Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:55, контрольная работа
Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.
Сегодня Россия переживает один из сложнейших периодов своего развития. С одной стороны, созданы правовые и институциональные основы рыночной экономики, с другой, позитивные изменения сочетаются с реально существующими проблемами на практике, которые нередко принимают глобальный характер, если обратиться к такой сфере общества, как социальная.
Как и во многих бывших республиках СССР, социальные проблемы в Кыргызстане сдерживают переход к рынку. Это связано с тем, что без должным образом обеспечиваемых прав личности, граждане ощущают угрозу со стороны либеральной экономики, особо проявляющуюся в росте безработицы и падении уровня жизни. Реализация адекватной социальной политики имеет и политическое значение - властям необходима поддержка проводимых реформ.
В 1995 г. на фоне продолжающегося падения производства доля расходов государственного бюджета Кыргызстана на образование, здравоохранение и социальное обеспечение составила 54% всех расходов или около 15% ВВП (в 1993 г. -39% или 8% ВВП, в 1994 г. - 45% или 14% ВВП). Наибольший удельный вес в социальной сфере занимали образование (21,1%), социальное обеспечение и социальная помощь (16,2%), здравоохранение (12,4%). В местных бюджетах, бюджетах областей, городов и районов удельный вес расходов социальной сферы составляет еще больший процент - от 71,1 до 94,5%. Вместе с тем, реальные расходы на социальные нужды из года в год сокращаются.
Разработка и
реализация социальной политики в Кыргызстане
строится исходя из учета двух значимых
аспектов: финансового и социально-
Финансовый аспект.
В республике признаётся безусловная
важность макроэкономической стабилизации
и эффективности, а также необходимость
сдерживания расходов на социальные
нужды и пособия
Социально-политический
аспект. Функционирование экономики
в рамках рыночных отношений практически
исключает сакрально-
Реализация социальной политики в Кыргызстане:
углубление адресности оказываемой социальной помощи с четким определением уровней и надежных источников финансирования;
реформирование
системы социального
обеспечение максимально возможной занятости, предотвращение массовой безработицы;
реформирование систем здравоохранения и образования;
обеспечение работникам безопасных условий труда и социальных гарантий в обеспечении его уровня.
Возможности реализации
социальной политики в Украине обусловлены
негативными экономическими факторами,
сложившимися в прошедшее десятилетие.
За период 1990 -1995 гг. объём ВВП в
Украине сократился на 48%. Это связано
с сокращением промышленного
производства, производства сельскохозяйственной
продукции, товаров народного потребления.
Общий спад производства, причина
которого его структурная
В Украине сложилась
разветвленная система
Неотложными мерами
по реформированию системы социальной
помощи населению являются внедрение
механизмов адресной помощи наиболее
уязвимым группам населения с
одновременной и постепенной
ликвидацией практики предоставления
её через всевозможные дотации и
льготы всем категориям населения независимо
от уровня их доходов. Основные пути реализации
этих мер:
* установление
и финансовое обеспечение на
государственном уровне
осуществление
этих гарантий, исходя из динамики потребительских
цен, упреждающих мер социальной
защиты и адресного оказания социальной
помощи и предоставления субсидий;
защита покупательской
способности малообеспеченных нетрудоспособных
граждан и семей через
Важным сдерживающим
фактором, ограничивающим возможность
реализации социальных реформ, является
и отставание в реорганизации
институциональных основ и
1. Упорядочение организации оплаты труда
2. Продолжение
реформирования системы
3. Совершенствование
адресной системы оказания
4. Реформирование
системы обязательного
5. Совершенствование
научного и кадрового
Экономические
потрясения, вызванные распадом СССР,
разрывом связей в экономических
и торговых отношениях между бывшими
республиками, прекращение трансфертов
и субсидий из Центра драматическим
образом сказались на реальных доходах
в большинстве образовавшихся стран
СНГ. Практически во всех из них с
обретением независимости начались
экономические реформы, в той
или иной степени, повлекшие структурные
преобразования в экономике и
приведшие к спаду
2.3 Национальные
основы и особенности
Социальная политика
в Японии на стадии формирования и
реализации рассматривается в общей
концепции государственного регулирования
национальной экономики, обеспечивающей
условия для ее развития, роста
благосостояния граждан и социальной
безопасности населения. Однако иногда
считают, что в Японии ослаблена
роль государства в регулировании
экономики и развитии социально-трудовых
отношений. Действительно, поверхностный
взгляд на опыт этой страны вроде бы
подтверждает сказанное. Государство,
например, не является напрямую субъектом
трипатизма и социального партнерства.
Но более глубокий анализ японского опыта
свидетельствует об обратном - государственное
влияние присутствует везде и во всем.
Опыт Японии
свидетельствует о том, что в
этой стране успешно, с пользой для
дела, используется очередной пятилетний
план. Его характерные особенности
- прозрачность, коллективизм в процессе
разработки и выполнения, большое
воспитательное значение. Ведущая роль
в разработке, процедуре принятия
и реализации планов и социальных
программ принадлежит институту
государственной службы.
Формирование
и реализация социальной политики,
развитие социально-трудовых отношений
в Японии происходит под воздействием
пяти известных во всем мире систем,
основанных на традициях и философии
народа. Утверждают, что именно на их
основе и зиждется так называемое
«японское чудо» - стремительное
вхождение Японии в состав самых
высокоразвитых стран мира.
В их структуру
входят:
система пожизненного найма;
система кадровой ротации;
система подготовки на рабочем месте;
система репутаций;
система оплаты труда.
Ценность и
причина действенности этих систем
в том, что это не набор отдельных
элементов, а системы в единой
системе. Каждая из них, дополняя другую,
является основой и условием её функционирования,
способствует запуску следующих
и эффективной их работе.
Первым, ключевым
элементом единого механизма
японской системы подготовки и использования
кадров является система пожизненного
найма. В классическом виде в настоящее
время она применяется лишь на некоторых
крупных предприятиях и государственной
службе. В остальных случаях нет юридически
оформленного официального пожизненного
найма.
Следующая важная
составляющая единого японского
механизма подготовки кадров на предприятиях
- система ротации. Её суть в перемещении
работников по горизонтали и вертикали
через каждые 2-3 года выполнения функций
на определенном рабочем месте. Ротация
проводится без согласия работника.
Критерий здесь прост и понятен
- он поступил на предприятие и с
ним могут делать всё, что приносит
эффект компании.
Система ротации
обеспечивает гибкость рабочей силы
и повышает уровень ее компетентности,
квалификации и конкурентоспособности.
Как правило, после нескольких (двух-трех)
перемещений «белых» и «синих воротничков»
по горизонтали, следует ротация по вертикали,
т.е. повышение в должности, перевод на
более высокооплачиваемую должность.
Ротация способствует расширению кругозора,
развитию более широкого взгляда работника
на свою организацию.
Критики системы
ротации говорят, что она в
какой-то мере «душит» инициативу, является
тормозом работы на перспективу. Есть
и другое весомое обстоятельство,
гарантирующее в условиях ротации
не только добросовестную, качественную,
но и творческую, перспективную деятельность
всего персонала. Это система
репутаций. Суть ее в том, что где
бы не работал сотрудник, специалист, он
обязан выполнять свои обязанности так,
чтобы при переходе через два-три года
на новое место за ним закрепилась репутация
прекрасного, инициативного работника
и порядочного человека. Для этого на каждого
из них составляется письменная характеристика.
Объективность характеристик обеспечивается
ежедневными проверками человека в форме
опроса коллег, подчиненных, начальников,
клиентов и т.д. Характеристика, следуя
за специалистом, влияет на ротацию и определяет,
как правило, его дальнейшую трудовую
карьеру.
Решающая роль
в обеспечении эффективности
работы персонала принадлежит обучению
и переподготовке работников. Хотя
ключевое значение при этом отводится
подготовке на рабочем месте, которую
в Японии называют системой ОЧТ. Это элемент
системы пожизненного найма. Японские
организации, предприятия и госслужба
не требуют от школ и вузов специальной
подготовки. Они сами затем «доводят»
обучение своего работника (бывшего выпускника
школы) до уровня, нужного этой организации.
Высокая результативность
труда персонала, в том числе
государственных служащих, во многом
обеспечивается созданием действенных
систем их мотиваций и, прежде всего,
оплаты труда. Размер заработной платы
(оклада) госслужащих определяется двумя
обстоятельствами: градацией (разрядом),
соответствующей должности работника
(квалификации), и ступенью, определяемой
возрастом (стажем) сотрудника. В разрабатываемых
типовых сетках по оплате труда госслужащих
одиннадцать градаций и тридцать две ступени.
В частности, в
Японии - сколько предприятий и
организаций, ориентировочно столько
же форм, систем и моделей оплаты
труда. Государство задает ключевые
требования к системам оплаты труда
(ее зависимость от квалификации, стажа,
реальных результатов работы человека
и т.д.), а конкретные механизмы
их реализации выбирает само предприятие
или учреждение. Кто, как не оно, знает
лучше свои особенности, сильные
и слабые стороны, качественный состав
и т.д.
III. Особенности
социальной политики в
3.1 Взаимосвязь
и взаимозависимость
Эффективность
реализации социальной политики любого
уровня федерального, регионального, корпоративного
во многом зависит от экономики, бюджетного
обеспечения, финансовых ресурсов государства,
субъектов Федерации, муниципалитетов,
предприятии и т.д. Без достаточных финансовых
средств сложно говорить об адекватном
развитии образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунального сектора,
рынка труда, обеспечении продуктивной
занятости, социальной защиты населения,
своевременной выплате заработной платы,
пенсий, пособий и других источников и
механизмов жизнеобеспечения граждан.
Неудовлетворительное
развитие социальной сферы, рост нищеты,
безработицы, в том числе в
ее скрытых формах, провалы в обеспечении
жилищно-коммунальными услугами населения,
живущего на территориях российского
Севера, другие острые социальные потрясения
объясняются во многом экономическими
проблемами и ошибками формирования
расходной части бюджетов, когда
на финансирование социальных мероприятий
предусматривают необоснованно
ограниченные средства.
Информация о работе Государство как субъект управления обществом