Государство как субъект управления обществом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:55, контрольная работа

Описание

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.

Работа состоит из  1 файл

Социальная политика в зарубежных странах.docx

— 44.57 Кб (Скачать документ)

Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано  с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение - властям необходима поддержка проводимых реформ.

В 1995 г. на фоне продолжающегося  падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана  на образование, здравоохранение и  социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993 г. -39% или 8% ВВП, в 1994 г. - 45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных  бюджетах, бюджетах областей, городов  и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще  больший процент - от 71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.

Разработка и  реализация социальной политики в Кыргызстане  строится исходя из учета двух значимых аспектов: финансового и социально-политического.

Финансовый аспект. В республике признаётся безусловная  важность макроэкономической стабилизации и эффективности, а также необходимость  сдерживания расходов на социальные нужды и пособия пропорционально  национальному Доходу.

Социально-политический аспект. Функционирование экономики  в рамках рыночных отношений практически  исключает сакрально-патерналистскую  модель социальной защиты. Люди должны выражать не только свои интересы, но и  нести большую ответственность  за обеспечение собственного достатка и благополучия.

Реализация социальной политики в Кыргызстане:

углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;

реформирование  системы социального страхования, в том числе и пенсионного  обеспечения;

обеспечение максимально  возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;

реформирование  систем здравоохранения и образования;

обеспечение работникам безопасных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.

Возможности реализации социальной политики в Украине обусловлены  негативными экономическими факторами, сложившимися в прошедшее десятилетие. За период 1990 -1995 гг. объём ВВП в  Украине сократился на 48%. Это связано  с сокращением промышленного  производства, производства сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления. Общий спад производства, причина  которого его структурная несбалансированность, существенно повлиял на формирование доходов населения. 

В Украине сложилась  разветвленная система социальной защиты населения. Однако это не свидетельствует  о ее эффективности. Только в 1995 г. около 80% семей были получателями различных  видов социальных выплат, помощи и  компенсаций из бюджетов всех уровней, социальных фондов и за счет средств предприятий и организаций. Около 29,5 млн. жителей Украины (при общей численности населения 52 млн.) составляли в 1995 г. контингенты получателей различных социальных выплат 

Неотложными мерами по реформированию системы социальной помощи населению являются внедрение  механизмов адресной помощи наиболее уязвимым группам населения с  одновременной и постепенной  ликвидацией практики предоставления её через всевозможные дотации и  льготы всем категориям населения независимо от уровня их доходов. Основные пути реализации этих мер: 

* установление  и финансовое обеспечение на  государственном уровне минимальных  социальных гарантий (пенсий, стипендий,  помощи малообеспеченным нетрудоспособным  гражданам, безработным), нормализация  соотношений между средними и  минимальными уровнями заработной  платы и пенсии пособиями по  безработице; 

осуществление этих гарантий, исходя из динамики потребительских  цен, упреждающих мер социальной защиты и адресного оказания социальной помощи и предоставления субсидий; 

защита покупательской способности малообеспеченных нетрудоспособных граждан и семей через периодический  пересмотр среднедушевого совокупного  дохода, который дает право на помощь. 

Важным сдерживающим фактором, ограничивающим возможность  реализации социальных реформ, является и отставание в реорганизации  институциональных основ и создании соответствующей происходящим изменениям нормативно-правовой базы системы социальной защиты Украины. Поэтому долговременные программы реформирования системы  социальной защиты населения и решение  неотложной социальных проблем в  Украине проходят по следующим основным направлениям: 

1. Упорядочение  организации оплаты труда

2. Продолжение  реформирования системы пенсионного  обеспечения

3. Совершенствование  адресной системы оказания населению  социальной помощи и субсидий

4. Реформирование  системы обязательного социального  страхования

5. Совершенствование  научного и кадрового обеспечения  системы социальной защиты 

Экономические потрясения, вызванные распадом СССР, разрывом связей в экономических  и торговых отношениях между бывшими  республиками, прекращение трансфертов  и субсидий из Центра драматическим  образом сказались на реальных доходах  в большинстве образовавшихся стран  СНГ. Практически во всех из них с  обретением независимости начались экономические реформы, в той  или иной степени, повлекшие структурные  преобразования в экономике и  приведшие к спаду производства, инфляции, бюджетному дефициту. Именно поэтому проблемы реализации социальной политики одинаковы во многих странах  СНГ. Изучение опыта стран ближнего зарубежья позволяет не повторять  ошибок соседей. 

2.3 Национальные  основы и особенности формирования  и реализации социальной политики  в Японии 
 

Социальная политика в Японии на стадии формирования и  реализации рассматривается в общей  концепции государственного регулирования  национальной экономики, обеспечивающей условия для ее развития, роста  благосостояния граждан и социальной безопасности населения. Однако иногда считают, что в Японии ослаблена  роль государства в регулировании  экономики и развитии социально-трудовых отношений. Действительно, поверхностный  взгляд на опыт этой страны вроде бы подтверждает сказанное. Государство, например, не является напрямую субъектом  трипатизма и социального партнерства. Но более глубокий анализ японского опыта свидетельствует об обратном - государственное влияние присутствует везде и во всем. 

Опыт Японии свидетельствует о том, что в  этой стране успешно, с пользой для  дела, используется очередной пятилетний план. Его характерные особенности - прозрачность, коллективизм в процессе разработки и выполнения, большое  воспитательное значение. Ведущая роль в разработке, процедуре принятия и реализации планов и социальных программ принадлежит институту  государственной службы. 

Формирование  и реализация социальной политики, развитие социально-трудовых отношений  в Японии происходит под воздействием пяти известных во всем мире систем, основанных на традициях и философии  народа. Утверждают, что именно на их основе и зиждется так называемое «японское чудо» - стремительное  вхождение Японии в состав самых  высокоразвитых стран мира. 

В их структуру  входят: 

система пожизненного найма;

система кадровой ротации;

система подготовки на рабочем месте;

система репутаций;

система оплаты труда.

Ценность и  причина действенности этих систем в том, что это не набор отдельных  элементов, а системы в единой системе. Каждая из них, дополняя другую, является основой и условием её функционирования, способствует запуску следующих  и эффективной их работе. 

Первым, ключевым элементом единого механизма  японской системы подготовки и использования  кадров является система пожизненного найма. В классическом виде в настоящее время она применяется лишь на некоторых крупных предприятиях и государственной службе. В остальных случаях нет юридически оформленного официального пожизненного найма. 

Следующая важная составляющая единого японского  механизма подготовки кадров на предприятиях - система ротации. Её суть в перемещении  работников по горизонтали и вертикали  через каждые 2-3 года выполнения функций  на определенном рабочем месте. Ротация  проводится без согласия работника. Критерий здесь прост и понятен - он поступил на предприятие и с  ним могут делать всё, что приносит эффект компании. 

Система ротации  обеспечивает гибкость рабочей силы и повышает уровень ее компетентности, квалификации и конкурентоспособности. Как правило, после нескольких (двух-трех) перемещений «белых» и «синих воротничков» по горизонтали, следует ротация по вертикали, т.е. повышение в должности, перевод на более высокооплачиваемую должность. Ротация способствует расширению кругозора, развитию более широкого взгляда работника на свою организацию. 

Критики системы  ротации говорят, что она в  какой-то мере «душит» инициативу, является тормозом работы на перспективу. Есть и другое весомое обстоятельство, гарантирующее в условиях ротации  не только добросовестную, качественную, но и творческую, перспективную деятельность всего персонала. Это система  репутаций. Суть ее в том, что где бы не работал сотрудник, специалист, он обязан выполнять свои обязанности так, чтобы при переходе через два-три года на новое место за ним закрепилась репутация прекрасного, инициативного работника и порядочного человека. Для этого на каждого из них составляется письменная характеристика. Объективность характеристик обеспечивается ежедневными проверками человека в форме опроса коллег, подчиненных, начальников, клиентов и т.д. Характеристика, следуя за специалистом, влияет на ротацию и определяет, как правило, его дальнейшую трудовую карьеру. 

Решающая роль в обеспечении эффективности  работы персонала принадлежит обучению и переподготовке работников. Хотя ключевое значение при этом отводится подготовке на рабочем месте, которую в Японии называют системой ОЧТ. Это элемент системы пожизненного найма. Японские организации, предприятия и госслужба не требуют от школ и вузов специальной подготовки. Они сами затем «доводят» обучение своего работника (бывшего выпускника школы) до уровня, нужного этой организации. 

Высокая результативность труда персонала, в том числе  государственных служащих, во многом обеспечивается созданием действенных  систем их мотиваций и, прежде всего, оплаты труда. Размер заработной платы (оклада) госслужащих определяется двумя обстоятельствами: градацией (разрядом), соответствующей должности работника (квалификации), и ступенью, определяемой возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых типовых сетках по оплате труда госслужащих одиннадцать градаций и тридцать две ступени. 

В частности, в  Японии - сколько предприятий и  организаций, ориентировочно столько  же форм, систем и моделей оплаты труда. Государство задает ключевые требования к системам оплаты труда (ее зависимость от квалификации, стажа, реальных результатов работы человека и т.д.), а конкретные механизмы  их реализации выбирает само предприятие  или учреждение. Кто, как не оно, знает  лучше свои особенности, сильные  и слабые стороны, качественный состав и т.д. 

III. Особенности  социальной политики в переходный  период 
 

3.1 Взаимосвязь  и взаимозависимость социальной  политики и экономики 
 

Эффективность реализации социальной политики любого уровня федерального, регионального, корпоративного во многом зависит от экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов государства, субъектов Федерации, муниципалитетов, предприятии и т.д. Без достаточных финансовых средств сложно говорить об адекватном развитии образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального сектора, рынка труда, обеспечении продуктивной занятости, социальной защиты населения, своевременной выплате заработной платы, пенсий, пособий и других источников и механизмов жизнеобеспечения граждан. 

Неудовлетворительное  развитие социальной сферы, рост нищеты, безработицы, в том числе в  ее скрытых формах, провалы в обеспечении  жилищно-коммунальными услугами населения, живущего на территориях российского  Севера, другие острые социальные потрясения объясняются во многом экономическими проблемами и ошибками формирования расходной части бюджетов, когда  на финансирование социальных мероприятий  предусматривают необоснованно  ограниченные средства. 

Информация о работе Государство как субъект управления обществом