органов политического руководства обостряли соперничество за контроль над ними между различными группами людей, объединенных сходными социальными интересами. По мере развития общества на основе этих групп формировались социальные классы, занимавшие различные позиции в системе властных отношений.

      Кроме общих причин возникновения государства, можно выделить ряд факторов, также ускорявших появление государственных структур и придававших им  определенную специфику. К  ним относятся завоевания  и необходимость создания механизма власти для сохранения покорности порабощенных; наличие внешней угрозы, требовавшей  создания вооруженных формирований и регулярного  сбора средств  на их содержание; необходимость проведения крупных  хозяйственных работ, немыслимых без мобилизации  значительных материальных и человеческих ресурсов и создания аппарата для их рационального распределения и использования.

      Повышение частоты и периодичности контактов  между различными сообществами людей  усиливало их взаимное влияние друг на друга, на их уклады жизни и системы  правления. Достаточно вспомнить, сколь  мощным стимулом для образования государства у германских, кельтских и других племен стало их близкое знакомство с античными Грецией и Римом. После завоевания Древнего Рима  в варварских племенных союзах  процесс образования государств пошел гораздо быстрее. Они позаимствовали у покоренной империи  не только многие институты и правовые нормы, но и внешнюю атрибутику, символы власти, часть которых сохранилась до наших дней. Такие понятия, как “царь”, “август”, “империя”, “императорский”, пришли  во все европейские языки из латыни.

      Дополнительным  импульсом для возникновения  государственных структур могли  служить и конфликты этнически  разнородных сообществ. Ведь в ходе завоеваний господствующее племя обычно превращало завоеванные племена, принадлежавшие к иным этносам, в своих рабов, и понадобились особые институты, регулировавшие отношения между ними. Рабовладельческие государства складывались, прежде всего там,  где шел постоянный приток иноплеменных пленников, которых нужно было держать в подчинении.

       Существует  множество  теорий   происхождения   государства:

1) Теологическая  теория – одна из самых древних,  обоснование которой связывают  с Фомой Аквинским. Для нее  характерна производность государства  от воли бога.

  2) Теория  насилия объясняет возникновение  государства внутренними столкновениями в обществе  и внешним насилием (войнами). Обоснована Л. Гумпловичем, К. Каутским. 

3) Договорная  теория  исходила  из  того,  что государство  явилось   результатом   добровольного   соглашения   между   его  подданными  для   защиты   их   общих   интересов. (Гоббс, Руссо)

4) Патриархальная   теория представляла государство  как большую разросшуюся семью,  во  главе  с  «отцом-монархом».

5) Психологическая  теория (Коркунов, Петражицкий) – человек нуждается в лидере и это обуславливает развитие общества и государства

       Однако, на мой взгляд ни одна из вышеперечисленных теорий не  обладает достаточными доказательствами, чтобы ее можно было принять за основу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государство – ведущий политический институт: понятие, признаки, функции