Государство как субъект управления обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика в зарубежных странах.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

Анализ реализации социальной политики в мире позволяет  выделить два основных направления:

сакрально-патерналистское;

либеральное.

Сакрально-патерналистская  модель реализации социальной политики предусматривает полную ответственность  государственных структур за все, что  происходит в отраслях социальной сферы, исключает участие и ответственность  граждан в выборе направлений  и осуществлении принципов социальной политики, не оставляя возможности  хоть каким то образом влиять на неё. При данной модели социальной политики власть рассматривается в качестве всемогущего субъекта социальной политики, а общество - в качестве её объекта.

Для подобной ситуации характерно следующее: народ работает, производит материальные блага, а всесильная власть определяет не только то, что  нужно для его благосостояния, но и решает все насущные проблемы населения, в том числе и определяет приоритеты. Человек ставится в такие  условия, что от него самого чаще всего  мало что зависит в определении  своего социального статуса. Ресурсы  используются только субъектом деятельности системы, а факторы внешней среды, в силу закрытости системы, известны и учитываются также только ее субъектом. В такой модели объект деятельности системы достаточно пассивен, что нарушает основные принципы функционирования системы.

Иное направление  реализации социальной политики, условно  называемое либеральным, в настоящее  время в странах-членах организации  экономического сотрудничества и развития (ОАСР) подразделяется на три основных модели: социал-демократическую, корпоративную  и собственно либеральную модели.

II. Зарубежный  опыт формирования и реализации  социальной политики

2.1 Социальные  преобразования в странах Западной  Европы и США

Прежде чем  вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с  развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.

Огромное влияние  на систему социальной политики оказывают  основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система  функционирует.

Ключевым показателем  нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным  образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера - принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается  с пожилых, бедных и больных людей  на молодых, богатых и здоровых, чтобы  обеспечить предоставление необходимой  социальной помощи всем членам общества. 

Вторым, не менее  мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, является структура и состояние национальной экономики в целом. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной  страны в период регионализации и  глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств - членов Европейского союза критерии для вхождения  в европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте, также оказывали огромное влияние. Оба этих фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.

Итак, социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по трем направлениям.

Социал-демократическая  модель. Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяется политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счет налогов.

Корпоративная модель (Германия, Австрия, Франция  и страны Бенилюкса). Предполагает развитие системы пособий по социальному  страхованию, дифференцированных по видам  трудовой деятельности, и, соответственно, интеграцию профсоюзного движения с  государством. В. Ханеш называет данную модель «континентальной». В её основе социальное страхование, т.е. социальное обеспечение прямо или косвенно (для членов семьи) распространяется на работающее население. Услуги социального страхования, финансируемые в основном за счет взносов, различаются в зависимости от принадлежности к той или иной профессиональной группе.

Либеральная модель. Данная модель определяется как предполагающая минимально необходимую государственную  поддержку социальных низов. Эта  модель нашла свое применение в англосаксонских  странах. В. Ханеш называет данную модель «англосаксонской». Эта модель получила распространение в Великобритании и Ирландии и включает в себя социальное страхование, находящееся на довольно низком уровне, и социальную помощь, играющую для данной модели решающую роль. Внутри англосаксонской модели есть некоторые различия. В то время как в Великобритании государственная система здравоохранения оказывает бесплатные медицинские услуги всем гражданам, в Ирландии государственным медицинским обслуживанием могут пользоваться только низкооплачиваемые граждане. Рассматриваемая модель в том или ином виде нашла распространение и за пределами европейского континента - в США, Австралии и Новой Зеландии.

В. Ханеш выделяет еще одну модель социальной политики - рудиментарную представленную в странах Южной Европы. В этих странах лишь в последние десятилетия под влиянием социально-экономических структурных изменений созданы или усовершенствованы системы общего социального обеспечения. Они включают в себя страхование на производстве и социальное страхование. В целом уровень социального обеспечения в этих странах довольно низок. Здесь все еще исходят из того, что социальная защита граждан во многом осуществляется через семью и частную благотворительность. Эта модель интерпретируется как развивающаяся или переходная.

Любые модели социальной политики не будут действенны без  финансового обеспечения. Финансирование социальных программ, всей социальной политики находится в прямой зависимости  от доли расходов во внутреннем валовом  продукте (ВВП).

В 1995 году расходы  на реализацию социальной политики в  странах ЕС составляли в среднем 28,4% ВВП, причем доля социальных расходов колебалась от 35,6% в ВВП Швеции до 19,9% в ВВП Ирландии. В Германии эта доля составляла 29,4%. При сравнении  этих цифр с ВВП на душу населения  очевидна следующая тенденция - по мере увеличения уровня доходов населения  увеличивается и относительная  величина расходов на социальное обеспечение.

Структура расходов на социальные программы в странах  ЕС выглядела следующим образом:

в 1995 году почти  во всех странах-членах ЕС больше всего  средств расходовалось на пенсионное обеспечение - в среднем 42,4% всех социальных расходов ЕС; доля этих расходов в странах  ЕС составила около 12,1% ВВП и варьировалась  от 5% ВВП в Ирландии до 15,4% в Италии;

вторая по величине статья расходов - здравоохранение. Это 26,2% всех социальных расходов ЕС и соответственно 7,5% ВВП; в отдельных государствах доля расходов па здравоохранение колебалась от 5% ВВП в Италии до 8,7% ВВП в  Германии;

средними можно  назвать расходы на следующие  сферы: социальное обеспечение безработных (8,1% общих социальных расходов ЕС; 2,3% ВВП ЕС), социальное обеспечение по нетрудоспособности и инвалидности (соответственно 8 и 2,3%) и помощь семьям и детям (7,3 и 2,1%) доля расходов на помощь безработным в отдельных странах колебалась от 0,5 % ВВП в Италии до 4,9% в Дании, на помощь нетрудоспособным и инвалидам - от 0,9% в Нидерландах до 4,7 % в Финляндии, на помощь семьям и детям - от 0,4% в Испании до 4,2% в Финляндии; 

сравнительно  невелики пособия для покрытия расходов на квартирную плату (1,9% общих расходов на социальные нужды и 0,6% ВВП ЕС).

Для всех стран-членов ЕС общим является то, что в финансировании сферы социального обеспечения (социальной политики) участвует как государство, так и предприятия и частные  организации. Почти везде государство (правительство и местные органы власти) финансируют социальные программы; источниками финансирования являются налоговые поступления и взносы. Доля государства выше всего в  странах, представляющих англосаксонскую  и скандинавскую модели (в Дании - 74,2%). Доля государства в странах  с континентальной (корпоративной) моделью сравнительно низка (в Голландии - 27,5%, в Германии - 37%), зато доля частных  организаций в этих странах значительна (Голландия - 46,9%, Бельгия - 35,2%, Германия - 29,3%).

2.2 Опыт социальных  реформ в странах  СНГ и Балтии

Распад Советского Союза в начале 90-х гг. привел к образованию пятнадцати самостоятельных государств, перед которыми встали беспрецедентные проблемы в социальной сфере, требующие коренных перемен в формировании и реализации социальной политики.

Экономика стран, расположенных на пространстве бывшего  СССР, расценивается международным  сообществом как переходная.

Существуют конкретные механизмы и формы трансформации  системы социальной политики в странах  с переходной экономикой. Формами  социальной защиты населения в странах  с переходной экономикой становятся:

Переход от тотально-государственной  системы социальной защиты преимущественно  на страховые основы.

Создание традиционной для рыночной экономики системы  социальной защиты и ее структуры, в  том числе:

а) пенсионного  страхования;

б) страхования  по болезни;

в) страхования  по безработице;

г) медицинского страхования;

д) страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

е) пособий для  семей;

ж) пособий малообеспеченным.

3) Ускоренное  развитие социальных услуг, особенно  таких их видов, которые приобретают  особую актуальность и общественную  значимость в условиях смешанной  экономики:

а) услуги, связанные  с активной политикой на рынке  труда, проводимые службой занятости;

б) услуги по социальному  обслуживанию населения, осуществляемому  территориальными социальными службами.

Реализация социальной политики осуществляется в государствах СНГ и Балтии по-разному. Если бывшие прибалтийские республики откровенно копируют западные модели социальной политики, то Казахстан и Кыргызстан находятся в поиске собственных  стратегий социальных реформ и способов реализации социальной политики.

Примером реализации социальных реформ по западному образцу  может служить введение медицинского страхования в Эстонии, где менее, чем за полгода, реализована классическая модель медицинского страхования. Это происходило на рубеже 1991-1992 г.

Стратегия социальных реформ, выбранная в Казахстане, имеет средне срочный характер и направлена на создание перспектив устойчивого экономического роста, повышения благосостояния населения, активизации социальной политики с учетом интересов различных групп и слоев населения. Главная цель социальной политики в Казахстане - стабилизация уровня жизни населения и обеспечение его роста при уменьшении влияния кризисных явлений на наименее защищенные слои населения.

В этой связи  разработан и поэтапно осуществляется комплекс мероприятий, предусматривающий  совершенствование системы защиты малоимущих слоев населения, усиление адресности соответствующих действий, рост реальной заработной платы, реформу системы пенсионного обеспечения, социального и медицинского страхования.

В Казахстане создается  система поддержки доходов путем  реформирования оплаты труда, разрабатываются  меры и создаются механизмы для  получения более высоких заработков за счет личного трудового вклада, экономической предприимчивости и  инициативы вне зависимости от форм собственности, обеспечения минимальной занятости населения за счет использования общественных работ в регионах с высоким уровнем безработицы. Осуществляется работа по совершенствованию системы социального страхования за счет его персонификации. Предусматривается создание трехъярусной системы пенсионного обеспечения:

первый ярус - гарантированные государством минимальные  пенсии;

второй ярус - пенсии, предоставляемые по обязательному  пенсионному страхованию;

третий - пенсии, предоставляемые за счет добровольного  пенсионного страхования.

В социальной сфере  принимаются меры по поддержке и  сохранению сложившейся системы  учреждений социально-культурного  и бытового назначения, осуществляются реформы здравоохранения и образования. Особое внимание уделяется жилищной реформе.

Информация о работе Государство как субъект управления обществом